Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:05, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которая играют налоги в обеспечении развития государства и потребностью в совершенствовании налоговой политики в Республике Беларусь и приведении их в соответствие с текущим развитием мировых экономических процессов, изменением роли отечественной экономики в мире и внутренней экономической ситуации в стране.
Введение 3
1 Сущность налогов как социально-экономической категории 5
1.1 Общая характеристика налогов, их формы и виды 5
1.2 Функции налогов и кривая Лаффера 10
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе 18
3 Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.
Но эта кривая отражает железную
общую закономерность: если существующие
налоговые ставки непомерно велики,
при снижении налогов поступления
в казну увеличатся. Стимул, получаемый
экономикой от более низких налогов,
будет настолько силен, что с
лихвой скомпенсирует сокращение прямых
налоговых поступлений
Следует также учитывать и
Налоговая система Республики
Беларусь была сформирована в 1992 году
в условиях разрыва экономических
связей между республиками, входившими
ранее в единый народнохозяйственный
комплекс. Проводились многочисленные
корректировки налогового законодательства,
которые несколько снижали
Стабилизация в экономике
Беларуси способствовала развитию налоговой
системе страны. В 2004 году вступила
в силу Общая часть Налогового
кодекса Республики Беларусь, которая
составляет основу налоговой системы
Беларуси. Общая часть Налогового
кодекса устанавливает систему
налогов, сборов, взимаемых в бюджет
Республики Беларусь; основные принципы
налогообложения; регулирует властные
отношения по установлению, введению,
изменению, прекращению действий налогов,
сборов и отношения, возникающие
в процессе исполнения налогового обязательства;
устанавливает права и
30.12.2011 г. был подписан закон о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Беларуси. В законе учтены результаты практического применения налогового законодательства, Директивы №4, произошедшие изменения таможенного законодательства в Таможенном союзе, а также обращения граждан и общественных объединений.
Закон предусматривает ряд мер. Это общесистемные меры, которые направлены на снижение налоговой нагрузки, усиление инвестиционного стимулирования и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики. Достигается это значительным снижением ставки налога на прибыль – с 24% до 18% [17].
Одновременно с этим налоговым
законодательством вводятся общепринятые
механизмы стимулирования инвестиционной
деятельности. Это расширение возможностей
по ускорению амортизационных
Снижение налоговой нагрузки
предусмотрено в отношении
Дополнительно закон предусматривает расширение налоговых льгот в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров. Со следующего года прибыль от производства и реализации инновационных товаров будет полностью освобождаться от налогообложения. А в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10%. При этом если будет достигнута в общем объеме реализации более 50% объема производства высокотехнологичных товаров, то такая прибыль будет полностью освобождаться от налога [17].
Закон также предусматривает
пакет других мер налогового характера.
В первую очередь это адаптация
налоговых ставок, которые установлены
в белорусских рублях к новым
ценовым условиям. Здесь предусмотрено
увеличение на крепкий алкоголь и
табачные изделия. В следующем году
они будут увеличиваться
По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [15]
За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%).
Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%) (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [15]
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.). В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили (рисунок 2.3):
по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении – 0,1%);
по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении – 71,1%);
по налогу на прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении – 1,6%);
по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении – 13,0%);
по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на 16,0%);
по налогам на собственность 2,5 трлн. руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).
Рисунок 2.3 – Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [15]
В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.
Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 44,6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 60,2% (в реальном выражении – на 4,6%).
Наибольшую долю в структуре
доходов республиканского бюджета
занимают налог на добавленную
стоимость (34,5%), налоговые доходы от
внешнеэкономической
Рисунок 2.3 – Структура доходов республиканского бюджета за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [15]
Основными источниками доходов местных бюджетов в 2011 году являлись поступления по подоходному налогу (19,2% от всех доходов), налогу на добавленную стоимость (16,1%), налогу на прибыль (12,1%), налогам на собственность (5,3%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (35,4%).
Характеризуя современную налоговую политику в Республике Беларусь, обычно отмечают следующие ее принципиальные недостатки и черты:
непредсказуема из-за неясности налоговых изменений;
поощряет бартер, теневой
наличный денежный оборот и толкает
к утаиванию прибыли
выталкивает из страны предпринимателей и их капиталы;
провоцирует минимизацию налоги.
Оценка действующей налоговой системы с позиций ее влияния на экономику и соответствия общепринятым в мировой практике принципам построения таких систем позволяет сделать вывод о необходимости в настоящих условиях перемен. Как показал опыт, косметическими улучшениями применяемого налогового законодательства, даже с учетом изменений в количестве налогов, их ставках и льготных режимах, здесь не обойтись. Такие корректировки не могут ни обеспечить достаточных и стабильных поступлений в бюджет, ни, тем более, сделать систему ориентированной на устойчивый экономический рост и инвестиции.
Для этого необходимы перемены в общем уровне и структуре налогообложения, а также моделях построения каждого из основных налогов. Это в свою очередь потребует изменений в действующих нормах налогового права, технике взимания и сбора основных налогов.
Главная цель – реально
обеспечить эффективное, равное и справедливое
налогообложение всех экономических
агентов как граждан, так и
предприятий независимо от их организационно-правовых
форм, видов собственности и
Построенная на таких принципах
система должна, с одной стороны,
за счет более высокой эластичности
обеспечить достаточные поступления
в бюджет, с другой, – быстро и
адекватно реагировать на изменения
в экономической конъюнктуре
и создать благоприятные
Укрупнено комплекс первоочередных мер по совершенствованию налоговой системы в Республике Беларусь включает:
1. Сокращение количества
налогов за счет отмены
2. Совершенствование структуры
налогов с ориентацией на
Помимо законодательно закрепленного
перераспределения доходов от основных
республиканских налогов и
3. Первоочередные меры
по переходу к новым моделям
построения основных налогов.
Это, прежде всего, относится
к освоению европейской
Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера