Налоговое администрирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей и перспектив развития налогового администрирования в Российской Федерации.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
Раскрытие понятия налогового администрирования: его функций, задач и принципов;
Провести анализ результатов деятельности налоговых органов за 2010 - 2011 годах.
Рассказать о проблемах и перспективах развития налогового администрирования в РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогового администрирования: его функции, задачи и принципы 4
2. Анализ результатов деятельности налоговых органов РФ в 2010 - 2011 годах 15
3. Проблемы и перспективы развития налогового администрирования в РФ на
современном этапе 25
Заключение 34
Список используемой литературы. 36

Работа содержит 1 файл

налоговое администрирование.doc

— 793.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

Современное развитие общественно-экономических отношений  в совокупности с реформированием  налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

Одной из основных проблем государства является обеспечение  поступления в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей.

Финансовая  деятельность государства по получению  налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной  только в том случае, если будет  разработан оптимальный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате. Соответственно изучение организации налогового администрирования в России актуально в настоящее время.

Целью курсовой работы является выявление особенностей и перспектив развития налогового администрирования в Российской Федерации.

Поставленная  цель предопределила решение следующих  задач:

  • Раскрытие понятия налогового администрирования: его функций, задач и принципов;
  • Провести анализ результатов деятельности налоговых органов за 2010 -  2011 годах.
  • Рассказать о проблемах и перспективах развития налогового администрирования в РФ на современном этапе.

 

 

    1. Понятие налогового администрирования: его функции, задачи и принципы

 

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует  единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля над соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т. е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина — «налоговый контроль».

В октябре 2005 г. в Финансовой академии при Правительстве  РФ состоялся «круглый стол» с повесткой дня «Актуальные проблемы теории и практики налогового администрирования в Российской Федерации». Выступая на нем, председатель Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ М. Ю. Орлов сказал, что налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц1.

В современной  экономической литературе также  встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление и области налогообложения. Некоторые авторы определяют налоговое администрирование как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Можно согласиться  с мнением заведующей кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ Л. И. Гончаренко, что содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но при этом оно является органической частью управления налоговой системой Налоговое администрирование - это комплексное понятие требующее системного подхода. Отсюда весьма широко понимание его содержания: от управления налоговой системой и налогообложением в целом (наиболее широкое понимание) до деятельности налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплатой налоговых платежей (более узкое понимание)2. Но в любом случае налоговое администрирование должно быть эффективным.

Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля3.

Налоговое администрирование  осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным  звеньям налоговой администрации.

Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой.

Исследование теоретических и  практических аспектов администрирования  налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования  этого института налогового права  с целью обеспечения надлежащего  правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.

Целью налогового администрирования  является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в  отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

Предметом налогового администрирования является налоговое  производство, объектом – процесс  управления этим производством, а субъектами – налоговые и иные органы, именуемые налоговыми администрациями. В данном подходе содержатся два крайне важных элемента: налоговое производство и налоговые администрации.

В широком смысле налоговое производство представляет собой совокупность параллельных налоговых производств, осуществляемых налогоплательщиками и налоговыми администрациями. Его основным целевым ориентиром следует считать тождественность (идентичность) результатов этих производств, т.е. объема исчисленных и уплаченных налогов. При расхождении результатов налогового производства, осуществленного налогоплательщиком, с результатами, полученными налоговыми администрациями, возникает необходимость дополнительной процедуры их согласования, зачастую реализуемой через суд, в результате которой определяется правильность того или иного производства с принуждением противной стороны к принятию этих результатов4.

Налоговые администрации  – это государственные налоговые  и иные органы, которым на законодательной  основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов5.

Состав налоговых  администраций представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Состав налоговых администраций РФ6

 

К ним относятся: финансовые органы в области налогов и сборов, органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы. Безусловно, центральным звеном налоговых администраций являются налоговые органы. Объем полномочий других администраций значительно меньше, а их права и обязанности несравнимо уже. Такая неравнозначность в системе налогового администрирования объективно обусловлена тем, что именно налоговые органы специализируются на реализации целого комплекса функций в сфере налогообложения, являющихся для них основными, в то время как возлагаемые на другие администрации отдельные функции в сфере налогообложения не являются для них определяющими (профильными).

Следует также  заметить, что данные функции воспроизводят  часть функций налогового механизма. Это совершенно справедливо, так  как налоговое администрирование является важнейшей подчиненной частью налогового механизма страны, и без этой части механизм не может функционировать. Администрирование является именно тем «рычагом», который приводит в действие весь этот механизм. Недостаточно принять какой-либо закон, необходимо разработать механизм его реализации, предусмотреть административные ресурсы исполнения, контроля, а в некоторых случаях и принуждения, только тогда закон начнет исполняться (современных примеров тому великое множество).

Краткая характеристика функций налогового администрирования представлена на рисунке 2 .

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Функции налогового администрирования. 1 - налоговые органы; 2 - финансовые органы; 3 - таможенные органы; 4 - органы внутренних дел.

Функцию налогового планирования реализуют финансовые и налоговые органы. Основной целью налогового планирования является обеспечение обоснованных качественных и количественных параметров заданий по формированию доходной части бюджетов различного уровня. Основными формами являются стратегическое и текущее налоговое планирование. Основные методы налогового планирования: косвенные методы, основанные на прогнозировании экономических валовых показателей; прямые методы, основанные на прогнозировании налоговых баз по всему перечню налогов; упрощенные методы, основанные на экстраполяции существующих трендов.

Функцию налогового контроля реализуют налоговые органы, а в предусмотренных НК случаях  также таможенные и органы внутренних дел. Основная цель – обеспечение  такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений.

Функцию налогового регулирования реализуют финансовые, налоговые, а в некоторых случаях  и таможенные органы. Основная цель – достижение компромисса между фискальными интересами государства и экономическими интересами налогоплательщиков. Основными являются следующие методы: регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения; регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций; регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Функцию принуждения  реализуют налоговые, таможенные и  органы внутренних дел. Основная цель – обеспечение обязательности исполнения всеми субъектами законодательства о налогах и сборах, в том  числе . принудительного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Основными формами принуждения являются формы ответственности за нарушение законодательства: налоговая, административная и уголовная. К основным методам можно отнести добровольное и принудительное исполнение выявленного нарушения законодательства.

Задачи налогового администрирования на макроуровне представлены на рисунке 1.

Задачи налогового администрирования на микроуровне представлены на рисунке 2.

 

Рис.1 Задачи налогового администрирования на макроуровне7.

Рис. 2 Задачи налогового администрирования на микроуровне8.

 

 

Так же выделяют следующие задачи налогового администрирования  в условиях модернизации ( Рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Задачи налогового администрирования в условиях модернизации налогового администрирования.9


 

Основными принципами налогового администрирования являются10:

1. Принцип законности. Данный принцип означает, что  налоговое администрирование, являясь  подсистемой управления налоговой  системы, должно подчиняться в своей деятельности установленному налоговому и финансовому законодательству страны. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках налогового администрирования, должны проводится исключительно в установленных законом правилах.

2. Принцип объективности.  При проведении мероприятий налогового  администрирования со стороны налоговых органов как субъекта налогового администрирования, обладающего, несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения дискриминационных мер, предвзятости в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства, обеспечение прав налогоплательщиков.

3. Принцип единства. Предполагает единство применяемых  приемов, методов и инструментов  налогового администрирования на  всей территории РФ.

4. Принцип эффективности.  Результаты налогового администрирования  в абсолютной денежной и относительной  оценке (например, собираемость налогов  в бюджет) должны быть выше  затрат на его проведение. Кроме  того, эффективность налогового  администрирования проявляется в результативности налоговых проверок (особенно выездных), взыскания и урегулирования налоговой задолженности. С точки зрения ФНС данные показатели являются индикаторами налогового администрирования.

Необходимо  отметить, что одно из основных условий успешного развития экономики любого государства - создание эффективной налоговой системы. Кроме совершенствования законодательства второй важнейшей составляющей налоговой реформы является модернизация налогового администрирования.

Налоговое администрирование по своему содержанию представляет органичную часть управления налоговой системой. Как считает Л.И. Гончаренко, налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы и налоговых органов как ее части.11

Информация о работе Налоговое администрирование