Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности оценки и диагностики финансового состояния образовательного учреждения (вуза).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния вуза
2.изучить задачи и порядок оценки финансового состояния вуза
3.рассмотреть финансовую диагностику как основу для принятия управленческих решений
4. проанализировать методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..5
1.2 Содержание, задачи и порядок оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..8
Глава 2. Общая схема финансовой диагностики……………………………...15
2.1 Финансовая диагностика как основа для принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..15
2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………….….…..20
Заключение ………………………………………………………….…………...24
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (1).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Финансовая диагностика является основой всей системы планирования и прогнозирования развития вуза в условиях ограниченности ресурсов, и прежде всего финансовых, с позиций оценки образования как общественного блага.

     В формирующейся рыночной экономике  в России государственный вуз представляет собой неоднозначное, переходного характера образование с формирующимися и уточняющимися по ходу его деятельности правилами внутреннего функционирования и внешних взаимодействий. Отмеченное является препятствием для нахождения путей адаптации вуза к новым институциональным условиям жизнедеятельности на основе использования неэкономических методов принятия управленческих решений. На наш взгляд, механизм финансовой диагностики является адекватным для решения задач адаптации вузов к новым условиям хозяйствования.

     Настоящая работа посвящена финансовой диагностике вуза, которая должна стать основой принятия управленческого решения и развития системы анализа финансово-хозяйственной деятельности вуза, рассматриваемого в качестве хозяйственной (социально-экономической) организации.

     При определении содержания понятия  финансовая диагностики вуза в нашей работе используется концепция А.И. Муравьева, предложившего следующий подход: «Финансовая диагностика представляет собой способ определения характера нарушений в области хозяйственной деятельности, в которой происходят отклонения от нормальной относительной динамики различных процессов, выражаемые через темпы изменения соответствующих показателей».

     Финансовая диагностика вуза направлена, прежде всего, на оценку его состояния в условиях неполной (асимметричной) информации с целью выявления проблем развития и перспективных направлений их решений, а также на изучение режимов функционирования вуза как хозяйственной системы [3].

     Постановка  проблемы финансовой диагностики вуза обуславливается нижеследующим. Целый ряд радикальных социально-экономических преобразований, произошедших в стране за последние 15 лет, самым существенным образом повлиял на изменения менеджмента высших учебных заведений. Российская высшая школа с начала 90-х гг. совершила переход от модели практически исключительно государственной поддержки высшей школы к модели ее многоканального финансирования. В числе факторов, вызвавших ключевые изменения в управлении в вузах, выделяются следующие [12].

     1. Принятие законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании» (1996), которыми высшим учебным заведениям  было предоставлено право [1]:

     1.1. Иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и кредитных организациях.

     1.2. Устанавливать структуру управления  высшего учебного заведения, штатное  расписание, распределять должностные  обязанности.

     1.3. Устанавливать ставки заработной платы и должностные оклады работникам образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств (с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами), надбавки и доплаты к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядок и размеры их премирования.

     1.4. Привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом вуза, дополнительные источники финансовых и материальных средств.

     1.5. Реализовывать производимую продукцию,  распоряжаться результатами работы, оказывать услуги.

     1.6. Арендовать и сдавать в аренду имущество.

     1.7. Распоряжаться доходами, полученными  от осуществления самостоятельной  деятельности.

     1.8. Определять направления использования  выделенных бюджетных средств.

     Опираясь  на эти положения, высшие учебные  заведения стали активно заниматься развитием собственной экономической деятельности - в вузах стали появляться должности проректоров по экономике, создаваться управления по коммерческой деятельности. Вузы впервые стали строить свои бюджеты, учитывая не только сокращение бюджетного финансирования, но и возможности зарабатывания собственных средств.

     2. Резкое уменьшение финансирования вузов, секвестирование бюджетных средств, вызвавшие задолженности государственного бюджета перед вузами (в частности, по оплате коммунальных услуг), задержки в выплате заработной платы и стипендий - все это подтолкнуло вузы к разработке различных мер по оптимизации своих расходов, а также по поиску и расширению внебюджетных источников доходов, диверсификации этих источников.

     Это, в свою очередь, привело к необходимым изменениям структуры бюджетов вузов, созданию механизмов новых взаимоотношений внутри вузов по использованию бюджетных и внебюджетных средств, в частности между «зарабатывающими» факультетами и другими подразделениями.

     3. Рост выделяемых вузам бюджетных средств начался в 1999 г. Причем рост расходов на высшее образование в 1999-2004 гг. превышал рост расходов федерального бюджета в целом. В результате были ликвидированы проблемы с задержкой выплаты заработной платы и стипендий, вузам на регулярной основе стали выделяться необходимые средства на оплату коммунальных услуг, на проведение учебных и производственных практик; затем, впервые после многолетнего перерыва, стали выделяться средства на капитальный и на текущий ремонт, на организацию отдыха студентов, на приобретение учебной литературы для вузовских библиотек. Резко стал расти объем средств, выделяемых на капитальное строительство и реконструкцию зданий, в первую очередь - студенческих общежитий, в последний период увеличивается и объем средств, предназначенных для повышения квалификации профессорско-преподавательского и управленческого состава вузов.

     Как правило, распределение между вузами средств из бюджета Минобразования России связывало с возможностями вузовского софинансирования. Это также обусловило соответствующие изменения в формировании бюджетов вузов: они стали планировать средства для софинансирования с госбюджетом, причем не только на текущие расходы -оплату коммунальных услуг, текущий ремонт, но и значительные для вуза средства на капитальные затраты - ремонт общежитий (в частности для расширения приема иностранных и российских студентов на платной основе), на реконструкцию и строительство новых учебно-лабораторных корпусов в связи с увеличением контингента учащихся, а также на компьютеризацию, внедрение новых информационных технологий и др [13].

     4. Решение в 2000-2002 гг. на основе  принятого Бюджетного кодекса  РФ вопросов усиления и упорядочения  контроля со стороны государства,  его финансовых и налоговых  органов за расходованиями вузами как бюджетных, так и внебюджетных средств. В результате вузы должны были принять ряд мер по созданию внутривузовских механизмов обеспечения более эффективного контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

     В высших учебных заведениях России в  значительной мере созрело понимание того, что финансовая диагностика является важнейшим (если не основным) элементом стратегического и текущего управления вузом. Вместе с тем очевидным образом назрела необходимость организации системных институциональных исследований в данной области и распространение наиболее эффективных моделей финансовой диагностики в системе высшего образования России.

     Формирование консолидированного бюджета доходов вуза носит достаточно типовой характер, тогда как характер распределения бюджета в значительной мере зависит от принципов общего управления и стратегии развития вуза. В связи с этим регламентация внутренних экономических механизмов управления вузом должна решаться только на институциональном уровне (за исключением вопросов, связанных с исполнением законов Российской Федерации в части бюджетного и налогового законодательства).

     Внебюджетные  средства и направления деятельности вузов, связанные с зарабатыванием денег, в условиях значительного бюджетного недофинансирования остаются для них «приоритетными» в плане обеспечения собственного функционирования и развития. И в связи с многообразием миссий и различными возможностями вузов в финансовой области им должна быть предоставлена максимальная самостоятельность в этой сфере [14].

     Для обеспечения сравнимости состояния вузов и оценки эффективности их деятельности целесообразно выработать единые принципы финансовой отчетности для вузов различных типов; возможно, целесообразно создать соответствующую единую информационную систему.

     Таким образом, еще раз становятся очевидными актуальность изменения схемы управления вузами на основе использования моделей их финансовой диагностики, учет дуальности (академической и предпринимательской сторон) деятельности вузов, необходимость разделения полномочий ученых и управляющих советов вуза, введения должностей ректоров и президентов университетов с распределением их функций в соответствии с компетенциями по вышеуказанным основным направлениям деятельности высшего учебного заведения. 

     2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза

     Сегодня при рассмотрении вуза как экономической  организации вопросы его финансовой диагностики стали актуальными в связи с тем, что она ориентирована на повышение качества управления.

     Финансовая  диагностика вуза направлена, прежде всего, на оценку его состояния в условиях неполной (асимметричной) информации с целью выявления проблем развития и перспективных направлений их решений, а также на изучение режимов функционирования вуза как хозяйственной системы (экономической организации).

     Финансовая  диагностика  является основой всей системы планирования и прогнозирования развития вуза в условиях ограниченности ресурсов, и прежде всего материальных, с позиций оценки образования как общественного блага [9].

     Финансовая диагностика вуза является частью системы экономического мониторинга образовательной системы. Отвечает за установление диагноза состояния и развитие вуза как по отношению к позитивным, так и по отношению к негативным явлениям, оказывающим влияние на вуз.

     Диагностика финансового состояния вуза  базируется на использовании методов экономического анализа и оценки деятельности вуза и в связи с этим требует рационального сочетания как количественных, так и качественных методов исследования явлений.

     Финансовая диагностика вуза является функцией первых лиц (руководителя, главного бухгалтера), которые осуществляют контроль за исполнением как целевых функций управления (миссии вуза), так (и в большей степени) за реализацией общесистемных функций (планирование, финансирование, организация, оперативное управление, учет, отчетность, анализ, оценка, активизация и стимулирование) [ 16].

     Общая структура методического обеспечения  финансовой диагностики вуза слагается из:

     а) совокупности измерителей, результатов, затрат, отдельных количественно определенных факторов;

     б) совокупность показателей, позволяющих  производить сопоставление измеряемых факторов с целью получения их удельных значений;

     в) совокупности критериев оценки показателей, позволяющих определить их достигнутый уровень за анализируемый отчетный период или ориентиры на перспективный период;

       г) критериальную базу сравнения  того или иного показателя, в  качестве которой могут быть  выбраны: 

постоянная  база сравнения (достигнутый уровень  в таком-то году); переменная база сравнения (текущий индекс изменения по сравнению с прошлым периодом);

аналогичная база (сопоставление с организацией — аналогом вуза);

 усредненная  база сравнения (например, среднее  значение по группе вузов); 

целевая база сравнения, являющаяся целевым ориентиром, к достижению которого стремится менеджмент данного вуза [9].

     Структура совокупности измерителей, показателей  и критериев по мере методических и статистических возможностей должна формироваться в двух ипостасях:

       а) обобщающе-интегральные измерители, показатели и критерии, в идеальном  случае допускающие однозначность оценки;

Информация о работе Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения