Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Банковские операции – это операции по привлечению и размещению денежных средств, ценных бумаг, осуществлению расчетов. Банки занимаются тремя основными видами операций: 1) активные операции, благодаря которым банки размещают имеющиеся у них денежные средства: предоставление кредита, покупка ценных бумаг, долевое участие; 2) пассивные операции, благодаря которым банки формируют денежные средства (привлечение средств, вкладов, продажа ценных бумаг), формируют фонды за счет прибыли, формируют кредиторскую задолженность за счет уменьшения собственных средств; 3) комиссионные операции - оказание услуг, выполнение поручений, выполнение посреднических операций; 4) консалтинговые операции. К активно-пассивным операциям относятся операции, уменьшающие активы и пассивы: расчеты по поручению клиентов, погашение кредиторской задолженности, списание активов на реализацию, списание расходов на источники финансирования, изъятие капитала (платежи за счет собственных средств).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ………………………..…………………3
Возникновение и развитие форфейтинга………………………….…...……3
Техника совершения форфейтинговой сделки……………………………....6
Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей………..……….9
2. ТРАСТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ФАКТОРИНГ……………...………….….…13
2.1 Сущность траста……………………………………………………….….…13
2.2 Принципы факторингового обслуживания………………………………...16 2.3 Статистика по факторингу……………………………………………….….18
3.ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ…………………………………………….…...20
3.1 Понятие и сущность лизинга…………………………………………….….20
3.2 Преимущества и риски лизинговых сделок………………………………..25
3.3 Сравнение фактических затрат на покупку автотранспорта в кредит и по договору лизинга…………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....34
Если доверительный
2.2 Принципы факторингового обслуживания.
Факторинг — переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
Вместе
с тем в ряде стран к факторингу относят
и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую
лишь одному, первому из указанных признаков.
Факторинговое обслуживание наиболее
эффективно для малых и средних предприятий,
которые традиционно испытывают финансовые
затруднения из-за несвоевременного погашения
долгов дебиторами и ограниченности доступных
для них источников кредитования. Вместе
с тем не всякое предприятие, относящиеся
к категории малого и среднего, может воспользоваться
услугами факторинговой компании. Так,
факторинговому обслуживанию не подлежат:
Факторинговые
операции также не производятся по долговым
обязательствам физических лиц, филиалов
или отделений предприятия.
Подобные ограничения обусловлены тем,
что в указанных случаях факторинговой
компании достаточно трудно оценить кредитный
риск или невыгодно брать на себя повышенный
объем работ, а также дополнительный риск,
возникающий при переуступке таких требований,
оплата которых может быть не произведена
в срок по причине невыполнения поставщиком
каких-либо своих договорных обязательств.
Помимо этого, поставщик должен производить
товары или оказывать услуги высокого
качества, иметь перспективы быстрого
расширения производства и увеличения
прибыли (только в этом случае предприятию
будет выгодно оплачивать достаточно
высокую стоимость услуг факторинговой
компании) и сугубо временные причины
нехватки денежных средств — из-за несвоевременного
погашения долгов дебиторами, а также
недостаточного уровня прибыли, чрезмерных
товарных запасов и трудностей, связанных
с производственным процессом.
2.3 Статистика по факторингу
Ассоциация
факторинговых компаний подвела итоги
сбора статистических показателей деятельности
участников российского рынка факторинга.
Согласно полученным данным и оценкам
АФК, представленным в пресс-релизе ассоциации,
по итогам первого полугодия 2011 года оборот
российского рынка факторинга составил
347,5 млрд рублей.
Продемонстрировав сезонный спад в I квартале
этого года (158 млрд рублей), во II квартале
оборот российского рынка факторинга
вырос почти на 200 млрд, или на 102% по сравнению
с первым полугодием 2010-го.
За шесть месяцев 2011 года факторингом
воспользовались более 4 тыс. компаний
при расчетах с 12 300 покупателями. Российские
факторы профинансировали товарооборот
на сумму 287 млрд рублей, свыше 1,8 млн поставок
товаров и услуг осуществлялось с использованием
факторинга.
Ключевыми «факторабельными» отраслями
в России остаются оптовая торговля (доля
в обороте — 55%) и обрабатывающие производства
(42%), причем доля промышленных предприятий
выросла на 11 процентных пунктов во II квартале
2011 года.
Изменилась структура продуктового ряда российского факторинга. Доля основного продукта — факторинга с правом регресса — составила 69% (против 79,5% в I квартале 2011 года), доля факторинга без права регресса выросла до 24% (с 16%). Доля международного факторинга по-прежнему незначительна, однако количество факторов, предоставляющих этот вид услуг, увеличилось.
Ценовая
конкуренция по-прежнему остается проблемой
для факторов, большинство уже
достигло нижней границы ценового предложения
и дальнейших перспектив снижения стоимости
услуг для клиентов не видит. В
попытках снизить остроту конкурентной
борьбы факторы в первом полугодии
исследовали новые отрасли, внедряли
индивидуальные решения для действующих
клиентов, снижали требования к новым
клиентам, увеличивали предложение
новых продуктов (безрегрессный, реверсивный
факторинг), отмечается в сообщении.
Вместе с тем конкуренция в
сегменте МСБ, а также на локальных
рынках в регионах остается низкой.
АФК пересматривает прогноз по обороту
рынка: в 2011 году он может достичь 700 млрд
рублей (плюс 45% к 2010-му).
«По
итогам первого полугодия 2011 года не
реализовался сценарий усиления конкуренции
со стороны стандартных кредитных
продуктов, в том числе по причине
более четкого понимания
Результаты
первого полугодия 2011 года превысили
ожидания — большинство факторов
сообщили о выполнении и перевыполнении
намеченных планов по основным показателям.
Участники анкетирования
В анкетировании по итогам шести месяцев
2011 года приняли участие 29 организаций,
из которых 19 — банки, десять — факторинговые
компании. По оценкам АФК, оборот организаций,
предоставивших заполненные анкеты, составляет
99% от общего объема российского рынка
факторинга.
ГЛАВА 3. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
3.1 Понятие и сущность лизинга
Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.
Феномен лизинга уже к началу
80-х гг. определился не как просто
долгосрочная аренда, а как новая,
нетрадиционная, дополнительная система
перспективного финансирования, в
которой задействована
Лизинговый
бизнес представляет собой особую сферу
предпринимательской
Идея
лизинга не нова. По мнению историков
и экономистов лизинговые сделки
заключались еще задолго до новой
эры в древнем государстве
Шумер. Историки утверждают, что Аристотель
коснулся идеи лизинга в трактате
«Богатство состоит в пользовании,
а не в праве собственности», написанном
около 350 г. до новой эры. В Венеции
уже в XI в. существовали сделки, схожие
с лизинговыми операциями: венецианцы
сдавали в аренду торговцам и
владельцам торговых судов очень
дорогие по тем временам якоря. По
окончании плавания «чугунные ценности»
возвращались их владельцам, которые
вновь сдавали их 1 аренду. По историческим
справкам первое документальное упоминание
о лизинговой сделке относится к
1066 году, когда Вильгельм Завоеватель
арендовал у нормандских
Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. “to lease”), что означает “арендовать” или “брать в аренду”, связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. К середине 60-х гг. лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. долл., а к концу 80-х гг. они превысили 110 млрд. долл., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.
В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговые общества». Они стали обеспечивать производителям сбыт продукции путем передачи ее в аренду, а также финансирование сделок и разделение связанных с ними рисков.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х — начале 60-х гг. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.
С начала 60-х гг. лизинговый бизнес получил свое развитие и на азиатском континенте.
В
настоящее время основная часть
мирового рынка лизинговых услуг
сосредоточена в треугольнике «США
— Западная Европа — Япония». В
Западной Европе лизингодателями выступают
преимущественно
Международный
рынок лизинговых услуг считается
одним из наиболее динамичных. По оценкам
экспертов, к началу 1988 г. на условиях
лизинга реализовывалось
Вместе
с тем европейский рынок
Для
современного периода характерно создание
международных лизинговых институтов.
Так, Объединение европейских
В ряде государств правительственные органы используют лизинг как особую форму поддержки малого бизнеса. Например, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. Системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурные правительства.