Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач налоги (тема 25).docx

— 175.43 Кб (Скачать)

В отношении налога на прибыль  и доходы предприятий в первоочередном порядке должны быть решены вопросы  по расширению его налоговой базы, введению упрощенных схем начисления амортизации и индексирования затрат на темпы инфляции, уточнению субъектов  налогообложения, а также методов  и правил ведения учета доходов  и расходов. Для начальных преобразований этого налога достаточно законодательных  решений.

Наиболее сложные проблемы связаны с переходом к индивидуальному  подоходному налогу на основе всеобщего  декларирования доходов. Но на первых порах здесь также можно ограничится  пересмотром шкалы ставок, предусмотрев значительное увеличение необлагаемого  минимума и введение двух основных ставок в размере 10 и 15%, и возможным  в сегодняшних условиях расширением налоговой базы с тем, чтобы в дальнейшем по мере роста доходов и отработки механизма подачи деклараций перейти к более всеохватывающей модели этого налога.

4. Пересмотр и сокращение  налоговых льгот по всем применяемым  налогам и сборам. Механизм предоставления  налоговых льгот должен использоваться  исключительно в целях создания  равных условий налогообложения  для всех категорий налогоплательщиков, а не для создания льготных  режимов одним за счет других. Льготы по каждому виду налогов  должны предоставляться в законодательном  порядке в форме экономически  оправданных вычетов и скидок  с облагаемой базы или пониженных  ставок только в целях социальной  справедливости и стимулирования  инвестиций. Предоставление индивидуальных  налоговых льгот должно быть  запрещено законом. 

5. Укрепление и развитие  законодательных основ налогообложения.  Сюда входит целый самостоятельный  блок вопросов, в том числе  общие правила и нормы налогового  права, его понятийного аппарата, специальные законы по каждому  из применяемых видов налогов,  разграничение полномочий различных  ветвей власти в регулировании  процессов налогообложения и  меры ответственности за нарушение  налогового законодательства. Особое  внимание предполагается уделить  мерам по повышению эффективности  работы государственной налоговой  службы, укреплению ее кадрового  и технического потенциала.

 

 

Заключение

На основании проведенного в работе исследования можно сделать  ряд выводов:

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками  в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги имеют ряд отличительных  особенностей:

    • обязательны к уплате и принудительны в изъятии;
    • являются основным источником формирования государственных доходов;
    • возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
    • налоговые отношения носят
    • односторонний характер от налогоплательщика к государству.

Разделение  всех видов  на группы осуществляется в  соответствии с объективными классификационными  признаками.  Эти  признаки учитывают  различия  налогов в  зависимости  особенностей  их  исчисления,  уплаты,  отнесения на  затраты  или результаты производственной  деятельности, возмещения  за счет внешнего  контрагента (переложение налогов).

В экономической литературе выделяются различные функции налогов, в том числе характерные для  рыночной системы:

1. Фискальная;

2. Контрольно-учетная;

3. Распределительная;

4. Регулирующая;

5. Стимулирующая;

Кривая Лаффера отражает связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет.

Характеризуя современную  налоговую политику в Республике Беларусь, обычно отмечают следующие  ее принципиальные недостатки и черты:

непредсказуема из-за неясности  налоговых изменений;

поощряет бартер, теневой  наличный денежный оборот и толкает  к утаиванию прибыли всевозможными  способами;

выталкивает из страны предпринимателей и их капиталы;

провоцирует минимизацию  налогов.

Оценка действующей налоговой  системы с позиций ее влияния  на экономику и соответствия общепринятым в мировой практике принципам  построения таких систем позволяет  сделать вывод о необходимости  в настоящих условиях перемен. Как  показал опыт, косметическими улучшениями  применяемого налогового законодательства, даже с учетом изменений в количестве налогов, их ставках и льготных режимах, здесь не обойтись. Такие корректировки  не могут ни обеспечить достаточных  и стабильных поступлений в бюджет, ни, тем более, сделать систему  ориентированной на устойчивый экономический  рост и инвестиции.

Укрупнено комплекс первоочередных мер по совершенствованию налоговой  системы в Республике Беларусь включает:

1. Сокращение количества  налогов за счет отмены малоэффективных  сборов и отчислений во внебюджетные  фонды.

2. Совершенствование структуры  налогов с ориентацией на значительное  повышение роли прямого подоходного  налогообложения и финансовой  независимости местных бюджетов.

3. Первоочередные меры  по переходу к новым моделям  построения основных налогов. 

4. Пересмотр и сокращение  налоговых льгот по всем применяемым  налогам и сборам.

5. Укрепление и развитие  законодательных основ налогообложения. 

Список использованных источников

  1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Т.А. Агапова, С.Ф, Серегина. - М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
  2. Базылев, Н. И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебное пособие для неэкон. спец. вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010. – 640 с.
  3. Головочев, А.С., Головочева, И.В. Макроэкономика: курс лекций / А.С. Головочев, И.В. Головочева. - Мн., 2002. – 253 с.
  4. Государственное регулирование переходной экономики / под общ. ред. проф. С.А. Пелиха. - Мн.: Право и экономика. - 2008. - 385 с.
  5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. – Мн., 2002. - 471 с.
  6. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учебное пособие для экон. спец. вузов / А. Л. Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
  7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект курс лекций: 2-е изд. перераб. и доп. / И.М. Лемешевский. - Мн.: ФУАинформ. - 2006. - 544 с.
  8. Лемешевский, И. М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-метод. пособие для экон. спец. вузов / И. М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 496 с.
  9. Макроэкономика / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондаря. - Мн.: БГЭУ. - 2007. - 415 с.
  10. Макроэкономика / под ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Новое знание. – 2004. - 462 с.
  11. Макроэкономика: социально ориентированный подход учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / под ред. Э. А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина. - 2005. - 400 с.
  12. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010-2012 гг. [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/. — Дата доступа: 18.03.2012.
  13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: Аналитическое обозрение [Электронный ресурс]. — Минск, 2012. — Режим доступа: http://nbrb.by/publications/ectendencies/. — Дата доступа: 18.03.2012.
  14. Основы экономической теории: учебник для неэкон. спец. колледжей и вузов / под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2004. – 204 с.
  15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь // Министерство финансов Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. — Дата доступа: 5.04.2012.
  16. Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И., Муталимов, М.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. - М., 2002. - 462 с.
  17. Президент подписал закон о внесении изменений в налоговый кодекс // Министерство финансов Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. — Дата доступа: 5.04.2012.
  18. Шагас, Н.Л. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обуч.по экон.спец. / Н.Л. Шагас. – М.: Изд-во Московского университета, 2006. – 427 с.
  19. Шулейко, О.Л. Фискальные инструменты антикризисного макроэкономического регулирования / О.Л. Шулейко // Экономика и управление. – 2011. – №1(25) – С. 14-18.
  20. Экономика. Университетский курс: учеб. пособие для вузов / П. С. Лемещенко [и др.]; ред. П. С. Лемещенко, С. В. Лукин. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 704 с.

 


Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера