Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:56, курсовая работа
В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Введение
1.Основы организации расходования бюджетных средств
1.1 Понятие и сущность расходования бюджетных средств
1.2 Механизм расходования бюджетных средств
2. Динамика и оценка эффективности расходования бюджетных средств Российской Федерации
2.1 Анализ доходной части бюджета
2.2 Оценка расходования бюджетных средств
2.3 Анализ проблем расходования бюджетных средств
3.Пути совершенствования эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации
3.1 Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям
государственной политики
3.2 Бюджетное послание на 2013-2014 годы
Заключение
3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния.
Свойства финансирования производителей близки к натуральной помощи. К числу дополнительных преимуществ можно отнести то, что этот метод не связан с отбором нуждающихся, а значит, требует меньших административных затрат.
Однако обилие недостатков делает финансирование производителей наименее эффективным типом трансфертов:
такие социальные расходы не избирательны. Субсидируемые товары могут приобретать по низким ценам все граждане, а не только нуждающиеся. Значит, выгоды от социальных расходов получают те, на кого они не были рассчитаны;
финансирование производителей может быть несправедливым, если объем потребления субсидируемых благ увеличивается при росте благосостояния. Это касается, например, жилищно-коммунальных услуг;
выплаты производителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих интересов во властных структурах.
3. Пути совершенствования эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации
3.1. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям
государственной политики
Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей предлагается разработать и принять долгосрочные и ведомственные целевые
программы (согласно приложению, разрабатывается).
Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ (согласно приложению 2), разработанных в установленном порядке и с учетом следующих основных положений в соответствующих сферах (отраслях).
1) Социальная защита населения и поддержка занятости.
• Оптимизация категорий получателей и состава льгот.
• Определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки.
• Повышение адресности социальной помощи, повышение точности
• определения нуждаемости.
• Совершенствование порядка исполнения социальных обязательств.
• Совершенствование разграничения полномочий выполнения социальных обязательств между уровнями государственной власти и муниципальными образованиями.
• Создание дополнительных стимулов для привлечения в экономику
молодежи, работников старшего возраста, а также для расширения участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости.
• Снижение административных барьеров, препятствующих высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.
• Стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
• Совершенствование механизма формирования перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
• Модернизация трудового законодательства в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров, развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости.
• Создание обоснованной системы оценки и мониторинга пенсионных обязательств Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
2) Здравоохранение.
• Переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования.
• Установление федеральных требований к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
• Совершенствование системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива.
• Совершенствование системы ценообразования на лекарственные средства, закупаемые для государственных и муниципальных нужд, включая установление референтных цен и фиксированных торговых надбавок.
• Повышение уровня оказания амбулаторной медицинской помощи
населению путем создания условий для развития профилактической помощи, стационаров на дому и стационаров дневного пребывания в больницах и диагностических центрах.
• Конкретизация порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг.
• Осуществление перехода от единого социального налога в части средств, поступающих в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, к страховому взносу по единому для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей тарифу.
• Создание механизма налогового стимулирования работодателей и граждан, способствующего развитию добровольного медицинского страхования.
• Разработка механизмов интеграции обязательного и добровольного медицинского страхования по соответствующим программам.
• Расширение финансово-хозяйственной самостоятельности и повышение прозрачности деятельности организаций здравоохранения.
• Уточнение распределения полномочий в сфере здравоохранения между муниципальным и региональным уровнями власти с целью усиления ответственности субъектов Российской Федерации за организацию здравоохранения.
• Расширение возможности граждан влиять на деятельность организаций здравоохранения, введение практики оценки пациентом качества оказанной медицинской помощи.
• Разработка стратегии организации и оказания медицинской помощи при тяжелых заболеваниях, требующих высоких финансовых затрат (ежегодно до 10 заболеваний, потребляющих наибольший объем ресурсов).
• Возмещение страховыми медицинскими организациями расходов на оплату лекарственных средств, отпущенных аптечными организациями отдельным категориям граждан.
• Создание системы планирования подготовки врачей и среднего медицинского персонала.
• Формирование инвестиционных программ здравоохранения на основе государственных и частных инвестиций при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства, в том числе концессионных соглашений.
3) Образование.
• Введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг
• Расширение участия работодателей в подготовке образовательных стандартов, в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, работе учреждений профессионального образования, оценке качества их деятельности.
• Ликвидация мелких ВУЗов и филиалов или их присоединение к крупным ведущим университетам.
• Сокращение непрофильного приема в ВУЗы, передача части освободившихся бюджетных мест этим же ВУЗам под профильный прием и части – профильным ВУЗам.
• Расширение возможностей получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями.
• Внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов.
• Внедрение в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями.
• Внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов.
• Создание условий для обеспечения участия потребителей
образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
• Ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования.
• Содействие развитию советов самоуправления в образовательных
учреждениях.
• Осуществление конкурсной поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих современную модель образования.
• Проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
• Расширение практики использования целевого капитала.
• Изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
4) Наука и инновационная деятельность.
• Вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.
• Создание механизма межведомственной координации НИОКР.
• Учет рейтингов организаций (ученых), конкурсное распределение бюджетных средств между организациями.
• Совершенствование программы фундаментальных исследований, повышение статуса и оптимизация функций академий наук.
• Совершенствование государственной системы учета, распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.
• Создание института независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой.
5) Жилищно-коммунальное хозяйство.
• Развитие системы управления имущественными комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений.
• Обеспечение содействия самоорганизации граждан и развитию бизнеса в сфере управления жилищным фондом.
• Создание механизмов и разработка инструментов повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ.
• Стимулирование системных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и обновление жилищного фонда.
• Создание условий для привлечения бизнеса и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе путем реформирования системы тарифообразования, перехода к долгосрочным методам регулирования тарифов, ликвидации перекрестного субсидирования и привязки тарифов к качеству реализуемых услуг.
6) Транспорт и транспортная инфраструктура.
• Разработка критериев отбора инвестиционных проектов и стандартизация подходов к оценке их эффективности, а также привлечение новых источников финансирования по крупным инфраструктурным проектам.
• Развитие частно-государственного партнерства (концессии).
• Разработка технических регламентов в области дорожного хозяйства.
• Объединение контрактов на строительство и содержание автодорог. Создание условий для демонополизации рынка подряда на работы по содержанию дорог, в том числе, введение долгосрочных контрактов.
• Подготовка и принятие федерального закона об аэропортах и аэропортовой деятельности.
• Развитие конкурентной тарифной политики на транспортные услуги.
• Создание и развитие портовых особых экономических зон.
• Обеспечение конкурентных тарифов на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
7) Обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка
• Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на новый уровень, создание современной боеспособной и мобильной армии.
• Обеспечение полного перехода на комплектование должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
• Создание новой системы оплаты воинского труда и материального стимулирования и совершенствование порядка пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
• Переоснащение войск новыми системами и образцами вооружения и
военной техники.
• Реформирование системы денежного довольствия военнослужащих, военнослужащих органов безопасности и сотрудников правоохранительных органов и совершенствование порядка пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы.
• Совершенствование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (путем обеспечения перевода милиции общественной безопасности на финансирование за счет средств федерального бюджета и оптимизации структуры МВД России).
• Повышение эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в том числе путем реорганизации войск гражданской обороны в воинские спасательные формирования постоянной готовности
3.2. Бюджетное послание на 2013-2014 гг.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года)[4]:
Информация о работе Оценка эффективности расходования бюджетных средств