Направления развития бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность, задачи и принципы бюджетной системы 6
1.1. Сущность и экономическое содержание бюджета 6
1.2. Функционирование бюджетной системы 8
1.3. Задачи и принципы бюджетной системы 10

Глава 2. Анализ бюджетной системы РК 12
2.1. Бюджетный механизм РК 12
2.2. Анализ динамики поступлений в бюджет РК 13
2.3. Анализ процесса исполнения бюджета РК 18

Глава 3. Проблемы и направления развития бюджетной системы РК 27
3.1. Основные проблемы бюджетной системы РК 27
3.2. Пути совершенствования бюджетной системы 29
3.3. Приоритетные направления развития бюджетной системы РК 30

Заключение 33

Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

направления развития бюджетной системы РК.doc

— 916.00 Кб (Скачать)

План по налоговым поступлениям недовыполнен за счет таможенных платежей и налогов – по ним при плане 166,9 млрд. тенге в бюджет поступило 132,4 млрд. тенге, или 79,4%. Неисполнение плана по таможенным платежам и налогам связано с замедлением темпов импорта. Так, по оперативным данным таможенной статистики импорт без учета неорганизованной торговли в 1 квартале т.г. увеличился лишь на 11,4 % против 60,1% в 1 квартале прошлого года. (Рис. 1)

Рисунок 1 – Исполнение таможенных платежей и налогов в государственном бюджете за 1 квартал 2008 года и в сравнение с аналогичным периодом прошлого года[10]

По НДС на товары внутреннего производства при плане 62,9 млрд. тенге в бюджет поступило 45,2 млрд. тенге, или 71,8%. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 172,5%. Возмещено из бюджета 44,2 млрд. тенге, что на 4,2 млрд. тенге меньше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 14,8 млрд. тенге. (Рис. 2)

Хотя план по налоговым поступлениям исполнен не в полном объеме, их темпы роста обеспечены на должном уровне – налоговые доходы выросли на 16%, в.т.ч. благодаря налоговому администрированию. В тоже время, на предстоящие 9 месяцев до конца года необходимо моблизовать в республиканский бюджет налоговых поступлений на 0,5 триллиона (528 млрд.тенге) больше чем в прошлом году, т.е. обеспечить прирост в 41%. Таким образом, исполнение годового планового назначения является очень сложной задачей, требующей принятия соответствующих мер (одной из которых и являлось введение таможенной пошлины на экспорт нефти) и в целом будет зависеть от дальнейшего развития экономики.

Рисунок 2 – Поступления в государственный бюджет по НДС на товары внутреннего производства и суммы возмещения за 1 квартал 2008 года[11]

За 1 квартал доходов поступило более 1 трлн.тенге (1 067,1 млрд.), исполнение к плану чуть более 100% ( 100,7%), по сравнению с прошлым годом доходы выросли почти на 6% (105,8%). (Приложение 3)

Темп роста доходов обеспечен за счет привлеченного гарантированного трансферта из Национального фонда[12]. Таким образом, если не учитывать поступления гарантированного трансферта, темпы поступления доходов госбюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 11,5%. Факторами снижения поступлений в текущем году являются серьезное облегчение налогового бремени в связи с новым налоговым кодексом, отмена авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для компаний с небольшими оборотами, вынесение срока уплаты ряда налогов за горизонт 9 года (по итогам 4 месяцев в целом такие послабления оцениваются 138,3 млрд.тенге) (Таблица 1)

Таблица 1 - Сумма потерь в январе-апреле 2009г. в результате представленных послаблений для налогоплательщиков[13]

 

 

ГБ

Нацфонд

ГБ+НФ

КПН

Снижение ставки с 30% до 20%

73383

41906

115288

Отмена авансовых КПН по н/л, у которых СГД <325 тыс. МРП

8043

67

8110

Роялти

Введение НДПИ

2916

0

2916

Соц налог

Введение фиксированной ставки соц налога в размере 11%

11511

0

11511

НДС

Снижение ставки НДС с 13% до 12%

14091

0

14901

Перенос срока уплаты НДС

27519

0

27519

 

Итого

138273

41973

180246


Свои коррективы внесло общее замедление экономических процессов из-за негативного влияния мирового финансового кризиса. Налоги – производная экономики, на слайде видно что по данным деклараций выручка предприятий снизилась до уровня инфляции (Приложение 4). Данные обстоятельства были учтены при формировании и уточнении бюджета на текущий год. Тем не менее, план по доходам остается достаточно напряженным. Поэтому при должном администрировании налоговыми и таможенными службами и при тесном взаимодействии с другими государственными органами, в т.ч. местными, прогноз доходов будет исполнен на 100%. Об этом свидетельствует и анализ динамики апрельских поступлений. К наиболее существенными факторам, которые могут негативно повлиять на исполнение до конца года, относятся возможный рост возмещения из-за либерализации возврата НДС и снижение цен на продукцию горнорудных экспортеров.

За 1 квартал 2010 года поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 981,4 млрд.тенге и исполнены на 84,4% к плану на отчетный период, расходы государственного бюджета без учета погашения займов составили 1 004,1 млрд.тенге или исполнены на 86,3% к плану по платежам на отчетный период. Дефицит бюджета сложился в сумме 22,7 млрд. тенге.

В государственный бюджет зачислены  доходы в сумме 980,2 млрд.тенге, или  на 23,1% (прирост составил 183,9 млрд.тенге) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, основной прирост обеспечен за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость, индивидуального подоходного налога, налогов на международную торговлю и внешние операции и гарантированного трансферта из Нацфонда. (Таблица 2)

Таблица 2 - Исполнение доходов государственного бюджета на 01.04.2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года[14]

Млрд.тенге

Наименование платежа

Факт ГБ на 01.04.2009 г.

Факт ГБ на 01.04.2010 г.

Отклонение

темп роста, в %

Доходы

796,3

980,2

183,9

123,1

Доходы (без учета поступлений трансфертов)

546,3

620,2

73,9

113,5

Налоговые поступления

515,2

594,7

79,5

115,4

Корпоративный подоходный налог

194,7

194,3

-0,3

99,8

Индивидуальный подоходный налог

59,2

67,8

8,6

114,5

Социальный налог

49,6

53,2

3,6

107,2

Налог на добавленную стоимость

102,0

141,8

39,8

139,0

Таможенные платежи и налоги

111,5

124,7

13,2

111,9

в т.ч. налоги на международную торговлю и внешние операции

23,6

42,0

18,5

178,3

Неналоговые поступления

23,7

17,8

-5,9

75,2

Поступления от продажи основного капитала

7,4

7,7

0,3

104,6

Поступления трансфертов

250,0

360,0

110

144,0


Поступления по налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 44 млрд.тенге, или в бюджет поступило 62,3 млрд.тенге, или 101,7% к плану. За отчетный период возмещено 60 млрд.тенге, что на 9,5 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года, сумма к возмещению составила  217,4 млрд.тенге (Таблица 3).

Таблица 3 - Сравнение  поступлений и возмещений НДС на ТВП

Млрд.тенге

 

Факт за 1 квартал 2009 г

Факт за 1 квартал 2010 г

Отклонение

Темп роста, в %

НДС на ТВП

18,3

62,3

44,0

340,4

Возмещено из бюджета НДС по 0 ставке

50,5

60,0

9,5

118,8

к возмещению НДС

240,3

217,4

-22,9

90,5


Объем импорта за отчетный период по предварительным данным составил 5,4 млрд.долл.США, или на 10,5%  меньше чем за аналогичный период прошлого года, при этом темп снижения 2010 года ниже чем в  первом квартале 2009 года (17,1%). При общем снижении объема импорта,  импорт из Российской Федерации вырос на 17,9%, Республики Беларусь – 3,5%.  Объем экспорта составил 13,5 млрд.долл.США, или вырос на 68%, в том числе объем экспорта в Российскую Федерацию вырос на 73%, Республику Беларусь снижен на 10,1%. Рост экспорта в основном обеспечено по следующим товарным группам: минеральные продукты – 84%, текстиль и текстильные изделия – 86%, металлы и изделия -56, строительные материалы – 43%. (Приложение 5)

Таможенных платежей и налогов поступило на 13,2 млрд.тенге больше чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и прирост составил 11,8%. Рост поступлений обеспечено за счет довзысканных таможенных пошлин на вывозимые товары в результате пост-таможенной проверки по нефти,  за счет ввозных таможенных пошлин в связи с введением Единого таможенного тарифа, несмотря на снижение объема импорта из  стран дальнего зарубежья на 19,7%.  (Таблица 4)

Таблица 4 - Поступление таможенных платежей и налогов за 1 квартал 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года[15]

Млрд.тенге

Наименование

Факт за 1 квартал 2009  г.

Факт за 1 квартал 2010 г.

Отклонение (гр.3-гр.2)

Темп роста в %

1

2

3

4

5

Таможенные платежи и налоги

111,5

124,7

13,2

111,8

в том числе:

 

 

 

 

НДС на импорт

83,7

79,5

-4,2

95,0

Акцизы на импорт

4,2

3,1

-1,1

73,8

Таможенные пошлины на ввозимые товары

16,5

25,3

8,8

153,3

Таможенные пошлины на вывозимые товары

4,8

13,5

8,7

281,3

Информация о работе Направления развития бюджетной системы