Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и методических основ определения безубыточности производства.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические и методические основы определения безубыточности производства;
– определить порог рентабельности и запас финансовой прочности на конкретном предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретические и методические основы определения безубыточности производства……………………………………………………...…………………….4
1.1. Понятие выручки от реализации продукции…………………………………….4
1.2. Постоянные и переменные затраты предприятия……………………………….6
1.3. Эффект операционного рычага (левериджа)…………………………………...10
1.4. Методика расчета порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия………………………………….......................14
Глава 2. Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»………………………………21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……………....21
2.2. Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности для ООО "Камелия"……………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам организаций 2010 год.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Уровень операционного рычага рассчитывается так: 

      ,

     Зпост  – постоянные затраты,

     Зпер  – переменные затраты. 

     Операционный  анализ работает с такими параметрами  деятельности предприятия, как затраты, объем реализации и прибыль. Большое  значение для операционного анализа  имеет разделение затрат на постоянные и переменные. Основными величинами, используемыми в операционном анализе, являются: валовая маржа (сумма покрытия), сила операционного левериджа, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности.

     Валовая маржа (сумма покрытия) – эта величина рассчитывается как разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Она показывает, хватает ли у предприятия средств для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

     Сила  воздействия операционного рычага. Вычисляется как отношение валовой  маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль.

     Зависимость финансовых результатов операционной деятельности предприятия, при прочих равных условиях, от предположений, связанных  с изменением объема производства и  реализации товарной продукции, постоянных расходов и переменных издержек на производство продукции, составляет содержание анализа операционного левериджа.[10, 135с.]

     Влияние увеличения объема производства и реализации товарной продукции на прибыль предприятия  определяется понятием операционного рычага, воздействие которого проявляется в том, что изменение выручки сопровождается более сильной динамикой изменения прибыли.

     Вместе  с этим показателем при анализе  финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину эффекта  операционного рычага (левериджа), обратную величине порога безопасности: 

      ,  

     где Зпост – постоянные затраты,

     П – прибыль. 

     Операционный  рычаг показывает насколько процентов  изменится прибыль при изменении  выручки на 1%. Эффект операционного  левериджа заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Сила воздействия операционного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры.[7, 352с.]

     Найденное с помощью формулы значение эффекта  операционного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования  изменения прибыли в зависимости  от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу: 

      ,  

     где D ВР – изменение выручки в %;

     D П – изменение прибыли в %. 

     Эффект  операционного рычага состоит в  том, что любое изменение выручки  от реализации приводит к еще более  сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает, и воздействие операционного рычага падает.

     Основными тремя составляющими операционного  рычага являются постоянные затраты, переменные затраты и цена. Все они в той или иной степени связаны с объемом продаж. Меняя их, можно оказывать влияние на объем продаж.

     Изменение постоянных затрат

     Если  значительно урезать статьи приходящиеся на постоянные затраты, к примеру, урезав накладные расходы, величину минимального безубыточного объема можно значительно снизить (рис.1.3.1). Вследствие этого эффект ускоренного изменения прибыли начнет срабатывать на более низком уровне.

     

     1 – новый минимальный объем  безубыточности

     2 – старый минимальный объем безубыточности

     Рис.1.3.1. Изменение постоянных затрат.

     Уменьшение  постоянных затрат на 25% с 200 т.р. до 150 т.р. привело к смещению точки безубыточности в лево на 100 шт. или на 25% с 400 шт. до 300 шт. Как видно из рисунка 1.3.1. снижение постоянных затрат – это прямой и эффективный способ уменьшить минимальный безубыточный объем, чтобы повысить прибыльность предприятия.

     Изменение переменных затрат

     Уменьшение  прямых переменных затрат на производство приводит к увеличению контрибуции, которую приносит каждая дополнительная единица, что в свою очередь влияет на увеличение прибыли, а так же к смещению точки безубыточности.

     Уменьшение  прямых переменных затрат может быть достигнуто с помощью перехода на новые более современные материалы  производства или с помощью переориентации на поставщика, который предлагает менее дорогие комплектующие. 

     

     1 – новый минимальный объем  безубыточности

     2 – старый минимальный объем  безубыточности

     Рис.1.3.2. Изменение переменных затрат.

     Как видно из рисунка 1.3.2. 25% снижение переменных издержек, так же привело к увеличению прибыли и смещению точки безубыточности на 11% с 400 шт. до 356 шт. Данное смещение менее значительно, чем при той же доле уменьшения постоянных затрат. Причина этому лежит в том, что снижение относится только к маленькой доле суммарных затрат на производство, так как в этом примере переменные затраты относительно не велики. 

     Изменение цены

     Если  изменение постоянных и переменных затрат в большинстве случаев  подконтрольны менеджменту, то изменение  цены в большинстве случаев продиктовано требованием рынка. Изменение цены на продукцию обычно влияет на рыночное равновесие и прямо воздействует на объем продукции в натуральном выражении. Как результат, анализа изменения цены будет не достаточно, что бы определить его влияние на безубыточность, так как в результате изменения цены так же изменится объем реализуемой продукции. Другими словами, изменение цены может непропорционально, сильно отразится на объеме реализуемой продукции. Повышение цены может сместить точку безубыточности влево, но одновременно значительно снизить объем реализуемой продукции, что приведет к потере прибыли. Так же повышение цены может сместить точку безубыточности вправо, но одновременно так увеличить объем реализации, что прибыль возрастет очень значительно. 

     

     1 – новый минимальный объем  безубыточности

     2 – старый минимальный объем  безубыточности

     Рис.1.3.3.

     Как видно из рисунка 1.3.3. в результате снижения цены продукции на 100 р. Точка  безубыточности сместилась на 100 шт. вправо. То есть сейчас чтобы достигнуть того же уровня прибыли, что и раньше предприятие должно продавать 100 шт. дополнительно. Изменение цены сказывается на внутренних результатах, но зачастую оно имеет еще больший эффект на рынок. Поэтому, если сразу после уменьшения цены конкуренты на рынке так же снизили цены, то данное решение было ошибочным, так как у всех уменьшилась прибыль. Если же преимущество в увеличившемся объеме реализации может быть получено в течение долгого промежутка времени, то решение о снижении цены было правильным. Поэтому при изменении цены нужно больше учитывать требования рынка, а не внутренние потребности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методика  расчета порога рентабельности (точки  безубыточности) и  запаса финансовой прочности  предприятия
 

     Порог рентабельности (точка безубыточности) это такой объем производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

     В системе бухгалтерского управленческого  учета для вычисления порога рентабельности (точки безубыточности) применяются три метода:

          – математический метод (метод уравнения);

          – метод маржинального дохода (валовой прибыли);

          – графический метод.

     Математический  метод (метод уравнения)

     Для вычисления порога рентабельности (точки  безубыточности) сначала записывается формула расчета прибыли предприятия: 

     Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - Переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль 

     или 

     Цена  единицы продукции  *  X - Переменные расходы на единицу продукции *  X - Постоянные расходы = 0, 

     где X – объем реализации в точке безубыточности, шт.

     Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

X * (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции)  = Постоянные расходы 

     Далее выводится конечная формула для  расчета точки равновесия: 

                                                        Постоянные затраты

        Х     =      

                              Цена за единицу  – Переменные  затраты на единицу 

     Метод маржинального дохода (валовой  прибыли)

     Маржинальный  доход – это сумма покрытия, т.е. маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты, чтобы у организации не было убытка.  

     Маржинальный  доход = Выручка от продажи продукции  – Переменные затраты;

     Маржинальный  доход на единицу (ставка покрытия) = Цена на единицу  – Переменные затраты  на единицу 

     Ставка  покрытия должна покрывать постоянные затраты на единицу. 

     Выручка от реализации продукции (работ, услуг) - Переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль

или 

     Маржинальный  доход = Постоянные затраты;

     Маржинальный  доход на единицу * Х = Постоянные затраты; 

                                                            Постоянные затраты

      Точка безубыточности    =

                                                          Маржинальный доход  на единицу

         Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от реализации, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:

                      Маржинальный доход (руб.)

     Х     =                                 *    100 % 

                      Выручка от реализации (руб.) 
 

     Графический метод

     Данный  способ основан на построении двух линий: линии совокупных затрат (У = а + bx) и линии выручки (У` = цена * х). Пересечение этих линий – порог рентабельности (точка безубыточности) (рис. 1.4.1.)

       

Рис.1.4.1. Порог  рентабельности (точка безубыточности).

     Прямые  показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки  от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем  производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше — получает прибыль. Зная порог рентабельности можно рассчитать критический объем производства: 

Информация о работе Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»