Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности оценки и диагностики финансового состояния образовательного учреждения (вуза).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния вуза
2.изучить задачи и порядок оценки финансового состояния вуза
3.рассмотреть финансовую диагностику как основу для принятия управленческих решений
4. проанализировать методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..5
1.2 Содержание, задачи и порядок оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..8
Глава 2. Общая схема финансовой диагностики……………………………...15
2.1 Финансовая диагностика как основа для принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..15
2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………….….…..20
Заключение ………………………………………………………….…………...24
Список использованной литературы……………………
Финансовая диагностика является основой всей системы планирования и прогнозирования развития вуза в условиях ограниченности ресурсов, и прежде всего финансовых, с позиций оценки образования как общественного блага.
В
формирующейся рыночной экономике
в России государственный вуз представляет
собой неоднозначное, переходного характера
образование с формирующимися и уточняющимися
по ходу его деятельности правилами внутреннего
функционирования и внешних взаимодействий.
Отмеченное является препятствием для
нахождения путей адаптации вуза к новым институциональным
Настоящая работа посвящена финансовой диагностике вуза, которая должна стать основой принятия управленческого решения и развития системы анализа финансово-хозяйственной деятельности вуза, рассматриваемого в качестве хозяйственной (социально-экономической) организации.
При определении содержания понятия финансовая диагностики вуза в нашей работе используется концепция А.И. Муравьева, предложившего следующий подход: «Финансовая диагностика представляет собой способ определения характера нарушений в области хозяйственной деятельности, в которой происходят отклонения от нормальной относительной динамики различных процессов, выражаемые через темпы изменения соответствующих показателей».
Финансовая диагностика вуза направлена, прежде всего, на оценку его состояния в условиях неполной (асимметричной) информации с целью выявления проблем развития и перспективных направлений их решений, а также на изучение режимов функционирования вуза как хозяйственной системы [3].
Постановка
проблемы финансовой диагностики вуза
обуславливается нижеследующим. Целый
ряд радикальных социально-экономических
преобразований, произошедших в стране
за последние 15 лет, самым существенным
образом повлиял на изменения менеджмента высших
учебных заведений. Российская высшая
школа с начала 90-х гг. совершила переход
от модели практически исключительно
государственной поддержки высшей школы
к модели ее многоканального
1.
Принятие законов «Об
1.1. Иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и кредитных организациях.
1.2.
Устанавливать структуру
1.3.
Устанавливать ставки
1.4. Привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом вуза, дополнительные источники финансовых и материальных средств.
1.5.
Реализовывать производимую
1.6. Арендовать и сдавать в аренду имущество.
1.7.
Распоряжаться доходами, полученными
от осуществления
1.8.
Определять направления
Опираясь
на эти положения, высшие учебные
заведения стали активно
2.
Резкое уменьшение финансирования вузов, секвестирование
Это, в свою очередь, привело к необходимым изменениям структуры бюджетов вузов, созданию механизмов новых взаимоотношений внутри вузов по использованию бюджетных и внебюджетных средств, в частности между «зарабатывающими» факультетами и другими подразделениями.
3.
Рост выделяемых вузам
Как правило, распределение между вузами средств из бюджета Минобразования России связывало с возможностями вузовского софинансирования. Это также обусловило соответствующие изменения в формировании бюджетов вузов: они стали планировать средства для софинансирования с госбюджетом, причем не только на текущие расходы -оплату коммунальных услуг, текущий ремонт, но и значительные для вуза средства на капитальные затраты - ремонт общежитий (в частности для расширения приема иностранных и российских студентов на платной основе), на реконструкцию и строительство новых учебно-лабораторных корпусов в связи с увеличением контингента учащихся, а также на компьютеризацию, внедрение новых информационных технологий и др [13].
4.
Решение в 2000-2002 гг. на основе
принятого Бюджетного кодекса
РФ вопросов усиления и
В высших учебных заведениях России в значительной мере созрело понимание того, что финансовая диагностика является важнейшим (если не основным) элементом стратегического и текущего управления вузом. Вместе с тем очевидным образом назрела необходимость организации системных институциональных исследований в данной области и распространение наиболее эффективных моделей финансовой диагностики в системе высшего образования России.
Формирование
Внебюджетные
средства и направления деятельности
вузов, связанные с зарабатыванием
Для
обеспечения сравнимости
Таким
образом, еще раз становятся очевидными
актуальность изменения схемы управления
вузами на основе использования моделей
их финансовой диагностики, учет дуальности
(академической и предпринимательской
сторон) деятельности вузов, необходимость
разделения полномочий ученых и управляющих
советов вуза, введения должностей ректоров
и президентов университетов с распределением
их функций в соответствии с компетенциями
по вышеуказанным основным направлениям
деятельности высшего учебного заведения.
2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза
Сегодня
при рассмотрении вуза как экономической
организации вопросы его
Финансовая диагностика вуза направлена, прежде всего, на оценку его состояния в условиях неполной (асимметричной) информации с целью выявления проблем развития и перспективных направлений их решений, а также на изучение режимов функционирования вуза как хозяйственной системы (экономической организации).
Финансовая диагностика является основой всей системы планирования и прогнозирования развития вуза в условиях ограниченности ресурсов, и прежде всего материальных, с позиций оценки образования как общественного блага [9].
Финансовая диагностика вуза является частью системы экономического мониторинга образовательной системы. Отвечает за установление диагноза состояния и развитие вуза как по отношению к позитивным, так и по отношению к негативным явлениям, оказывающим влияние на вуз.
Диагностика финансового состояния вуза базируется на использовании методов экономического анализа и оценки деятельности вуза и в связи с этим требует рационального сочетания как количественных, так и качественных методов исследования явлений.
Финансовая диагностика вуза является функцией первых лиц (руководителя, главного бухгалтера), которые осуществляют контроль за исполнением как целевых функций управления (миссии вуза), так (и в большей степени) за реализацией общесистемных функций (планирование, финансирование, организация, оперативное управление, учет, отчетность, анализ, оценка, активизация и стимулирование) [ 16].
Общая
структура методического
а) совокупности измерителей, результатов, затрат, отдельных количественно определенных факторов;
б)
совокупность показателей, позволяющих
производить сопоставление
в) совокупности критериев оценки показателей, позволяющих определить их достигнутый уровень за анализируемый отчетный период или ориентиры на перспективный период;
г) критериальную базу
постоянная база сравнения (достигнутый уровень в таком-то году); переменная база сравнения (текущий индекс изменения по сравнению с прошлым периодом);
аналогичная база (сопоставление с организацией — аналогом вуза);
усредненная база сравнения (например, среднее значение по группе вузов);
целевая база сравнения, являющаяся целевым ориентиром, к достижению которого стремится менеджмент данного вуза [9].
Структура совокупности измерителей, показателей и критериев по мере методических и статистических возможностей должна формироваться в двух ипостасях:
а) обобщающе-интегральные
Информация о работе Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения