Нетрадиционные банковские операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Банковские операции – это операции по привлечению и размещению денежных средств, ценных бумаг, осуществлению расчетов. Банки занимаются тремя основными видами операций: 1) активные операции, благодаря которым банки размещают имеющиеся у них денежные средства: предоставление кредита, покупка ценных бумаг, долевое участие; 2) пассивные операции, благодаря которым банки формируют денежные средства (привлечение средств, вкладов, продажа ценных бумаг), формируют фонды за счет прибыли, формируют кредиторскую задолженность за счет уменьшения собственных средств; 3) комиссионные операции - оказание услуг, выполнение поручений, выполнение посреднических операций; 4) консалтинговые операции. К активно-пассивным операциям относятся операции, уменьшающие активы и пассивы: расчеты по поручению клиентов, погашение кредиторской задолженности, списание активов на реализацию, списание расходов на источники финансирования, изъятие капитала (платежи за счет собственных средств).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ФОРФЕЙТИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ………………………..…………………3
Возникновение и развитие форфейтинга………………………….…...……3
Техника совершения форфейтинговой сделки……………………………....6
Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей………..……….9
2. ТРАСТОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ФАКТОРИНГ……………...………….….…13
2.1 Сущность траста……………………………………………………….….…13
2.2 Принципы факторингового обслуживания………………………………...16 2.3 Статистика по факторингу……………………………………………….….18
3.ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ…………………………………………….…...20
3.1 Понятие и сущность лизинга…………………………………………….….20
3.2 Преимущества и риски лизинговых сделок………………………………..25
3.3 Сравнение фактических затрат на покупку автотранспорта в кредит и по договору лизинга…………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....34

Работа содержит 1 файл

По ДКБ курсач.docx

— 77.98 Кб (Скачать)

       Если доверительный собственник  по действующему законодательству  признан несостоятельным (банкротом), имущество, являющееся предметом  договора об учреждении траста, не может быть включено в  конкурсную (ликвидационную) массу.  Взыскание по обязательствам  доверительного собственника, не  вытекающим из договора об  учреждении траста, не может быть  обращено на имущество, которым  он владеет в силу указанного  договора. Доверительный собственник  несет неограниченную имущественную  ответственность по обязательствам, возникающим у него в связи  с исполнением договора об  учреждении траста, а также в  случаях причинения им ущерба  интересам бенефициара траста. Траст  считается созданным, и доверительный  собственник вступает во владение  имуществом, являющимся предметом  договора об учреждении траста, с момента вступления в силу  договора, если иное не предусмотрено  его условиями. Другое имущество  может добавляться время от  времени и держаться в том  же трасте.  Доверительный собственник  имеет исключительное право определять, какой способ действий при  осуществлении прав и обязанностей, вытекающих из договора об  учреждении траста, является наилучшим  с точки зрения интересов бенефициара.  После прекращения договора об  учреждении траста все имущество,  имущественные и неимущественные  права, составлявшие предмет этого  договора, переходят к учредителю  траста или его правопреемникам  (наследникам), если иное не установлено  договором. Но в отличие от  своего учредителя, траст может  быть и вечным или почти  вечным, обеспечивая интересы многих  поколений бенефициаров.  

     2.2 Принципы факторингового обслуживания.

     Факторинг — переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

     В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

  1. наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований
  2. ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реализации
  3. инкассирование его задолженности
  4. страхование поставщика от кредитного риска

     Вместе с тем в ряде стран к факторингу относят и учет счетов-фактур — операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков. 
 Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящиеся к категории малого и среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой
  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции
  • строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки
  • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

     Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. 
 Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств. 
 Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом.

     2.3 Статистика по  факторингу

     Ассоциация  факторинговых компаний подвела итоги сбора статистических показателей деятельности участников российского рынка факторинга. Согласно полученным данным и оценкам АФК, представленным в пресс-релизе ассоциации, по итогам первого полугодия 2011 года оборот российского рынка факторинга составил 347,5 млрд рублей.  
Продемонстрировав сезонный спад в I квартале этого года (158 млрд рублей), во II квартале оборот российского рынка факторинга вырос почти на 200 млрд, или на 102% по сравнению с первым полугодием 2010-го.  
За шесть месяцев 2011 года факторингом воспользовались более 4 тыс. компаний при расчетах с 12 300 покупателями. Российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 287 млрд рублей, свыше 1,8 млн поставок товаров и услуг осуществлялось с использованием факторинга.  
Ключевыми «факторабельными» отраслями в России остаются оптовая торговля (доля в обороте — 55%) и обрабатывающие производства (42%), причем доля промышленных предприятий выросла на 11 процентных пунктов во II квартале 2011 года.

     Изменилась  структура продуктового ряда российского  факторинга. Доля основного продукта — факторинга с правом регресса — составила 69% (против 79,5% в I квартале 2011 года), доля факторинга без права  регресса выросла до 24% (с 16%). Доля международного факторинга по-прежнему незначительна, однако количество факторов, предоставляющих этот вид услуг, увеличилось.

     Ценовая конкуренция по-прежнему остается проблемой  для факторов, большинство уже  достигло нижней границы ценового предложения  и дальнейших перспектив снижения стоимости  услуг для клиентов не видит. В  попытках снизить остроту конкурентной борьбы факторы в первом полугодии  исследовали новые отрасли, внедряли индивидуальные решения для действующих  клиентов, снижали требования к новым  клиентам, увеличивали предложение  новых продуктов (безрегрессный, реверсивный  факторинг), отмечается в сообщении. Вместе с тем конкуренция в  сегменте МСБ, а также на локальных  рынках в регионах остается низкой.  
АФК пересматривает прогноз по обороту рынка: в 2011 году он может достичь 700 млрд рублей (плюс 45% к 2010-му).

     «По итогам первого полугодия 2011 года не реализовался сценарий усиления конкуренции  со стороны стандартных кредитных  продуктов, в том числе по причине  более четкого понимания клиентами  различий между факторингом и  кредитом, — указывают специалисты  ассоциации. — Спрос на кредиты  остается незначительным, несмотря на «размораживание» кредитных портфелей банков.

     Результаты  первого полугодия 2011 года превысили  ожидания — большинство факторов сообщили о выполнении и перевыполнении намеченных планов по основным показателям. Участники анкетирования ожидают  сезонного роста показателей  в III-IV кварталах». 
В анкетировании по итогам шести месяцев 2011 года приняли участие 29 организаций, из которых 19 — банки, десять — факторинговые компании. По оценкам АФК, оборот организаций, предоставивших заполненные анкеты, составляет 99% от общего объема российского рынка факторинга.
 

     ГЛАВА 3. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

     3.1 Понятие и сущность  лизинга

     Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать  российские банки, является лизинг. Эта  операция получила большое распространение  в мировой банковской практике.

       Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как просто  долгосрочная аренда, а как новая,  нетрадиционная, дополнительная система  перспективного финансирования, в  которой задействована арендные  отношения, элементы кредитного  финансирования под залог расчеты  по долговым обязательствам и  прочие финансовые механизмы.  Лизинговая операция способствует  сотрудничеству и взаимодействию  банковских структур с деловыми  кругами по финансированию производства, что так необходимо сегодня  российской экономике.

     Лизинговый  бизнес представляет собой особую сферу  предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в  силу присущих ему возможностей может  стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной  перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными  товарами Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного  процесса, улучшении финансового  состояния предприятий-лизингополучателей, повышении конкурентоспособности  мелкого и среднего бизнеса.

     Идея  лизинга не нова. По мнению историков  и экономистов лизинговые сделки заключались еще задолго до новой  эры в древнем государстве  Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до новой эры. В Венеции  уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и  владельцам торговых судов очень  дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности»  возвращались их владельцам, которые  вновь сдавали их 1 аренду. По историческим справкам первое документальное упоминание о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель  арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и  всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная  лизинговая сделка - крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили таким  образом амуницию.

     Введение  в экономический лексикон термина  “лизинг” (от англ. “to lease”), что означает “арендовать” или “брать в аренду”, связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой  в 1877 году приняло решение не продавать  свои телефонные аппараты, а сдавать  их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали  основой его деятельности, было создано  только в 1952 году в Сан-Франциско  американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. К середине 60-х гг. лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. долл., а к концу 80-х гг. они превысили 110 млрд. долл., т.е. за четверть века увеличились  более чем в сто раз. Столь  стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства. 

     В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-лизинговые общества». Они стали обеспечивать производителям сбыт продукции путем передачи ее в аренду, а также финансирование сделок и разделение связанных с ними рисков.

     В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х — начале 60-х гг. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.

       С начала 60-х гг. лизинговый бизнес  получил свое развитие и на  азиатском континенте.

     В настоящее время основная часть  мирового рынка лизинговых услуг  сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа — Япония». В  Западной Европе лизингодателями выступают  преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев контролируются банками  или являются их дочерними обществами.                                                   

     Международный рынок лизинговых услуг считается  одним из наиболее динамичных. По оценкам  экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд. долл., в то  время  как в 1979 г. — только на 50 млрд. долл.

     Вместе  с тем европейский рынок лизинга, несмотря на его быстрое  развитие, по темпам несколько уступает США, Азиатско-Тихоокеанскому региону и Австралии.

     Для современного периода характерно создание международных лизинговых институтов. Так, Объединение европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и союзы 17 европейских  государств.

     В ряде государств правительственные  органы используют лизинг как особую форму поддержки малого бизнеса. Например, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. Системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурные правительства.

Информация о работе Нетрадиционные банковские операции