Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.

Содержание

Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач налоги (тема 25).docx

— 175.43 Кб (Скачать)

Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким  результатам приведет повышение  или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых  поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы  налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного  уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления  в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с  лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический  эффект налоговой реформы перевесит  ее арифметический эффект.

Следует также учитывать и благоприятное  воздействие налоговой реформы  на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и  повышение доходов населения, что  в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице  и другие программы социальной защиты.

 

 

 

2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году в условиях разрыва экономических  связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько снижали уровень  налоговых изъятий, но принципиально  не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных  указаний, требований, разъяснений. Нарастающий  экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный  бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно  фискальный характер, который выразился  в чрезмерном изъятии доходов  у налогоплательщиков.

Стабилизация в экономике  Беларуси способствовала развитию налоговой  системе страны. В 2004 году вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая  составляет основу налоговой системы  Беларуси. Общая часть Налогового кодекса устанавливает систему  налогов, сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь; основные принципы налогообложения; регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действий налогов, сборов и отношения, возникающие  в процессе исполнения налогового обязательства; устанавливает права и обязанности  плательщиков, налоговых органов  и других участников отношений [7, с.458].

30.12.2011 г. был подписан  закон о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Беларуси. В законе учтены результаты практического применения налогового законодательства, Директивы №4, произошедшие изменения таможенного законодательства в Таможенном союзе, а также обращения граждан и общественных объединений.

Закон предусматривает ряд  мер. Это общесистемные меры, которые  направлены на снижение налоговой нагрузки, усиление инвестиционного стимулирования и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики. Достигается это значительным снижением ставки налога на прибыль – с 24% до 18% [17].

Одновременно с этим налоговым  законодательством вводятся общепринятые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Это расширение возможностей по ускорению амортизационных активов, также есть возможность переноса убытков будущей прибыли в  течение 10 лет без количественных ограничений. Совокупность таких главных налоговых мер обеспечит в будущем году снижение налоговой нагрузки примерно 0,4% к ВВП.

Снижение налоговой нагрузки предусмотрено в отношении малого и среднего бизнеса. Для этого ставка налога при упрощенной системе налогообложения снижается в пределах 1 процентного пункта и будет составлять 7% вместо 8% ранее действующих.

Дополнительно закон предусматривает  расширение налоговых льгот в  отношении производства инновационных  и высокотехнологичных товаров. Со следующего года прибыль от производства и реализации инновационных товаров  будет полностью освобождаться  от налогообложения. А в отношении  прибыли от реализации высокотехнологичных  товаров ставка налога составляет 10%. При этом если будет достигнута в  общем объеме реализации более 50% объема производства высокотехнологичных  товаров, то такая прибыль будет  полностью освобождаться от налога [17].

Закон также предусматривает  пакет других мер налогового характера. В первую очередь это адаптация  налоговых ставок, которые установлены  в белорусских рублях к новым  ценовым условиям. Здесь предусмотрено  увеличение на крепкий алкоголь и  табачные изделия. В следующем году они будут увеличиваться ежеквартально  в пределах не более 20% [17].

По  итогам  2011  года  доходы консолидированного  бюджета  составили 85,6 трлн. руб. и увеличились  по сравнению с 2010 годом  на 75,6% (в  реальном выражении – на 14,6%). Отношение  доходов  консолидированного  бюджета  к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП).

Основная  доля  доходов  консолидированного  бюджета  (около 90%) формировалась  за  счет  налоговых  поступлений (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: [15]

 

За 2011 год  в  бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По  сравнению  с 2010 годом поступления  увеличились  на 63,7% (в реальном выражении  – на 6,9%).

Формирование  налоговых  доходов  за 2011  год  на  92,3%  обеспечено поступлениями  налога  на  добавленную стоимость (36,1%), налоговых  доходов  от внешнеэкономической  деятельности (20,6%),  налога  на  прибыль  (11,8%), подоходного  налога  (12,7%),  акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%) (рисунок 2.2). 

Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: [15]

 

Изменение  структуры  налоговых доходов  по  сравнению  с 2010 годом вызвано, главным  образом, увеличением  в 2011 году  доли  налоговых  доходов  от внешнеэкономической  деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.). В  разрезе  основных  доходных источников  бюджета  поступления  в 2011 году составили (рисунок 2.3):

 по налогу на добавленную  стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост  поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном  выражении – 0,1%);

по  налоговым  доходам  от внешнеэкономической  деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении – 71,1%);

по  налогу  на  прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в  реальном  выражении – 1,6%);

по  подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в  реальном  выражении – 13,0%);

по  акцизам 5,6 трлн.  руб.  (прирост 28,7%, в реальном выражении  снижение на 16,0%);

по налогам на собственность 2,5 трлн. руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).

Рисунок 2.3 – Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: [15]

 

В  структуре  консолидированного бюджета  63,4%  составляют  доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных  бюджетов  (без  учета  безвозмездных  поступлений). Распределение  доходов  между  уровнями бюджетной  системы  по  основным доходным  источникам  осуществляется следующим  образом.

Полностью  зачисляются  в республиканский  бюджет  акцизы  и налоговые  доходы  от внешнеэкономической  деятельности,  в местные  бюджеты  – подоходный  налог  и налоги  на  собственность. Распределяются между  республиканским  и  местными бюджетами  налог  на  добавленную стоимость и налог на прибыль.

Налоговые  доходы республиканского  бюджета  за 2011 год  составили  44,6 трлн.  руб.  По сравнению  с 2010 годом  поступления увеличились  на 60,2% (в  реальном выражении –  на 4,6%).

Наибольшую долю в структуре  доходов  республиканского  бюджета  занимают  налог  на  добавленную  стоимость (34,5%), налоговые  доходы от  внешнеэкономической деятельности (28,0%), акцизы (10,3%), налог на прибыль (5,2%) (рисунок 2.4).

 

 Рисунок 2.3 – Структура доходов республиканского бюджета за 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: [15]

 

Основными  источниками  доходов  местных  бюджетов  в 2011 году  являлись  поступления  по подоходному  налогу (19,2% от  всех доходов),  налогу  на  добавленную  стоимость (16,1%), налогу на прибыль (12,1%),  налогам  на  собственность (5,3%),  а  также  безвозмездные поступления  из  республиканского бюджета (35,4%). 

 

 

3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь

Характеризуя современную  налоговую политику в Республике Беларусь, обычно отмечают следующие  ее принципиальные недостатки и черты:

непредсказуема из-за неясности  налоговых изменений;

поощряет бартер, теневой  наличный денежный оборот и толкает  к утаиванию прибыли всевозможными  способами;

выталкивает из страны предпринимателей и их капиталы;

провоцирует минимизацию  налоги.

Оценка действующей налоговой  системы с позиций ее влияния  на экономику и соответствия общепринятым в мировой практике принципам  построения таких систем позволяет  сделать вывод о необходимости  в настоящих условиях перемен. Как показал опыт, косметическими улучшениями применяемого налогового законодательства, даже с учетом изменений в количестве налогов, их ставках и льготных режимах, здесь не обойтись. Такие корректировки не могут ни обеспечить достаточных и стабильных поступлений в бюджет, ни, тем более, сделать систему ориентированной на устойчивый экономический рост и инвестиции.

Для этого необходимы перемены в общем уровне и структуре  налогообложения, а также моделях  построения каждого из основных налогов. Это в свою очередь потребует  изменений в действующих нормах налогового права, технике взимания и сбора основных налогов.

Главная цель – реально  обеспечить эффективное, равное и справедливое налогообложение всех экономических  агентов как граждан, так и  предприятий независимо от их организационно-правовых форм, видов собственности и отраслевой принадлежности. На практике это, прежде всего, означает существенное повышение  роли индивидуального подоходного  налога при одновременном снижении налоговой нагрузки непосредственно  на производственные активы предприятий за счет перестройки налогов на прибыль и недвижимость и перехода к европейской модели налога на добавленную стоимость.

Построенная на таких принципах  система должна, с одной стороны, за счет более высокой эластичности обеспечить достаточные поступления  в бюджет, с другой, – быстро и  адекватно реагировать на изменения  в экономической конъюнктуре  и создать благоприятные условия  для восстановления темпов экономического роста, инвестиций и экспорта.

Укрупнено комплекс первоочередных мер по совершенствованию налоговой системы в Республике Беларусь включает:

1. Сокращение количества  налогов за счет отмены малоэффективных  сборов и отчислений во внебюджетные  фонды. В дополнение к уже  проведенным количественным изменениям  в целях упорядочения системы,  снижения налоговой нагрузки  и сокращения административных  издержек целесообразно, в частности,  отказаться от отчислений в  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  отраслевые фонды министерств  и центральных органов управления (инвестиционных и поддержки НИОКР)  и местные внебюджетные фонды.  Кроме того, для стимулирования  инвестиций и снижения налоговой  нагрузки непосредственно на  производственные активы предприятий  следует отказаться от действующего  налога на недвижимость с юридических  лиц, преобразовав его в местный  налог на имущество физических  лиц.

2. Совершенствование структуры  налогов с ориентацией на значительное  повышение роли прямого подоходного  налогообложения и финансовой  независимости местных бюджетов. Для выравнивания условий налогообложения и повышения эластичности системы предусматривается, в частности, существенная перестройка и изменение ставок индивидуального подоходного налога; придание статуса налогов взносам на социальное страхование и более равномерное распределение их ставок для нанимателей и работников (23-25% и 12-10% соответственно); отмена налога на недвижимость для юридических лиц и снижение ставки чернобыльского налога или вообще его отмена.

Помимо законодательно закрепленного  перераспределения доходов от основных республиканских налогов и сборов в местные бюджеты, для реального  повышения их финансовой самостоятельности  предполагается также учреждение специальной  системы местных налогов и  сборов, которая объединит налог  на землю, налог на имущество физических лиц, налог за пользование природными ресурсами и местные лицензионные и другие сборы по уточненному  и сокращенному их перечню.

3. Первоочередные меры  по переходу к новым моделям  построения основных налогов.  Это, прежде всего, относится  к освоению европейской системы  взимания НДС, на которую уже  перешли Беларусь и Россия, и  для которой не требуется каких-то  существенных перемен в рыночном  реформировании экономики. Конечно,  необходим определенный подготовительный  период для отработки методов  учета и документооборота, основанных  на повсеместном применении счетов-фактур, но в принципе переход к  зачетному методу взимания НДС  вполне реален в ближайшие  год-полтора. 

Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера