Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа
В первой части рассматриваются факторы, определяющие надежность КБ: характеристики состояния Банковской системы РФ на современном этапе, причин кризиса банковской системы, методы определения надежности коммерческими банками. Рассматриваются внешние и внутренние банковские риски и вопросы управления рисками.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. НАДЕЖНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ................................................................................................................................ 10
1.1. Факторы, определяющие надежность коммерческого банка. Основные подходы к оценке надежности коммерческих банков...................................................................................................................... 10
1.2. Анализ надежности банков Банком России. Функции ЦБ направленные на поддержание надежности коммерческих банков...................................................................................................................... 13
1.3. Анализ надежности коммерческого банка на основе рейтинговой системы.... 15
1.4. Анализ надежности коммерческого банка на основе публикуемой отчетности 18
ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ РИСКИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ 22
2.1. Понятие банковского риска. Виды банковских рисков................................................... 22
2.2. Средства управления рисками.................................................................................................... 27
ГЛАВА 3. ФОРМЫ МИНИМИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ РИСКОВ В КРЕДИТНОЙ ПРАКТИКЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ............................................................................................................................................................................ 28
3.1. Кредитный риск в деятельности коммерческого банка.................................................. 28
3.2. Основные положения и процедуры кредитной политики. Предоставление кредита и анализ источников погашения кредита.......................................................................................................................... 30
3.3. Предоставление кредита и анализ источников погашения кредита....................... 32
3.4. Обеспечение кредита. Методы оценки кредитоспособности заемщика............... 33
3.5. Наблюдение за кредитом. Проблемные кредиты и работа с ними............................. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................................... 40
Прежде чем быть подписанной, юридическая документация должна быть тщательно проверена, желательно какой-либо специализированной внутренней структурной единицей банка. Очень важно, чтобы кредитная документация отвечала требованиям существующей законодательной базы: прежде чем какой-либо кредиты предоставлен одному заемщику или группе связанных заемщиков, тщательно должны быть проверены существующие лимиты кредитования по отношению к величине капитала банка.
3.4.Обеспечение кредита. Методы оценки кредитоспособности заемщика.
Процесс
кредитования связан с действиями многочисленных
и многообразных факторов риска,
способных повлечь за собой непогашение
ссуды в установленный срок. Поэтому
предоставление ссуд банк обуславливает
изучением кредитоспособности, т.е.
изучением факторов, которые могут
повлечь за собой их непогашение.
Цели и задачи анализа кредитоспособности
заключаются в определении
Все
это обуславливает
Применяемые банками методы оценки кредитоспособности заемщика различны, но все они содержат определенную систему финансовых коэффициентов, включая такие, как:
1. коэффициент абсолютной ликвидности;
2. промежуточный коэффициент покрытия;
3. общий коэффициент покрытия;
4. коэффициент независимости.
Под ликвидностью понимается способность клиента своевременно погашать свои обязательства. Коэффициенты ликвидности и покрытия характеризуют ликвидность баланса заемщика как возможность превращения его активов в денежные средства для погашения обязательств по пассиву. Промежуточный коэффициент покрытия показывает, сможет ли предприятие в установленные сроки рассчитаться по своим краткосрочным долговым обязательствам.Коэффициент финансовой независимости характеризует обеспеченность предприятия собственными средствами для осуществления своей деятельности.
В
зависимости от величины коэффициентов
и коэффициента независимости предприятия,
как правило, распределяются на 3 класса
кредитоспособности. Условная разбивка
заемщиков по классности может быть
осуществлена на основании следующих
значений коэффициентов, используемых
для определения их платежеспособности
(Таблица 2).
Таблица 2. Условная разбивка заемщиков по классности[10]
Коэффициенты | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 и выше | 0,15 – 0,2 | Менее 0,15 |
Промежуточный коэффициент покрытия | 0,8 и выше | 0,5 – 0,8 | менее 0,5 |
Общий коэффициент покрытия | 2,0 и выше | 1,0 – 2,0 | менее 1,0 |
Коэффициент независимости | Более 60% | 40 – 60% | Менее 40% |
Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтинг заемщика. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности (1, 2, 3) любого показателя и его доли в совокупности. Так, к 1-му классу могут быть отнесены заемщики с суммой баллов от 100 до 150 баллов, ко 2-му классу – от 151 до 250 баллов, к 3-му классу – от 251 до 300 баллов.
Ликвидные средства 1-го класса:
1. Касса
2. Расчетный счет
3. Валютный счет
4. Прочие денежные средства
5. Долгосрочные финансовые вложения
Ликвидные средства 2-го класса:
1. Дебиторская задолженность
2. Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам
Ликвидные средства 3-го класса:
1. Запасы
2. Затраты
С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Так, первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков.
Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, т.е. при наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств (гарантий, залога, поручительств, страхового полиса). Процентная ставка соответственно зависит от вида обеспечения.
Предоставление кредитов клиентам 3-го класса связано для банка с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту 3-го класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда организации. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.
В том случае, если кредит был выдан клиенту ранее, до ухудшения его финансового положения, банк должен проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации с целью уберечь предприятие от банкротства, а при невозможности этого – прекратить его дальнейшее кредитование.
3.5. Наблюдение за кредитом. Проблемные кредиты и работа с ними
После
того, как кредит выдан, банк должен
предпринять меры для обеспечения
его возврата. Управление кредитами
является одной из главных задач
сотрудников кредитного отдела банка.
Хорошее управление кредитом не исправит
“плохой” кредит, но многие “хорошие”
кредиты могут стать
Банки следят за заемщиками для того, чтобы удостовериться в благополучности их финансового положения и в выполнении ими условий кредитного договора; а также для поиска новых возможностей делового сотрудничества с клиентом. Наблюдение за кредитом необходимо для того, чтобы выявить на ранней стадии признаки того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней стадии для того, чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными, или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов.
Проблемные
кредиты являются результатом денежного
кризиса клиента, хотя в некоторых
странах с очень слабой финансовой
дисциплиной существует класс заемщиков,
именуемых злостными
После
того, как кредит был предоставлен,
должны быть предприняты меры для
предотвращения убытков по нему. Документация
по кредиту должна обеспечивать доступ
банка к любой финансовой информации
о клиенте; она должна быть подготовлена
в течение определенных промежутков
времени и проаудирована
Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники, ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах, боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию. Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после того, как они были выявлены, оказываются в действительности намного хуже, чем думали сотрудники кредитного отдела. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка, зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и спекуляциями.
Во
избежание этого банки делают
периодические, независимые и объективные
обзоры кредитов отделами внутреннего
аудита с тем, чтобы они выявили
упущенные или скрытые
Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.
Другими
нефинансовыми признаками могут
быть резкие изменения в планах деятельности
клиента, ожидаемые радикальные
изменения в составе
Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут «вечнозелеными». Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.
Независимо
от того, являются ли признаки проблемности
кредита финансовыми или
Ø проанализировать проблемы заемщика
Ø проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством
Ø рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка