Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей и перспектив развития налогового администрирования в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Раскрытие понятия налогового администрирования: его функций, задач и принципов;
Провести анализ результатов деятельности налоговых органов за 2010 - 2011 годах.
Рассказать о проблемах и перспективах развития налогового администрирования в РФ на современном этапе.
Введение 3
1. Понятие налогового администрирования: его функции, задачи и принципы 4
2. Анализ результатов деятельности налоговых органов РФ в 2010 - 2011 годах 15
3. Проблемы и перспективы развития налогового администрирования в РФ на
современном этапе 25
Заключение 34
Список используемой литературы. 36
В свою очередь, налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. По мнению некоторых специалистов, понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства. Следовательно, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики.
Конечная цель всех происходящих в системе налогового администрирования изменений – построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. Цели налогового администрирования естественным образом обусловлены задачами, которые в настоящее время стоят перед налоговыми органами.
1. Важнейшая
из них – контроль за
2. Налоговые
органы в пределах своей
3. Налоговые
органы осуществляют
4. С 1 июля 2002 г. налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. – крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
5. В соответствии с законом о ККТ (Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт») на налоговые органы возложена обязанность контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.
6. Задачи налоговых
органов видоизменяются. И, как
правило, в сторону расширения.
Так, в соответствии с Указом
Президента от 09.03.04 г. № 314 «О
системе и структуре
Таким образом, налоговое администрирование – это процесс управления налоговыми отношениями в рамках налогового производства, реализуемый налоговыми и иными органами, обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщика и плательщика сбора.
Налоговое администрирование как система управления налоговым процессом со стороны государства и его уполномоченных органов охватывает три ключевые сферы регулирования: управление налоговыми органами, управление расчетами по налогам, управление информационными потоками. Основные элементы системы налогового администрирования - структура и иерархия налоговых органов; их права и обязанности; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности; применение налоговых льгот и санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления:
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 38% и налога на прибыль – 8%.
Структура доходов федерального бюджета в 2010-2011 гг. по видам налогов представлена на рисунках 1-2.
Анализируя данные необходимо отметить повышение общей суммы доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом: в 2010 году получено 8 305, 4 млрд. руб. (18, 4 % к ВВП), в 2011 году - 11 360, 0 млрд. руб. (20,8 % к ВВП).
Рис.1 Структура доходов федерального бюджета в 2010 году.13
Рис. 2 Структура доходов федерального бюджета в 2011 году14
Анализируя данные по структуре доходов федерального бюджета в 2010 и в 2011 годах можно отметить, что произошло увеличение доходов
от внешнеэкономической деятельности: в 2010 году – 38,9 %, в 2011 году – 41 %;
от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ: в 2010 году – 17, 4 %; в 2011 году – 18 %;
от платежей за пользование природными ресурсами: в 2010 году – 17 %, в 2011 году – 17,5 5.
Но уменьшились доходы от
налогов на товары, ввозимые на территорию РФ: в 2010 году – 14,4 %, в 2011 году – 13,6 %;
доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности: в 2010 году – 5,2 %, в 2011 году – 3,3 %;
прочее: в 2010 году – 7,2 %; в 2011 году – 6,6 %.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.
Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рисунке 315.
Рис. 3 Структура доходов консолидированного бюджета РФ.
Согласно докладу об осуществлении ФНС государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности такого контроля (надзора) в 2011 году налоговыми органами было проведено проверок 362 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 342,4 тыс. плановых проверок и 19,6 тыс. внеплановых проверок. При этом общее количество проведенных проверок осталось на уровне 2010 года (темп роста 100,4%), то количество внеплановых проверок снизилось на 17,7%.
Совместно с другими органами государственного контроля (надзора) налоговые органы провели около 8,1 тыс. проверок в 2011 году, что практически соответствует уровню 2010 года (темп роста 100,9 %).
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок которых были выявлены правонарушения, в 2011 году составляло 208,5 тыс., что на 2,4% выше, чем в 2010 году.
При этом необходимо отметить, что в ходе проведения в 2011 году 36 361,0 тыс. камеральных налоговых проверок, нарушения выявлены в 2105,0 тыс. проверках. Таким образом, уровень результативности камеральных проверок в 2011 году составил 5,8% увеличившись, по сравнению с 2010 годом на 0,9 процентных пункта, что свидетельствует о повышении эффективности проведения камеральных налоговых проверок.
Количество выявленных правонарушений снизилось с 249,6 тыс. до 244,9 тыс. правонарушений, или на 1,9 %. Практически все выявляемые правонарушения связаны с нарушением обязательных требований законодательства (99,7%). Доля нарушений, связанных с несоответствием сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованием, или не с выполнением предписаний несущественна и составляет 0,3 %.
Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам134,0 тыс. проверок, что выше уровня на 11,2% выше уровня 2010 года, положено административных наказаний – 132,5 тыс. , или 106,5% к 2010 году. В общем количестве наложенных административных наказаний аналогично 2010 году наибольший удельный вес приходится на административные штрафы (78%), остальное – на предупреждения (21,?%), а так же дисквалификация и административное приостановление деятельности ( мне 1%). Общая сумма наложенных административных штрафов составило 626 млн. рублей и выросла на 1%.
Количество предписаний
Доля проведенных внеплановых проверок в % от общего количества проведенных проверок снизилось по сравнению с 2010 годом на 1,7 п.п. и составила 5,4 %. В то же время вырос показатель результативности внеплановых проверок. Та, доля случаев выявления нарушений в ходе проведения внеплановых проверок в 2011 году выросла на 6,2 п.п. и составила 75%. Из указанных нарушений 99,4% приходится на нарушения обязательных требований законодательства (2010 году – 99,8%), на неисполнение предписаний 0,6% ( в 2010 году – 0,2%).
В 2011 году увеличилось количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях возбуждены на 11,2 % и составило 134,0 тыс. единиц. Так же выросла доля проверок в общем количестве проверок, в ходе которых выявлены правонарушения, с 55.5% в 2010 году до 59% в 2011 году.
Количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок в 2010 – 2011 гг. представлено на рисунке 4.
Общее количество административных наказаний наложенных по результатам проверок в 2011 году составило 132,5 тыс. и увеличилось на 6,5% по сравнению с 2010 годом, из административных штрафов – 103,7 тыс. ( снижение на 3,2% к 2010 году), предупреждений – 28,8 тыс. (рост на 66,1% к 2010 году).
За 2011 год по
результатам всех проверок соблюдения
налогоплательщиками
В сфере налогового контроля ФНС ориентируется на повышение качества проводимых контрольных мероприятий и одновременном стимулировании налогоплательщиков к отказу от применения инструментов налоговой оптимизации и добровольному исполнению налоговых обязательств.
Так же создаются удобные сервисы для налогоплательщиков. Один из приоритетов сегодняшней налоговой службы – клиентоориентированный подход, то есть создание комфортных условий для посещения налоговых инспекций, развитие интернет-сервисов, неукоснительное соблюдение инспекторами Административного регламента и Кодекса этики. Большое внимание, по словам М.В. Мишустина, налоговая служба уделяет снижению коррупциогенного фактора через развитие бесконтактных способов работы с налогоплательщиками.
В 2011 году в налоговые органы России поступило 54 676 жалоб налогоплательщиков, что меньше на 9% по сравнению с 2010 годом, в котором поступило 60 267 жалоб. Из них налоговыми органами в 2011 году рассмотрено 48 708 жалоб, при этом 41% жалоб были удовлетворены, сообщает пресс-служба ФНС России.
Одновременно с сокращением количества поступивших жалоб в 2011 году уменьшилась сумма требований налоговых органов, оспариваемая налогоплательщиками по жалобам. В 2011 году сумма заявленных требований сократилась на 26% - до 322 млрд. руб. (в 2010−ом - 435 млрд. руб.) 25% от общей суммы заявленных требований в 2011 году признаны обоснованными (удовлетворено требований на 79 млрд. руб., что на 21,5% больше, чем в 2010 году).
Анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество судебных дел по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 20,5%. В том числе: в отношении юридических лиц количество судебных дел уменьшилось на 18% (в 2010 году количество дел составляло 74 439, в 2011−ом - 61 387), в отношении индивидуальных предпринимателей - на 12,5% (в 2010−ом количество дел составляло 7088, в 2011−ом - 6201)16.