Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.
Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
- по срокам уплаты:
- по порядку введения:
Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают
Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.
- по целевой направленности:
Абстрактные (общие) налоги,
предназначены для
Целевые (специальные) налоги – налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий
Данная классификация
необходима не только для составления
налоговых расчетов и отчетности
с использованием электронной
системы обработки данных.
Пользуясь такой
Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. В экономической литературе выделяются различные функции налогов, в том числе характерные для рыночной системы:
1. Фискальная («фиск» - государственная казна), в ходе которой формируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
2. Контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективность использования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств, а также источники и направления использования финансовых ресурсов.
3. Распределительная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов между различными уровнями государственного бюджета, с другой - распределяется налоговое бремя между различными категориями плательщиков.
Посредством налогов в
государственном бюджете
4. Регулирующая, посредством которой государство целенаправленно воздействует на экономический рост, структурную перестройку общественного производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Так, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
5. Стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
С помощью налогов, льгот
и санкций государство
Указанное разграничение
функций налоговой системы
В конечном итоге, принимая во внимание функции, которые возлагаются на налог, он должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и на этой основе обеспечивать общественный прогресс.
Важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты налоговой ставки:
- начинают сдерживать экономическую активность людей;
- больше подталкивают к уклонению от налогов;
- делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности.
В результате налоговая база сокращается, соответственно, уменьшается объем налоговых поступлений в государственный бюджет. Эту зависимость отражает кривая А. Лаффера.
Основная идея кривой Лаффера
заключается в том, что по мере
увеличения налоговой ставки налоговые
поступления будут
Исследуя связь между
величиной ставки налогов и поступлением
в государственный бюджет, американский
экономист Артур Лаффер показал,
что не всегда повышение ставки налога
ведет к росту налоговых
Если налоговая ставка
превышает объективную границу ,
то налоговые поступления начнут
уменьшаться. А. Лаффер доказал, что
один и тот же по величине доход
в государственный бюджет может
быть обеспечен и при высокой,
и при низкой налоговых ставках.
Однако на практике идеи Лаффера использовать
трудно, так как сложно определить,
на левой или на правой стороне
кривой находится экономика страны
в данный момент. Так, из-за ошибки в
этом определении "эффект Лаффера"
не сработал в период президентства
Рейгана: хотя снижение налогов и
привело к росту деловой
Конечно, трудно рассчитывать,
что на основе только теории можно
построить идеальную шкалу
Американцы, например, считают,
что при такой ставке налога, как
в Швеции (75%), в США никто не
стал бы работать в легальной экономике.
Вообще же считается, что высшая ставка
подоходного налогообложения
Данные тенденции видны на следующих рисунках (рис. 1.1 и рис. 1.2).
Рисунок 1.1 – Кривая Лаффера (форма I)
Примечание – Источник: [18]
По мере роста ставки от нуля до
100% налоговые поступления растут
от нуля до определенного максимального
уровня (Дтяк), а затем вновь снижаются
до нуля. Налоговые поступления падают
после некоторого значения ставки,
поскольку более высокие ставки
налога сдерживают активность хозяйствующих
субъектов, а потому налоговая база
(на макроуровне – национальный
продукт и доход) сокращается. Так,
налоговые поступления при
Если экономика находится в точке А (рис. 1.1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 1.2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.
Рисунок 1.2 – Кривая Лаффера (форма II)
Примечание – Источник: [18]
Но как только ставка достигает
некоторого уровня, дальнейшая уплата
налога ведет к заметному сокращению
чистого дохода плательщика. Начинается
спад хозяйственной активности. Уклонение
от налогов приобретает массовый
характер. Предпринимательская
Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера