Налоговое администрирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей и перспектив развития налогового администрирования в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Раскрытие понятия налогового администрирования: его функций, задач и принципов;
Провести анализ результатов деятельности налоговых органов за 2010 - 2011 годах.
Рассказать о проблемах и перспективах развития налогового администрирования в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогового администрирования: его функции, задачи и принципы 4
2. Анализ результатов деятельности налоговых органов РФ в 2010 - 2011 годах 15
3. Проблемы и перспективы развития налогового администрирования в РФ на
современном этапе 25
Заключение 34
Список используемой литературы. 36

Работа содержит 1 файл

налоговое администрирование.doc

— 793.50 Кб (Скачать)

Проведенный анализ показывает, что резервом увеличения налоговых  поступлений являются налоги на потребление, недра, недвижимость. Проиндексированы ставки акцизов на период 2011–2013 годов (Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации “О налоговых органах”»). Это дополнительно принесет в бюджет в 2011 году 109,9 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 103,4 миллиарда рублей, в 2012 году — 225,8 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет — 121 миллиард рублей.

Значительной  индексации подверглись ставки на бензин, моторные масла и дизельное топливо. Особое внимание предполагается уделить  акцизам на табачную продукцию, алкоголь. При этом можно прогнозировать, что в перспективе ставки акцизов на табачную продукцию будут доведены до среднего уровня акцизных ставок в странах Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Аналогичное увеличение акцизов может коснуться алкогольной продукции. Также можно отметить введение авансового платежа по подакцизной продукции при приобретении спирта, расширение списка подакцизной продукции (за счет включения коньячного спирта, пива и изготовленных на его основе напитков).

Увеличиваются ставки по налогу на добычу полезных ископаемых на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную: с 1 января 2012 года — 446 рублей, с 1 января 2013 года — 470 рублей за 1 тонну добытой нефти. Повышение  налоговой ставки по НДПИ на добычу горючего природного газа: с 1 января 2011 года — 237 рублей (или на 61,2 %), с 1 января 2012 года — 251 рубль, с 1 января 2013 года — 265 рублей за одну тысячу кубических метров газа (Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Дополнительные поступления в федеральный бюджет по НДПИ должны составить: в 2011 году — 51,2 миллиарда рублей, в 2012 году — 138,5 миллиарда рублей, в 2013 году — 261,1 миллиарда рублей17.

В 2012 году Министр финансов России Антон Германович Силуанов утвердил План деятельности ФНС РФ на 2012 год, такую информацию предоставили в пресс-службе налогового ведомства.

Утвержденный  план проговаривает круг мероприятий, выполнение которых будет влиять на достижение основных целей и задач, которые стоят перед ФНС в нынешнем году в области совершенствования налогового администрирования, повышения качества предоставления налогоплательщикам услуг со стороны государства и создания благоприятных условий для повышения уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, а также обеспечения межведомственного взаимодействия.

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития налогового администрирования в РФ на современном этапе.

 

Вопросы формирования и совершенствования налоговой политики России в настоящее время приобретают особое значение. Реформы в этой сфере продолжаются уже довольно длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы, и между тем полезный эффект от этой деятельности представляется по меньшей мере спорным.

Цели и задачи налоговой политики могут различаться  в зависимости от конкретного  исторического периода и от конкретных обстоятельств и социально-экономических  условий каждой страны. Но при этом налоговая политика должна быть ориентирована на создание благоприятного налогового климата в государстве. В целом эффективность и полезность проводимой в стране налоговой политики зависят от эффективности налогового администрирования, являющегося инструментом, который определяет успех или неудачу общей налоговой политики.

По общему определению  налоговое администрирование является деятельностью уполномоченных органов  власти и управления, направленной на исполнение законодательства о налогах  и сборах.

Таким образом, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики.

Эффективность налогового администрирования, направленная на обеспечение полного и своевременного сбора налогов, зависит от следующих основных требований:

- в связи  с тем, что за счет налоговых поступлений формируется более 70% доходов бюджетной системы РФ, налоговое администрирование должно обеспечивать устойчивое формирование бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также осуществление налоговыми органами функций главного администратора доходов соответствующих бюджетов;

- уровень и  структура налоговой нагрузки не должны ухудшать условия экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций;

- администрирование  налоговых платежей должно исходить  из минимизации связанных с  ним издержек бизнеса за счет  совершенствования налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.18

Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу.

Несовершенство  налогового администрирования, «болевые»  точки при осуществлении налогового контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками.

Если проанализировать точки зрения по поводу проблем в области налогового администрирования, то данные проблемы можно сгруппировать следующим образом19:

  1. Проблемы правового характера.

Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми  участниками налогового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. В третьих, налоговое законодательством РФ, а точнее, вносимые в него изменения часто подвержены субъективным причинам. Как отмечают О.В. Врублевская и М.В. Романовский, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп». Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам и всем налогоплательщикам налоговых схем.

  1. Проблемы организационного характера.

Как уже было отмечено ранее, налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

– наличие высококвалифицированных  специалистов в налоговых органах;

– наличие новых  технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

– скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении    двух последних перечисленных факторов существуют

серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогоплательщиками. В настоящее время существуют пробелы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями. Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут получить уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

  1. Проблемы социально-психологического характера.

В России конфронтация интересов фискальных органов и экономических субъектов очень велика. Налоговая культура в России всегда была и остается крайне низкой. Проблемы социально-психологического характера складываются из сочетания следующих факторов:

– менталитет российского налогоплательщика, – менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов;

– экономическая неграмотность налогоплательщиков;

–недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, часто вследствие неправильного поведения последних. Не секрет, что должностные лица налоговых служб при осуществлении проверок или просто при взаимодействии с налогоплательщиками позволяют себе проявление грубости, негативизма, подозрительности, предвзятости в отношении налогоплательщиков.

В настоящее  время стратегической целью налоговой политики является формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом перспективным направлением является развитие налогового администрирования. Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране. При этом система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения главенствующей государственной цели – обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

 

Практика показывает, что в сфере налогового администрирования  возникают определенные сложности  и проблемы, причиной которых является несовершенство законодательства и  возможность его неоднозначного толкования, недобросовестность налогоплательщиков, а также просчеты со стороны территориальных налоговых органов.

Одно из приоритетных направлений в реформировании налогового администрирования – работа с  налогоплательщиками. Многие предприятия  и индивидуальные предприниматели  уже смогли ощутить на себе внедрение новых форм работы с налогоплательщиками. Одна из главных задач здесь – уход от закрепления организаций за конкретным инспектором. Согласно новой структуре построения налоговых инспекций, во всех инспекциях созданы отделы по работе с налогоплательщиками, которые взяли на себя весь спектр взаимодействий с налогоплательщиками – от приема отчетности, заявлений, документов по государственной регистрации и постановки на учет до ведения разъяснительной и информационной работы.20

Все большее  и большее внимание уделяется информационно-разъяснительной работе, что очень важно в условиях достаточно часто изменяющегося налогового законодательства. Помимо привычной системы ответов на запросы налогоплательщиков налоговыми органами уже широко используются все способы распространения информации – от печатных изданий до сети Интернет, где на сайтах МНС России и территориальных налоговых органов размещаются все необходимые сведения, включая формы налоговой отчетности и разъяснения налоговых норм.

Изменение налоговой политики в Российской Федерации в сторону ее открытости перед налогоплательщиками приводит в конечном итоге к увеличению поступления налоговых платежей во все уровни бюджета, сокращению выездных налоговых проверок, поступления писем, жалоб в вышестоящие органы, а также направления исков в арбитражные суды.

В России уже  действует упрощенная процедура  реструктуризации налоговых претензий  за прошлые периоды. Как показал  опыт прошлых лет, как для бюджета, так и для бизнеса процедура  реструктуризации налоговых претензий за прошлые периоды выгоднее, нежели банкротство по результатам контрольной работы налоговых органов. Эту норму необходимо зафиксировать законодательно, что позволит, на наш взгляд, крупным компаниям в случае больших налоговых доначислений избежать банкротства, а бюджет получит ранее не уплаченные суммы налогов с рассрочкой по времени.21

С этой целью  налоговые органы России уже ведут  открытый диалог с налогоплательщиками, направленный в первую очередь на предупреждение налогового нарушения, а не на применение к ним фискальных мер. Поэтапно сокращается количество выездных налоговых проверок, целенаправленно ведется работа по информированию налогоплательщиков о возможных рисках, стимулируется добровольный отказ от использования незаконных схем.

Взимание налогов  и сборов может оказывать различные  эффекты на поведение экономических  агентов, создавать различные стимулы, как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения  потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Информация о работе Налоговое администрирование