Оценка и управление дебиторской задолженностью на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие дебиторской задолженности и значение ее анализа в условиях рыночной экономики. Оценка дебиторской задолженности с учетом инфляционного фактора
Нормативное регулирование учета дебиторской задолженности. Учет долговых обязательств по расчетным операциям. Оценка дебиторской задолженности. Принципы инкассации дебиторской задолженности. Динамика кредиторской и дебиторской задолженности ООО «Ритм -10». Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженности

Работа содержит 1 файл

КУРС Оценка и управление дебиторской задолжен октябрь 2011.doc

— 355.00 Кб (Скачать)

Нормативные документы в бухгалтерском учете - это документы, определяющие методологические основы, порядок организации и основные правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях в России.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет таблица 2.1.

Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности (таблица 1.2).

Таблица 2.1 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов в Российской Федерации

Уровни нормативного регулирования

Нормативный документ

Назначение нормативного документа

 

Законодательный

Гражданский кодекс РФ, части 1,2 (ст.410,414, 415, 419);

Налоговый кодекс РФ, части 1,2;

Закон РФ «О бухгалтерском учете» №129-Ф3.

 

Определяет основные понятия и определения оплаты и нормирования расчетов с поставщиками и подрядчиками

Нормативный

ПБУ 03/01;

ПБУ 03/2006;

ПБУ 05/01;

ПБУ 08/01.

Регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности..

Методический

План счетов бухгалтерского учета.

Определяют порядок организации бухгалтерского расчетов с поставщиками и подрядчиками

Организационный

Устав организации;

Учетная политика организации.

На основании организационных документов ведется бухгалтерский учет в системе управления организацией.

 

К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:

Первый уровень

1. Гражданский кодекс РФ;

2. Налоговый кодекс РФ;

3. Закон РФ «О бухгалтерском учете».

Второй уровень

Второй уровень представлен Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) Минфина России, устанавливающими роинципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной жизни, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются в Минюсте России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

4. положение по бухгалтерскому учету. условные факты хозяйственной деятельности пбу 8/01.

Третий уровень

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Приказ Минфина РФ №94н).

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользоватедей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.

Четвертый уровень

1. Устав организации;

2. Учетная политика организации.

Документы четвертого уровня – это формализованный порядок, установленный самой организацией, исходя из конкретных особенностей деятельности. Основным документом данного уровня является учетная политика.

И так рассмотрим более подробно регулирования учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками.

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется нормативными актами. К числу законодательных актов, регулирующих расчеты, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о бухгалтерском учете.

Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участником правоотношений. Он базируется на нормах Гражданского кодекса РФ, который регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновение обязательств, их исполнение и т.п. [20]

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ) [24,с.25].

В соответствии со статьей 516 ГК РФ осуществляются расчеты за поставляемые товары: покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.

Так же Гражданский кодекс регулирует: периоды поставки, порядок, принятие товаров покупателем и многое другое. [4]

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129ФЗ от 1996 года регулирует общие положения и требования к ведению бухгалтерского учета: объекты, задачи, содержание первичной документации, учетную политику, проведение инвентаризации, порядок хранения документов и др. [4]

Так же правительство принимает постановления по наиболее важным вопросам, конкретизирующим отдельные положения закона о бухгалтерском учете.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями). Данное положение разработано на основе Федеральный закон “О бухгалтерском учёте” определяет порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности в целом и в части расчетов с дебиторами и кредиторами даёт правила оценки имущества для составления бухгалтерской отчётности;

Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и «Расходы организации», утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н содержат некоторую информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Данные Положения устанавливают, что дебиторская задолженность, относимая на финансовые результаты включается в состав прочих расходов, еще неистребованная задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также дебиторская задолженность, не реальная к взысканию должна быть включена в состав расходов организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому обязательству.

В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

В плане счетов в разделе 6 «Расчеты» содержатся счета предназначенные для обобщения информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а так же внутрихозяйственных расчетов. Для этого существуют несколько счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств - Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 содержит информацию об инвентаризации расчетов.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации разработан Госкомстатом России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835. Формы первичной учетной документации данного альбома утверждены Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999г.N 66. Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н.

Так же отношения, возникающие между поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками регулируют: Указ Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» от 20 декабря 1994 г. № 2204, Указ Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» и другие.

2.2 Учет долговых обязательств по расчетным операциям

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Сальдо кредитовое отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение новой задолженности. Счет 60 является преимущественно пассивным, он может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств рекомендуется открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные».

На предприятии ООО «Ритм -10» расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся в безналичной форме. Аналитический учет на предприятии по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данным аналитического учета, синтетические записи переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60.

Счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

Основная масса материальных ценностей поступает в ООО «Ритм -10» от поставщиков. В договоре с ними оговариваются условия поставки: наименование материалов (работ, услуг), количество, цена, срок выполнения (отгрузки) и др. организация ведет учет выполнения договорных обязательств с поставщиками материальных ценностей, подрядчиками работ, услуг. В случае невыполнения указанных в договоре условий организация имеет право на отказ от акцепта платежных требований.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет – пассивный, сальдо кредитовое, отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение новой задолженности.

Аналитический учет по счету 60  в ООО «Ритм -10»« ведется по каждому поставщику и подрядчику и по каждому предъявленному счету.

Счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

Например, в ноябре 2011 года в ООО «Ритм -10» поступили материалы на сумму 15400 руб. (в т.ч. НДС 2349,15) от ООО «Ника». Счет данного поставщика был акцептован в этом же месяце на указанную сумму (таблица 3). 

Счет 60 по дебету, на котором отражаются суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, корреспондирует со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Например, в ООО «Ритм -10» в ноябре 2010 года был оплачен счет поставщика ООО «Рифей» на сумму 14700 руб. (Дт 60 Кт 51).

Аналитический учет по счету 60 на ООО «Ритм -10» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам – по каждому поставщику и подрядчику в ведомости № 1 по счету 60.

В регистрах журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками учитываются в журнале-ордере № 6 и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью на примере предприятия