Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности оценки и диагностики финансового состояния образовательного учреждения (вуза).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния вуза
2.изучить задачи и порядок оценки финансового состояния вуза
3.рассмотреть финансовую диагностику как основу для принятия управленческих решений
4. проанализировать методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..5
1.2 Содержание, задачи и порядок оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..8
Глава 2. Общая схема финансовой диагностики……………………………...15
2.1 Финансовая диагностика как основа для принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..15
2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………….….…..20
Заключение ………………………………………………………….…………...24
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (1).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

       б) система частных измерителей,  показателей и критериев, позволяющих  анализировать различные стороны  экономической жизни вуза, и на  этой основе формировать множественность  стратегий вуза

     Наиболее  значимыми направлениями финансовой диагностики вуза являются: а) экономическая эффективность, оценка которой включает удовлетворение спроса, плановое и фактическое использование потенциала; б) финансовая стабильность вуза, основанная на комплексной оценке ликвидности баланса вуза, сопровождаемой системой аналитических показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности [15].

     В зависимости от заданных  направлений  анализ  финансового  состояния может проводиться в следующих формах:

           1.  Ретроспективный  анализ  (предназначен  для  анализа   сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании, при этом считается,  что достаточно квартальной отчетности  за  последний  отчетный  год  и  отчетный период текущего года).

     2. Перспективный анализ (необходим  для экспертизы  финансовых  планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и  имеющегося потенциала).

     3. План-фактный  анализ  (требуется   для  оценки  и  выявления   причин отклонений отчетных показателей от плановых). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Оценка финансового состояния образовательных учреждений и, в частности, вузов в настоящее время является недостаточно разработанной проблемой. Несмотря на неоднократные ссылки на необходимость повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений, указания на отрицательные последствия ее снижения вследствие недостаточного ресурсного обеспечения со стороны учредителя-государства, ее относят главным образом к финансированию образовательных учреждений.

     Финансовое  состояние вуза – это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивает осуществление основной деятельности и развитие вуза на основе роста капитала за счёт бюджетных и внебюджетных поступлений при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска. При этом стоит понимать, что это определение также подчёркивает конкурентоспособность вуза, которая заключается в его успешном функционировании и развитии.

     Цель  оценки финансового состояния вуза — повышение конкурентоспособности субъектов оценки на основе изучения потребностей общества, рынка, анализа конкурентов и экономической деятельности вуза, обработки полученных результатов и создание плана практических мероприятий, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

     Задачи  оценки финансового состояния вуза:

определение потребностей общества и рынка и  сравнение их с предлагаемыми  вузом и его конкурентами образовательными услугами;

выявление составляющих, положительно и отрицательно влияющих на субъект оценки;

определение финансовых и трудовых резервов для повышения экономической устойчивости;

разработка  плана по повышению экономической  устойчивости.

     Финансовые  ресурсы вуза можно разделить  на три основных потока:

бюджетное финансирование оказания образовательных  услуг (обучение студентов по государственным образовательным программам и стандартам за счет средств бюджета);

внебюджетные  средства, получаемые в виде дохода от непредпринимательской деятельности и расходуемые на ее обеспечение;

внебюджетные  средства, получаемые в виде дохода от предпринимательской деятельности и расходуемые на ее обеспечение.

     Оценка  финансового состояния может проводиться периодически с целью постоянного мониторинга потребностей рынка, существующих возможностей по открытию перспективных специальностей, повышения и (или) сохранения уровня конкурентоспособности вуза [19].

     Цель  управленческого анализа, построенного на принципах финансовой диагностики, - определить возможные или существующие отклонения в позицированном состоянии вуза, перевести управление вузом на функционирование в режиме предупреждения ошибочных управленческих решений.

     Финансовая  диагностика представляет собой способ определения характера нарушений в области хозяйственной деятельности, в которой происходят отклонения от нормальной относительной динамики различных процессов, выражаемые через темпы изменения соответствующих показателей.

     Финансовая  диагностика ориентирована на повышение качества управления.

     Диагностика финансового состояния вуза  базируется на использовании методов экономического анализа и оценки деятельности вуза и в связи с этим требует рационального сочетания как количественных, так и качественных методов исследования явлений [4].

     Наиболее  значимыми направлениями финансовой диагностики вуза являются: а) экономическая эффективность, оценка которой включает удовлетворение спроса, плановое и фактическое использование потенциала; б) финансовая стабильность вуза, основанная на комплексной оценке ликвидности баланса вуза, сопровождаемой системой аналитических показателей, отражающих различные стороны финансовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  2. Багаутдинова Н.Г., Новиков Д.С. Управление качеством образования // Стандарты и качество. 2002. № 9. С. 68-73.
  3. Багаутдинова Н.Г. Менеджмент качества в вузе // Стандарты и качество. 2003. № 1.С. 86-88.
  4. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
  5. Беляков С.А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 112-120. 
  6. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2004.
  7. Гаффорова Е.Б., Балабан В.А., Кравченко И. Ф. Проблема формирования целей вузовской системы качества // Стандарты и качество. 2002. № 4.
  8. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансового состояния вуза // СПб.: Питер, 2003. 256 с
  9. Глазов М. М. Методологические основы финансовой диагностики // Изв. Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2002. № 3. С. 81-93.
  10. Гринь А. М. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости // Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 23-32. 
  11. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
  12. Кривичев А. И. Организация управления высшими учебными заведениями в рыночных условиях: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2003.
  13. Молчанов И.Н. Мониторинг сферы высшего образования как комплексная система контроля и управления его развитием // учебное пособие, 2002.
  14. Муравьев А.И., Вартанов А.С., Нерсесян К.В., Степонян Г.П. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. М.: Логос, 2005. 540 с.
  15. Мусарский М. М. Экономическая диагностика в системе управления высшим учебным заведением: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05.- Кострома, 2007.
  16. Мусарский М.М. Диагностика структуры вуза // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2005. № 12.
  17. Мусарский М.М. Диагностика финансового обеспечения образовательных учреждений. М. АСОУ, 2004.
  18. Мусарский М. М. Диагностические модели вуза: проблема формирования обобщающих показателей // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Экономика образования». 2006. № 2.
  19. Мусарский М.М. Экономическая диагностика высших учебных заведений (научно-методический аспект). М.: АСОУ, 2005.
  20. Никифорова Н. А Анализ финансового состояния // Учебник Издательство«Дело и Сервис»,2004.

Информация о работе Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения