Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и методических основ определения безубыточности производства.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические и методические основы определения безубыточности производства;
– определить порог рентабельности и запас финансовой прочности на конкретном предприятии.
Введение………………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретические и методические основы определения безубыточности производства……………………………………………………...…………………….4
1.1. Понятие выручки от реализации продукции…………………………………….4
1.2. Постоянные и переменные затраты предприятия……………………………….6
1.3. Эффект операционного рычага (левериджа)…………………………………...10
1.4. Методика расчета порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия………………………………….......................14
Глава 2. Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»………………………………21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……………....21
2.2. Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности для ООО "Камелия"……………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………
,
где
Rпорог – порог рентабельности
(точка безубыточности).
Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
ЗФП=ВР – ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности,
ВР – выручка от реализации,
ПР – порог рентабельности.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Чем
выше показатель финансовой прочности,
тем меньше риск потерь для предприятия.
Глава
2. Оценка порога рентабельности (точки
безубыточности) и запаса
финансовой прочности
на примере ООО «Камелия»
2.1.
Организационно-экономическая
характеристика предприятия
ООО "Камелия" было учреждено согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ГК РФ), который был принят Государственной Думой Российской Федерации 21.10.94 г. и Федеральному законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.
Данное предприятие
Целью создания ООО "Камелия", согласно Уставу, является более полное насыщение рынка товарами народного потребления и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Предметом деятельности предприятия является: розничная торговля товарами народного потребления, включая одежду, обувь из кожи, сувениры.
В соответствии с Уставом в обязанности ООО "Камелия" входит:
- своевременное предоставление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;
-
уплата налогов в соответствии
с Налоговым Кодексом
Нижеприведенная
схема описывает структуру
Рис.
2.1.1. Организационная схема управления
ООО "Камелия".
Оперативными
работниками на предприятии является
торговый персонал, который составляют
продавцы и кассиры, которые непосредственно
осуществляют торговлю продукцией предприятия.
К административно-
Согласно рисунку 2.1.1. руководство организацией осуществляется директором магазина. Директор же является также и основным его учредителем. В связи с этим, директор имеет право без доверенности от имени предприятия заниматься представлением его интересов, осуществлять заключение договоров, проводить выдачу доверенностей, утверждать штатное расписание, издавать приказы и распоряжения.
В подчинение к директору входят товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.
В круг обязанностей товароведов входит контроль качества товаров, реализуемых в магазине. Работа, которую они выполняют, имеет огромную важность, так как от качества товаров зависит репутация магазина и отношение покупателей.
Главный бухгалтер отвечает за ведение на предприятии ООО "Камелия" бухгалтерского учета. В его обязанности входит учет всех хозяйственных операции, проводимых на предприятии, составление бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета, подача налоговых деклараций и форм отчетности в органы налоговой инспекции в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, начисление заработной платы и премий работникам организации, а также другие обязанности, определенные действующем законодательством.
Заведующая
секциями отвечает за распределение
товара по секциям, группам и т.д.
Также данный работник призван следить
за работой торгового и
Для расчета порога рентабельности и запаса финансовой прочности воспользуемся показателями работы ООО "Камелия" за октябрь 2010 года. (табл.2.1.1.) Данная таблица составлена на основе данных Отчета о прибылях и убытках (Форма №2) предприятия ООО "Камелия". Форма отчета приведена в Приложении. Подобный отчет руководство предприятия регулярно (не реже одного раза в месяц) составляет для учредителей организации с целью доведения до них самой последней информации о состоянии и положении организации.
Таблица 2.1.1. Показатели хозяйственной деятельности фирмы за октябрь 2010 г.
Выручка,
тыс. руб. |
Издержки, тыс. руб. | |||||||||
Оклады
работников |
Налоги | Арендные
платежи |
Комму-нальные платежи | Оплата
рекламных услуг |
Выплата
% за кредит |
Аморти-зационные
отчисления |
Расходы
на закупку по договору |
Расходы
На Текущий ремонт |
Роялти,% | |
4900,0 | 641,0 | 1034,0 | 100,0 | 70,0 | 18,0 | 58,8 | 22,3 | 2220,0 | 3,7 | 5% |
Следует отметить, что показатели
издержек являются суммарными
величинами, т.е. оклады работников
представляют собой сумму
Роялти представляет собой регулярный платеж фирмы франчайзеру (правообладателю торговой марки) в процентах от месячной выручки (единственный показатель, приведенный в таблице в процентах).
В
графе налоги приведен суммарных
показатель всех налоговых платежей
(кроме налога на прибыль). В процентном
соотношении для косвенных
Под
расходами на закупку по договору
франчайзинга подразумеваются расходы
на оптовую закупку продукции
у франчайзера для ее последующей
реализации.
2.2.
Расчет порога
рентабельности (точки
безубыточности) и запаса
финансовой прочности
для ООО "Камелия"
В связи с тем, что организация реализует достаточно большое количество наименований продукции, то рассчитать порог рентабельности в натуральном выражении не представляется возможным, так как переменные затраты на каждый вид реализуемой продукции различны, также как и цена реализации. Применение усредненных данных привело бы к неточности расчетов.
В связи этим порог рентабельности определяется как сумма выручки, необходимая для покрытия постоянных и переменных издержек организации.
Для
расчета порога рентабельности в
этом случае применим следующую формулу:
ПР = Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),
где ПР – порог рентабельности;
Зпост – затраты постоянные;
Зпер – затраты переменные;
ВР – выручка от реализации.
Основываясь на данных таблицы 2.1.1., разделим затраты на переменные и постоянные:
К постоянным издержкам отнесем: оклады работников, арендные платежи, коммунальные платежи, оплата рекламных услуг, выплата процентов за кредит, амортизационные отчисления, расходы на текущий ремонт, налоги кроме НДС, т.е. 20% от суммы налогов (206,8 тыс. руб.).
Зпост
= 641,0+100,0+70,0+18,0+58,8+22,
Переменные издержки: расходы на закупку по договору франчайзинга, роялти, НДС (827,2 тыс. руб.).
Зпер =
(4900,0*5%)+2220,0+827,2=3292,
Далее
подставим имеющиеся данные в формулу
и рассчитаем порог рентабельности:
ПР = 1120,6/((4900,0 – 3292,2)/4900,0) = 3 415 188 руб.
Таким образом, порог рентабельности для ООО "Камелия" на основе данных о его хозяйственной деятельности составляет 3 415 188 рубля.
Вывод: при выручке в 3 415 188 рубля фирма полностью покроет все свои переменные и постоянные затраты. В этой точке прибыль ООО "Камелия" будет равна нулю. В случае если выручка будет ниже, чем порог рентабельности – фирма будет нести убытки. Если же выручка больше суммы, которая определяет порог рентабельности – то данная организация будет получать прибыль. В рассмотренном примере выручка составила 4 900 000 рублей, что больше порога рентабельности. Это означает, что данный хозяйствующий субъект является прибыльным и имеет запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности для ООО "Камелия" рассчитаем по формуле
ЗФП
= ВР - ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности;
ВР – выручка от реализации;
ПР – порог рентабельности.
Подставим
имеющиеся у нас данные и рассчитаем
запас финансовой прочности для рассматриваемого
хозяйствующего субъекта:
ЗФП
= 4 900,0 – 3 415 188 = 1 484 812 руб.
Запас финансовой прочности для ООО "Камелия" составляет 1 484 812 рублей.
Данный показатель показывает, насколько предприятие может снизить свою выручку и не войти в зону убыточности.
На
основании расчета запаса финансовой
прочности можно сделать
ООО "Камелия" имеет запас финансовой прочности, позволяющий ему сохранить прибыль и не понести убытков даже в случае снижения выручки. Данная фирма, как и любой хозяйствующий субъект стремиться в своей деятельности максимально увеличить запас финансовой устойчивости, так как это дает возможность фирме рентабельно функционировать даже в условиях неблагоприятной экономической обстановки или кризиса. Это особенно важно учитывая специфику деятельности ООО "Камелия". Розничная торговля достаточно нестабильный бизнес. Спрос на товары может колебаться под действием множества различных экономических и социальных факторов. Даже такой фактор как погодные условия имеет влияние на выручку торгового предприятия в конкретный момент. Хороший запас финансовой прочности – это залог успеха любого субъекта хозяйствования и ООО "Камелия" не исключение.
Руководство предприятия постоянно проводит расчеты порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости с целью получения информации касательно состояния организации. На основе анализа этих показателей принимаются те или иные управленческие решения.