Направления развития бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность, задачи и принципы бюджетной системы 6
1.1. Сущность и экономическое содержание бюджета 6
1.2. Функционирование бюджетной системы 8
1.3. Задачи и принципы бюджетной системы 10

Глава 2. Анализ бюджетной системы РК 12
2.1. Бюджетный механизм РК 12
2.2. Анализ динамики поступлений в бюджет РК 13
2.3. Анализ процесса исполнения бюджета РК 18

Глава 3. Проблемы и направления развития бюджетной системы РК 27
3.1. Основные проблемы бюджетной системы РК 27
3.2. Пути совершенствования бюджетной системы 29
3.3. Приоритетные направления развития бюджетной системы РК 30

Заключение 33

Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

направления развития бюджетной системы РК.doc

— 916.00 Кб (Скачать)

Поступления по НДС на импорт снижены  на 5% по сравнению аналогичным периодом 2009 года за счет снижения объема импорта.  При этом, необходимо отметить о росте поступлений по НДС на товары, происходящие и импортируемые  с территории Российской Федерации на 35,1%, а с Республики Беларусь на 70%[16].

Доходы местных бюджетов составили 516,6 млрд. тенге, что на 116,3 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года, или 29,1%, прирост обеспечен за счет роста поступлений по индивидуальному подоходному и социальному налогам за счет погашения недоимки прошлых лет, выплат бонусов по итогам 2009 года крупными промышленными предприятиями, а также вступления в активную фазу работ Тенгизского проекта на Кашагане, также за счет поступлений трансфертов, регулирующих межбюджетные отношения. (Таблица 5)

Таблица 5 - Исполнение доходов местных бюджетов на 01.04.2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года[17]

Млрд.тенге

Наименование

Факт на 1.04.2009г

Факт на 1.04.2010г

отклонение

%

I. ДОХОДЫ

400,3

516,6

116,3

129,1

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

181,2

186,0

4,7

102,6

Индивидуальный подоходный налог

59,2

67,8

8,6

114,5

Социальный налог

49,6

53,2

3,6

107,2

Hалоги на собственность

26,9

36,3

9,4

135,2

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

5,5

4,5

-1,0

81,6

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

6,9

6,6

-0,3

95,2

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ

206,6

319,5

112,9

154,7


 

 

2.3. Анализ процесса исполнения бюджета РК

 

Расходы государственного бюджета по данным за 1 квартал 2008 года без учета погашения займов составили 722,9 млрд.тенге, или 89,3 % к плану на отчетный период (809,5 млрд. тенге), в том числе расходы республиканского бюджета – 614,2 млрд. тенге, или 93,2% к плану (659,1 млрд. тенге), местные бюджеты – 362,9 млрд.тенге и исполнены на 89,4% к плану (406,0 млрд. тенге). Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 106,8%, 102,0% , 138,8%. (Рис. 3).

Рисунок 3 – Исполнение расходов государственного бюджета за 1 квартал 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года[18]

Первый квартал 2008 г. в части исполнения расходов бюджета является организационным периодом, т.е. принимаются нормативные правовые акты по реализации бюджетных программ, объявляются конкурсы по государственным закупкам, заключаются договора и их регистрация в органах казначейства. В основном за отчетный период администраторы бюджетных программ успели произвести лишь оплату авансовых платежей по зарегистрированным договорам.

Сумма неосвоения бюджетных средств по республиканскому бюджету составила 44,9 млрд. тенге, или меньше чем на 19 млрд.тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (63,9 млрд. тенге). Сумма не освоения сложилось как по объективным (5,9 млрд.тенге), так и по субъективным причинам (39,0 млрд.тенге) в таблице 6.

Таблица 6 -  Анализ причин неисполнения плана финансирования по республиканскому бюджету за 1 квартал 2008 года[19]

Млрд.тенге

Основные причины неисполнения плана финансирования

Сумма

Уд.вес в общем объеме суммы неисполнения в %

 

Всего

44,9

100,0

1

По объективным причинам

5,9

13,1

 

Экономия по государственным закупкам, снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, изменение кросс курса иностранных валют, экономия по фонду оплаты труда

 

 

2

По субъективным причинам

39,0

86,9

 

Несостоявшиеся конкурсы по гос.закупкам и длительное их проведение (не проведение), длительное проведение процедур заключения и регистрации договоров, не предоставление актов выполненных работ и счетов к оплате, не выполнение подрядчиками запланированных объемов работ и др.

 

 

Несмотря на то, что с 1 января 2008 года вступил в силу новый закон о государственных закупках, который направлен на существенное упрощение процедур государственных закупок причины неисполнения плана по платежам аналогичны предыдущим годам, это несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, длительное проведение (не проведение) конкурсных процедур (18,6 млрд.тенге), длительное проведение процедур заключения договоров и регистрации их в органах казначейства (7,0 млрд.тенге), неправильное оформление документов по проведению платежей (13,4 млрд.тенге). Наибольшие суммы неисполнения приходится на следующие администраторы: министерства культуры и информации – 6,6 млрд.тенге, энергетики и минеральных ресурсов – 5,3, обороны – 4,5 млрд.тенге, Хозяйственному управлению Парламента – 3,3 млрд.тенге, Агентству информатизации и связи – 2,3 млрд.тенге, здравоохранения и образования и науки по 1,9 млрд.тенге.

Также нужно отметить факт неправильного планирования планов финансирования администраторами бюджетных программ. На нулевом уровне осталось исполнение плана финансирования как по обязательствам, так и по планам платежам по 49 бюджетным программам, по 28-ти бюджетным подпрограммам по 22 администраторам республиканских бюджетных программ. К примеру: по бюджетной программе «Создание технопарка «Парк ядерных технологий» в городе Курчатове» (по 1 000 млн.тенге по обязательствам и платежам), «Институциональное развитие средств массовой информации» (1781,8 млн.тенге), «Создание электронного правительства» (670,9 млн.тенге по платежам и 1 637,9 млн.тенге по обязательствам) Агентства по информатизации и связи.

Не приняты обязательства на сумму 502,1 млрд.тенге по запланированному плану по обязательствам, из них по расходам требующих заключение договоров и их регистрации в органах казначейства не приняты обязательств на сумму 389,3 млрд.тенге, администраторы бюджетных программ, у которых сложилось наибольшие суммы по не принятым обязательствам представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Информация о наибольшей сумме не принятых обязательств по расходам, по которым заключаются договора и регистрируются в органах казначейства по состоянию на 01.04.2008 года[20]

Млрд.тенге

Наименование

Сводный план финансирования по обязательствам на отчетный период

Сумма принятых обязательств на отчетный период

Сумма не принятых обязательств на отчетный период

Всего

640,8

251,5

-389,3

Из них:

 

 

 

Министерство здравоохранения

102,5

19,6

-82,9

Министерство транспорта и коммуникаций

149,3

81,9

-67,4

Министерство образования и науки

66,8

22,5

-44,3

Министерство индустрии и торговли

52,2

14,1

-38,1

Министерство обороны

62,7

30,0

-32,7

Расходы местных бюджетов без учета погашения внешних займов исполнены на 362,9 млрд.тенге, или 92,0% к плану на отчетный период в сумме 406,0 млрд.тенге. План не исполнен на сумму 43,1 млрд.тенге. Основная доля неисполнения приходится на следующие регионы: г. Алматы – 9,7 млрд.тенге, Южно-Казахстанская область – 5,7 млрд.тенге, Жамбылская – 4,1 млрд.тенге, Павлодарская – 3,5 млрд. тенге Восточно-Казахстанская – 3,3 млрд.тенге, Костанайская область – 2,8 млрд.тенге, Мангистауская область – 1,9 млрд.тенге, г. Астана – 1,5 млрд.тенге, Акмолинская – 1,0 млрд.тенге.

За отчетный период из республиканского бюджета перечислено целевых трансфертов местным исполнительным органам в сумме 94,3 млрд.тенге. По оперативным данным местных исполнительных органов выделенные целевые трансферты использованы на сумму 83,8 млрд.тенге, или 88,9 %, неисполнение составило 10,5 млрд.тенге или меньше на 11,5 млрд.тенге с аналогичным периодом 2007 года.

Основная сумма неисполнения приходится на целевые трансферты на развитие, которая составила 9,2 млрд.тенге.

Наибольшая сумма неиспользованных целевых трансфертов приходится на бюджетные программы администрируемые следующими Министерствами:

Министерством образования и науки в сумме 2,8 млрд.тенге (на строительство и реконструкцию объектов образования 2,5 млрд.тенге), Министерством индустрии и торговли в сумме 2,6 млрд.тенге (на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры 1,6 млрд.тенге, Министерством энергетики и минеральных ресурсов 1,8 млрд.тенге (на развитие теплоэнергетической системы 1,8 млрд.тенге, Министерством транспорта и коммуникации 1,8 млрд.тенге(на развитие транспортной инфраструктуры 1,0 млрд.тенге).

Расходы государственного бюджета на 1 мая 2009 года (без учета погашения займов) по предварительным данным составили 1014,7 млрд.тенге, или 86,6 % к плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 869,7 млрд. тенге, или 91,3% к плану, местные бюджеты – 502,5 млрд. тенге и исполнены на 86,5%. Несмотря на коррективы расходы всех уровней бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, темпы роста соответственно составили 102,0%, 103,1%, 101,2%. (Приложение 6).

Следует отметить, что сумма неосвоения по местному бюджету по сравнению с 1 апрелем т.г. увеличилась на сумму 31,2 млрд.тенге и составила 78,7 млрд.тенге, из них наибольшая сумма неосвоения приходится на следующие регионы: г. Алматы – 22,8 млрд.тенге, г. Астана – 20,2 млрд.тенге, Южно-Казахстанская область – 5,6 млрд.тенге, Акмолинская область – 4,8 млрд.тенге, Павлодарская область – 4,6 млрд.тенге, Кызылординская область – 4,3 млрд.тенге, Мангыстауская область – 4,2 млрд.тенге, Жамбылская область – 3,9 млрд.тенге, Восточно-Казахстанская область – 3,6 млрд.тенге (Приложение 7). Основное неисполнение приходится на следующие функциональные группы расходов: жилищно-коммунальное хозяйство – 16,3 млрд.тенге, транспорт и коммуникации – 13 млрд.тенге, топливно-энергетический комплекс и недропользование – 11,6 млрд.тенге, культура, спорт, туризм и информационное пространство – 11,2 млрд.тенге и образование – 7,7 млрд.тенге.

За счет перевыполнения доходной части и неисполнения расходов на контрольных счетах наличности местных бюджетов остатки бюджетных средств (Приложение 8) сложились в сумме  104,6 млрд.тенге, из них: Кызылординская – 20,9 млрд.тенге, г.Астана – 13,1 млрд.тенге, Южно-Казахстанская – 12,0 млрд.тенге, Западно-Казахстанская – 10,4 млрд.тенге, г.Алматы – 7,3 млрд.тенге, Павлодарская – 5,5 млрд.тенге, Мангистауская – 5,0 млрд.тенге, Атырауская – 4,4 млрд.тенге, Жамбылская – 4,1 млрд.тенге, Актюбинская – 3,7 млрд.тенге, Акмолинская – 3,9 млрд.тенге. Таким образом, местные исполнительные органы имеют необходимые ресурсы для своевременного выполнения принятых обязательств.

Планы финансирования программ и основные направления реализации Дорожной Карты.

В уточненном республиканском бюджете на 2009 год предусмотрены расходы на реализацию Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров в сумме 140,0 млрд. тенге, в том числе на реализацию местных инвестиционных проектов – 117 млрд.тенге, на подготовку и переподготовку кадров – 14,4 млрд.тенге и 8,6 млрд.тенге на расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики.

Постановлением о реализации Закона о республиканском бюджете на 2009 – 2011 годы средства, предусмотренные на обеспечение занятости в рамках реализации Стратегии региональной занятости, подготовку и переподготовки кадров были распределены по соответствующим администраторам республиканских бюджетных программ и регионам на общую сумму 123,5 млрд.тенге.

В соответствии со сводным планом финансирования по платежам финансирование указанных мероприятий предусматривается с мая месяца (рис. 4). При этом пик освоения приходится уже на ближайшие месяцы. По предварительным данным по состоянию на 13 мая т.г. перечислено местным исполнительным органам целевых трансфертов на сумму 13,8 млрд.тенге, или 89,6% к плану на май месяц т.г. в сумме 15,3 млрд.тенге. Предстоит перечислить до конца месяца 1,6 млрд.тенге, в том числе: в Министерстве сельского хозяйства – 0,8 млрд.тенге, в Министерстве культуры и информации – 0,5 млрд.тенге, в Министерства туризма и спорта – 0,1 млрд.тенге (Таблица 8).

Рисунок 4 - Помесячное распределение бюджетных средств на реализацию Дорожной карты в сводном плане финансирования по платежам[21]

Таблица 8 - Предварительные данные о перечисленных целевых трансфертах в рамках Стратегии региональной занятости и переподготовки кадров   по состоянию на 13 мая 2009 года[22]

Млрд.тенге

Наименование

План на год

План на май месяц

Перечислено по состоянию на 13 мая 2009 года

Предстоит перечислить до конца месяца (гр.4 - гр.3)

1

2

3

4

5

Всего, в том числе:

140,0

15,4

13,8

-1,6

Министерство индустрии и торговли

40,6

4,2

4,2

0,0

Министерство транспорта и коммуникаций

31,1

2,3

2,3

0,0

Министерство здравоохранения

10,8

1,3

1,3

0,0

Министерство сельского хозяйства

4,4

0,8

0,0

-0,8

Министерство культуры и информации

3,8

0,5

0,0

-0,5

Министерство туризма и спорта

1,1

0,1

0,0

-0,1

Министерство образования и науки

33,1

5,8

5,8

0,0

Министерство труда и социальной защиты населения

15,1

0,3

0,3

0,0

Информация о работе Направления развития бюджетной системы