Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Содержание

Введение
1.Основы организации расходования бюджетных средств
1.1 Понятие и сущность расходования бюджетных средств
1.2 Механизм расходования бюджетных средств
2. Динамика и оценка эффективности расходования бюджетных средств Российской Федерации
2.1 Анализ доходной части бюджета
2.2 Оценка расходования бюджетных средств
2.3 Анализ проблем расходования бюджетных средств
3.Пути совершенствования эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации
3.1 Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям
государственной политики
3.2 Бюджетное послание на 2013-2014 годы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности расходования бюджетных средств.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния.

Свойства финансирования производителей близки к натуральной помощи. К числу дополнительных преимуществ можно отнести то, что этот метод не связан с отбором нуждающихся, а значит, требует меньших административных затрат.

Однако обилие недостатков делает финансирование производителей наименее эффективным типом трансфертов:

      такие социальные расходы не избирательны. Субсидируемые товары могут приобретать по низким ценам все граждане, а не только нуждающиеся. Значит, выгоды от социальных расходов получают те, на кого они не были рассчитаны;

      финансирование производителей может быть несправедливым, если объем потребления субсидируемых благ увеличивается при росте благосостояния. Это касается, например, жилищно-коммунальных услуг;

      выплаты производителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих интересов во властных структурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования эффективности расходования бюджетных средств в Российской Федерации

3.1. Повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям

государственной политики

Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей предлагается разработать и принять долгосрочные и ведомственные целевые

программы (согласно приложению, разрабатывается).

Практическое применение предлагаемых Программой принципов и инструментов будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ  (согласно приложению 2),  разработанных в установленном порядке и с учетом следующих основных положений в соответствующих сферах (отраслях).

1) Социальная защита населения и поддержка занятости.

•          Оптимизация категорий получателей и состава льгот.

•          Определение наиболее эффективных мер и форм социальной поддержки.

•          Повышение адресности социальной помощи,  повышение точности

•          определения нуждаемости.

•          Совершенствование порядка исполнения социальных обязательств.

•          Совершенствование разграничения полномочий выполнения социальных обязательств между уровнями государственной власти и муниципальными образованиями.

•          Создание дополнительных стимулов для привлечения в экономику

     молодежи,  работников старшего возраста,  а также для расширения       участия женщин в трудовой деятельности с учетом поддержки рождаемости.

•          Снижение административных барьеров, препятствующих высвобождению избыточной рабочей силы на низкоэффективных предприятиях.

•          Стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

•          Совершенствование механизма формирования перечня профессий (специальностей,  должностей)  по видам экономической деятельности,  на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

•          Модернизация трудового законодательства в целях повышения эффективности механизма разрешения трудовых споров,  развития норм регулирования трудовых отношений при применении дистанционной занятости и других новых и развивающихся форм занятости.

•          Создание обоснованной системы оценки и мониторинга пенсионных обязательств Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

2) Здравоохранение.

•          Переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования.

•          Установление федеральных требований к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

•          Совершенствование системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива.

•          Совершенствование системы ценообразования на лекарственные средства, закупаемые для государственных и муниципальных нужд,  включая установление референтных цен и фиксированных торговых надбавок.

•          Повышение уровня оказания амбулаторной медицинской помощи

населению путем создания условий для развития профилактической помощи, стационаров на дому и стационаров дневного пребывания в больницах и диагностических центрах.

•          Конкретизация порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг.

•          Осуществление перехода от единого социального налога в части средств, поступающих в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования,  к страховому взносу по единому для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей тарифу.

•          Создание механизма налогового стимулирования работодателей и граждан, способствующего развитию добровольного медицинского страхования.

•          Разработка механизмов интеграции обязательного и добровольного медицинского страхования по соответствующим программам.

•          Расширение финансово-хозяйственной самостоятельности и повышение прозрачности деятельности организаций здравоохранения.

•          Уточнение распределения полномочий в сфере здравоохранения между муниципальным и региональным уровнями власти с целью усиления ответственности субъектов Российской Федерации за организацию здравоохранения.

•          Расширение возможности граждан влиять на деятельность организаций здравоохранения,  введение практики оценки пациентом качества оказанной медицинской помощи.

•          Разработка стратегии организации и оказания медицинской помощи при тяжелых заболеваниях, требующих высоких финансовых затрат  (ежегодно до 10 заболеваний, потребляющих наибольший объем ресурсов).

•          Возмещение страховыми медицинскими организациями расходов на оплату лекарственных средств,  отпущенных аптечными организациями отдельным категориям граждан.

•          Создание системы планирования подготовки врачей и среднего медицинского персонала.

•          Формирование инвестиционных программ здравоохранения на основе государственных и частных инвестиций при активизации использования механизмов частно-государственного партнерства,  в том числе концессионных соглашений.

3) Образование.

•          Введение нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг

•          Расширение участия работодателей в подготовке образовательных стандартов,  в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах,  работе учреждений профессионального образования, оценке качества их деятельности.

•          Ликвидация мелких ВУЗов и филиалов или их присоединение к крупным ведущим университетам.

•          Сокращение непрофильного приема в ВУЗы,  передача части освободившихся бюджетных мест этим же ВУЗам под профильный прием и части – профильным ВУЗам.

•          Расширение возможностей получения государственного (муниципального)  задания  (заказа)  на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями.

•          Внедрение на всех уровнях образования образовательных стандартов.

•          Внедрение в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями.

•          Внедрение независимой системы оценки качества образования на всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов.

•          Создание условий для обеспечения участия потребителей

образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

•          Ужесточение лицензионных требований к учреждениям образования.

•          Содействие развитию советов самоуправления в образовательных

учреждениях.

•          Осуществление конкурсной поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих современную модель образования.

•          Проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

•          Расширение практики использования целевого капитала.

•          Изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.

4) Наука и инновационная деятельность.

•          Вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

•          Создание механизма межведомственной координации НИОКР.

•          Учет рейтингов организаций  (ученых),  конкурсное распределение бюджетных средств между организациями.

•          Совершенствование программы фундаментальных исследований, повышение статуса и оптимизация функций академий наук.

•          Совершенствование государственной системы учета,  распоряжения и контроля за эффективным использованием прав Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности,  созданных за счет средств федерального бюджета.

•          Создание института независимой оценки деятельности научных организаций в соответствии с международной практикой.

5) Жилищно-коммунальное хозяйство.

•          Развитие системы управления имущественными комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений.

•          Обеспечение содействия самоорганизации граждан и развитию бизнеса в сфере управления жилищным фондом.

•          Создание механизмов и разработка инструментов повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ.

•          Стимулирование системных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и обновление жилищного фонда.

•          Создание условий для привлечения бизнеса и развития конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе путем реформирования системы тарифообразования, перехода к долгосрочным методам регулирования тарифов,  ликвидации перекрестного субсидирования и привязки тарифов к качеству реализуемых услуг.

6) Транспорт и транспортная инфраструктура.

•          Разработка критериев отбора инвестиционных проектов и стандартизация подходов к оценке их эффективности,  а также привлечение новых источников финансирования по крупным инфраструктурным проектам.

•          Развитие частно-государственного партнерства (концессии).

•          Разработка технических регламентов в области дорожного хозяйства.

•          Объединение контрактов на строительство и содержание автодорог.  Создание условий для демонополизации рынка подряда на работы по содержанию дорог, в том числе, введение долгосрочных контрактов.

•          Подготовка и принятие федерального закона об аэропортах и аэропортовой деятельности.

•          Развитие конкурентной тарифной политики на транспортные услуги.

•          Создание и развитие портовых особых экономических зон.

•          Обеспечение конкурентных тарифов на транспортно-логистические услуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.

7) Обеспечение обороноспособности, безопасности и правопорядка

•          Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на новый уровень, создание современной боеспособной и мобильной армии.

•          Обеспечение полного перехода на комплектование должностей сержантов (старшин)  Вооруженных Сил Российской Федерации,  других войск,  воинских формирований и органов,  а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

•          Создание новой системы оплаты воинского труда и материального стимулирования и совершенствование порядка пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы.

•          Переоснащение войск новыми системами и образцами вооружения и

военной техники.

•          Реформирование системы денежного довольствия военнослужащих, военнослужащих органов безопасности и сотрудников правоохранительных органов и совершенствование порядка пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы.

•          Совершенствование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации  (путем обеспечения перевода милиции общественной безопасности на финансирование за счет средств федерального бюджета и оптимизации структуры МВД России).

•          Повышение эффективности реализации государственной политики в области гражданской обороны,  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в том числе путем реорганизации войск гражданской обороны в воинские спасательные формирования постоянной готовности

 

3.2. Бюджетное послание на 2013-2014 гг.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) и 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года)[4]:

Информация о работе Оценка эффективности расходования бюджетных средств