Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач налоги (тема 25).docx

— 175.43 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

 

 

Кафедра мировой экономики и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера.

 

 

 

 

Студент факультета МЭО и  М,

4 курс, группа 811з

 

_______________

И. О. Фамилия

 

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

__________________________

 

_______________

 

______________

 

(подпись, дата)

 

 

 

 

МИНСК   2012

 

Содержание

 

Введение 3

1 Сущность  налогов как социально-экономической  категории 5

1.1 Общая характеристика  налогов, их формы и виды 5

1.2 Функции  налогов и кривая Лаффера 10

2 Анализ налоговой  системы Республики Беларусь на современном этапе 18

3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24

Заключение 28

Список использованных источников 30

 

 

 

Введение

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране. 

Налоги необходимы, так  как для  государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий.

Кроме того, от того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование  всего  народного  хозяйства.  Именно налоговая система  на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных  на него задач, которые реализуются  посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Со времени возникновения  государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических  отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Национальная налоговая  система РБ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить  к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном  порядке принципов ее функционирования.

Целью курсовой работы является комплексное изучение налогов как экономической категории.

Задачами, способствующими  раскрытию данной цели, являются:

- раскрыть сущность налогов;

- изучить понятие, формы, виды и функции налогов ;

- дать характеристику кривой Лаффера;

- провести анализ состояния и динамики развития налогов в Республике Беларусь;

- определить основные  направления совершенствования налогов в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются налоги в Республике Беларусь.

Предметом исследования - сущность налогов как социально-экономической категории, их форм, видов и функций. 

 

 

1 Сущность налогов как социально-экономической категории

1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики  у государства остается меньше возможности  влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое  влияние все больше приобретает  косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических  и физических лиц в государственный  и местный бюджеты. При этом преследуются экономические  и социальные цели.

По своей экономической  природе установление налогов носит  односторонний характер. Поскольку  налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного  налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить что-либо в пользу конкретного  налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или  в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку  все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и  не влияют на характер платежа в  целом.

Налог выступает средством  упорядочения финансовых отношений  налогоплательщика и государства. С одной из стороны,   налог  указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения  для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как  средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан  и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками  в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги поступают в  пользу органов государственной  власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых  на тех же условиях, но установленных  в экономических  или социальных интересах в пользу юридических  лиц, не являющихся центральными или  местными органами государственной  власти, административными учреждениями.

Целью взимания налогов является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного  расхода. Правило, в соответствии с  которым налоговые доходы не предназначены  для определенных расходов, приобрело  характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

Налог как экономический  механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую  для покрытия расходов. Эти расходы  могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает  императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит  от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете  и, в принципе, не ограничен.

Налоги являются обязательными  платежами в бюджет, осуществляемыми  юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические  отношения между государством (в  лице уполномоченных государственных  органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного  продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги имеют ряд отличительных  особенностей:

    • обязательны к уплате и принудительны в изъятии;
    • являются основным источником формирования государственных доходов;
    • возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
    • налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.

Без налогов не обходится  ни одно государство. Они нужны государству  для того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются  расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону  страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Разделение  всех видов  на группы осуществляется в  соответствии с объективными классификационными  признаками.  Эти  признаки учитывают  различия  налогов в  зависимости  особенностей  их  исчисления,  уплаты,  отнесения на  затраты  или результаты производственной  деятельности, возмещения  за счет внешнего  контрагента (переложение налогов).

Классификационные признаки  являются объективными критериями разграничения  налогов,  предопределенными  самой  экономической  природой налога как  такового.  Они не зависят от одностороннего  волеизъявления государства  и,  как правило,  формируются на протяжении все истории развития податных систем  стран  мира.  Более  ста лет известно  разграничение налогов на  две подсистемы:

  1. Прямые  налоги – те,  которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности,  оборотом  капитала,  увеличением  стоимости имущества,  ростом  рентной составляющей.
  2. Косвенные  налоги  - те,  которые  являются  надбавкой к цене  или  определяются в зависимости   от размера  добавленной  стоимости,  оборота  или  объема продаж  товаров, работ, услуг.

Состав  налогов  отечественной  налоговой  системы  можно  классифицировать,  объединив  группы  налогов  по  следующим  признакам: объект  обложения,  особенности  ставки,  полноты  прав  соответствующих бюджетов  в  использовании  поступающих  налоговых  сумм  и  другие  признаки классификации:

-  по субъекту  уплаты:

  1. физические  лица;
  2. юридические  лица.

-  по объектам  налогообложения:

    1. имущество  (движимое,  недвижимое);
    2. доход (прибыль) от  экономической  деятельности;
    3. операции  по реализации  товаров,  работ, услуг;
    4. ввоз (вывоз)  товаров  на  таможенную территорию России (или с неё);
    5. отдельные  виды  экономической  деятельности;
    6. отдельные  объекты.

-  по полноте   налоговых  прав  пользования   налоговыми поступлениями:

    1. собственные  (закрепленные налоги);
    2. регулирующие  налоги.

Собственные  (закрепленные)  налоги,  те  налоги,  которые  непосредственно и  целиком  поступают  в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги –  разноуровневые, т.е. налоговые платежи  поступают одновременно в различные  бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

-  по принадлежности  к уровню  власти  и  управления:

    1. республиканские;
    2. местные.

-  по  методу  исчисления  (от налоговой   техники):

    1. регрессивные;
    2. прогрессивные;
    3. пропорциональные;
    4. линейные;
    5. ступенчатые;
    6. твердые (в абсолютной  сумме).

Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера