Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации, и в сжатом виде рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов предприятий.
Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий в процессе их трансформации.
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях 5
1.2. Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение 12
1.3. Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии 19
2. Расчетная часть 30
Заключение 48
Список использованной литературы 50
В числе ключевых элементов системы организации управления на базе выделения прибылеобразующих и инвестицион-но-развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен. Трансфертной называется цена, используемая для определения стоимости продукции (товаров, услуг), передаваемой прибылеобразующим или инвестиционно-развивающим центром ответственности другому центру ответственности внутри компании. Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам.
Трансфертное ценообразование осуществляется при участии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценообразования в случае, если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно.
Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратно-ориентированные и компромиссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарткостинга. В третьем случае за основу берется либо рыночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров между руководством центров и при активном участии высшего руководства.
Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.
Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т. е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.). Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.
В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продавцов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.
Финансовые
ресурсы хозяйствующего субъекта –
это денежные средства, имеющиеся
у предприятия в его
Финансовые ресурсы направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственного процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал – это часть финансовых ресурсов.
Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложения в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль. Капитал должен постоянно совершать кругооборот. Чем больше за год будет совершено оборотов капитала, тем больше у инвестора будет годовая прибыль.
В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.
Основные фонды представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используют в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. К основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда и сроком службы более одного года. Исключение составляют сельскохозяйственные машины и орудия, строительный механизированный инструмент, рабочий и продуктивный скот, которые считаются основными средствами независимо от стоимости.
Стоимость
основных фондов, за исключением земельных
участков, частями, по мере износа, переносятся
на стоимость продукции и
Нематериальные активы представляют собой вложения денежных средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течении долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права, торговые марки и т.д.
Нематериальные активы используются длительное время, и с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, неясность при установлении прибыли их применения.
Обработанные фонды по вещественному содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы включают, согласно Положению о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 28 июля 1998 года, предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев и стоимостью до 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда. К МБП, независимо от срока службы и стоимости, относятся также орудия лова, бензомоторные пилы, сучкорезы, сезонные дороги и спецодежда. МБП с 2000 года относятся к статье баланса «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности». Оборотные производственные фонды принимают однократное участие в производственном процессе, изменения при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость полностью переносится на вновь производственный продукт. Основное назначение оборотных фондов, заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности производства.
Фонды
обращения связаны с
Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства.
Финансовые
ресурсы образуются за счет целого
ряда источников. Эти источники классифицируют
на собственные и заемные
К
собственным средствам
Следующим источником собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает в себя следующее:
Добавочный
капитал аккумулирует денежные средства,
поступающие предприятию в
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы в основном формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.
За счет прибыли образуется резервный капитал предприятия. Резервный капитал предназначен для покрытия его убытков. Согласно мировой практике он должен также использоваться в двух направлениях:
Существуют дополнительные источники самофинансирования предприятия:
Эти источники средств относятся к обязательствам второй очередности, созданные предприятием самостоятельно.
Собственные источники финансирования характеризуются следующими основными положительными моментами:
В месте с тем, ему присущи следующие недостатки:
Для покрытия потребностей в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становятся необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть в результате отклонений в нормальном кругообороте средств по независящим от предприятия причинам: