Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности оценки и диагностики финансового состояния образовательного учреждения (вуза).
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния вуза
2.изучить задачи и порядок оценки финансового состояния вуза
3.рассмотреть финансовую диагностику как основу для принятия управленческих решений
4. проанализировать методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..5
1.2 Содержание, задачи и порядок оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..8
Глава 2. Общая схема финансовой диагностики……………………………...15
2.1 Финансовая диагностика как основа для принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..15
2.2 Методы и формы организации диагностики финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………….….…..20
Заключение ………………………………………………………….…………...24
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (1).doc

— 154.00 Кб (Скачать)

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

                   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» 

                                           ФГОУВПО «РГУТиС»

                          Институт сервиса (г.Москва) (филиал)

                              Факультет «Социальный сервис»

              Кафедра «Образовательный и гуманитарный  сервис» 
 
 
 

                    Дисциплина: «Финансовая деятельность образовательного учреждения»

             Специальность: «Социально- культурный  сервис и туризм»

                      Специализация: «Образовательный  сервис» 

                                              Курсовая работа

      Тема: «Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнила: Моргунова Ю.В.

                                                                                    группа СКД-307

                                                                                    Проверил: Кучин М.А.

                                                                                      
 

                                                        Москва  2011. 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность, цели  и виды общей оценки финансового состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..5

1.2 Содержание, задачи  и порядок оценки финансового  состояния высшего учебного заведения………………………………………………………………..8

Глава 2. Общая схема финансовой диагностики……………………………...15

2.1 Финансовая диагностика как основа для принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..15

2.2 Методы и  формы организации диагностики финансового состояния высшего учебного заведения…………………………………………….….…..20

Заключение ………………………………………………………….…………...24

Список использованной литературы……………………………………….…..27 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Высшее  образование имеет высокую экономическую  и социальную значимость в экономической  системе страны. Оно оказывает  влияние на развитие и состояние  всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Поэтому высшие учебные заведения не могут позволить себе закрываться или оставлять только направления, пользующиеся высоким спросом среди обучающихся. Они должны обеспечить экономическую систему страны не только специалистами по специальностям, востребованным самими обучающимися, но и профессионалами, реально необходимыми хозяйствующим субъектам. Решение таких задач берут на себя в основном государственные учебные заведения, поэтому важным является их стабильное состояние в рыночной системе отношений.

     Сегодняшняя система высшей школы хотя и сохранила  некоторые черты государственности (государство продолжает финансировать  обучение специалистов в пределах «госзаказа»), но качественно перешла на совершенно новую ступень своего развития. Получение дополнительных прав в определении стратегии развития и выборе путей достижения стратегических целей, избавление от государственного управления привнесли в деятельность образовательных учреждений элементы менеджмента, ранее им абсолютно чуждые. Государственные вузы получили возможность производить обучение на платной основе, заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно определять объем услуг и их стоимость. Но с расширением возможностей увеличилась и ответственность образовательных учреждений за результаты деятельности и собственное благополучие.

     На  современном этапе развития нашей  экономики вопрос оценки и диагностики  финансового состояния образовательного учреждения является очень актуальным. От финансового состояния образовательного учреждения зависит во многом успех его деятельности.

     Для обеспечения финансовой устойчивости вуза в постоянно изменяющихся экономических условиях образовательные учреждения должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свое положение на этом рынке. Появление негосударственных высших учебных заведений сделало эту проблему еще более актуальной. Образование превратилось в бизнес, что привело к жесткой конкуренции в системе высшей школы [18].

     Объектом данного исследования является – финансовое состояние образовательного учреждения (вуз).

     Цель  исследования – выявить особенности оценки и диагностики финансового состояния образовательного учреждения (вуза).

     Достижение  данной цели предполагает решение следующих  задач:

1.рассмотреть сущность, цели и виды общей оценки финансового состояния вуза

2.изучить задачи и порядок оценки финансового состояния вуза

3.рассмотреть  финансовую диагностику  как основу для принятия управленческих решений

4. проанализировать методы и формы организации диагностики финансового состояния вуза 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Особенности оценки финансового состояния высшего учебного заведения

1.1 Сущность, цели  и виды общей оценки финансового  состояния высшего учебного заведения

     Уровень и качество высшего профессионального образования являются предпосылками устойчивого развития, конкурентоспособности российских вузов на мировых образовательных рынках, сохранения национальных преимуществ и экономической безопасности страны. Образование является одной из отраслей, функционирование которой формирует структуру экономики в пользу наукоемких отраслей, и способствует экономическому росту России.

     В системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации финансового характера, имеющий целью оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия, выявить доступные источники средств и дать оценку возможностям и целесообразности их мобилизации [13].

     Оценка  финансового состояния образовательных учреждений и, в частности, вузов в настоящее время является недостаточно разработанной проблемой. Несмотря на неоднократные ссылки на необходимость повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений, указания на отрицательные последствия ее снижения вследствие недостаточного ресурсного обеспечения со стороны учредителя-государства, ее относят главным образом к финансированию образовательных учреждений[5].

     Необходимость финансового анализа состоит  в возможности исследовать финансовое состояние и основные результаты образовательного учреждения с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития.

     В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод  оценки и прогнозирования финансового  состояния образовательного учреждения на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия.

     Финансовое  состояние вуза – это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивает осуществление основной деятельности и развитие вуза на основе роста капитала за счёт бюджетных и внебюджетных поступлений при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска. При этом стоит понимать, что это определение также подчёркивает конкурентоспособность вуза, которая заключается в его успешном функционировании и   развитии [8] .

     Одним из основных критериев финансового состояния вуза является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность организации рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам.

     Способность вуза платить по своим краткосрочным  обязательствам называется ликвидностью, которая является необходимой частью платежеспособности. Исходя из специфики вуза, в основном по формам отчетности отражается краткосрочная деятельность университета. Поэтому под краткосрочными обязательствами будем понимать все обязательства вуза, отраженные в балансе исполнения сметы доходов и расходов.

     Цель  оценки финансового состояния вуза — повышение конкурентоспособности субъектов оценки на основе изучения потребностей общества, рынка, анализа конкурентов и экономической деятельности вуза, обработки полученных результатов и создание плана практических мероприятий, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

     Анализ  финансового состояния образовательного учреждения преследует несколько целей:

определение финансового положения;

выявление изменений в финансовом состоянии  в пространственно-временном разрезе;

выявление основных факторов, вызывающих изменения  в финансовом состоянии;

прогноз основных тенденций финансового  состояния.

     Достижение  этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

     По  содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

     Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

     Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения  проблем управления.

     Особенность методики текущего анализа состоит  в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении  с планом и данными предшествующих аналитический период. В этом виде анализа имеется существенный недостаток - выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства [6].

     Текущий анализ - наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

     Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

     Перспективным анализом называют анализ результатов  хозяйственной деятельности с целью  определения их возможных значений в будущем.

     Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

     В практических методиках и исследованиях  задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных  планов.

     Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая  основа перспективного плана тесно  смыкается с прогнозированием, и  такой анализ называют прогнозным [17]. 

Информация о работе Общая оценка и диагностика финансового состояния образовательного учреждения