Национальная валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

Валютная политика занимает значительное место в общеэкономической политике любого государства. В современных промышленно развитых странах валютная политика обычно увязывается с политикой валютного курса, интервенциями центрального банка и управлением золотовалютными резервами, валютным контролем и валютным регулированием, участием в международном валютно-финансовом сотрудничестве и т.д

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.08 Кб (Скачать)

     Коммерческие  банки

     Деятельность  коммерческих банков в России регулируется Законом   «О банках и банковской деятельности», Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и другими законодательными и нормативными актами. В соответствии с Законом РФ №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. № 396-1» к банковским операциям относятся:

     • привлечение  денежных средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

     • размещение привлеченных средств от своего имени  и за свой счет;

     • открытие и ведение банковских счетов;

     • осуществление  расчетов;

     • инкассация денежных средств, векселей, платежных  и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических  лиц:

     • купля-продажа  иностранной валюты;

     • привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов;

     • выдача банковских гарантий.

     Банки имеют также право осуществлять следующие сделки:

     1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

     2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

     3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 

     4) операции  с драгоценными металлами и  камнями; 

     5) предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

     6) лизинговые операции, а также оказание консультационных и информационных услуг.

     Банкам  запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

     Кредитные организации не отвечают по обязательствам государства, а государство - по обязательствам кредитных организации, кроме случаев, когда государство само приняло  на себя такие обязательства. Однако следует учитывать, что и по Закону «О банках и банковской деятельности», и по ГК РФ сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций, гарантируются государством. Виды коммерческих банков. По организационно-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционерные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа. По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направление деятельности. К таким банкам, в частности, относятся:  
• ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

• сберегательные банки, которые представлены Сбербанком России; 
• инвестиционные банки, например Российский банк развития, решение о создании которого было принято в 1999 г.;  
• сельскохозяйственные и др.  
Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универсальные банки. После кризиса 1998 г. банки стали стремиться расширить круг своих операций. Так, даже такой традиционно ориентированный на работу с населением банк, как Сберегательный банк России, стал активно привлекать на обслуживание юридических лиц.  
Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно велика благодаря исполняемым им функциям.  
1. Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).  
2. Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собственных средств.  
3. Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.  
Порядок подсчета собственного капитала коммерческою банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собственного капитала банка является его уставный капитал и резервные фонды.  
Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного фонда за счет кредитов не допускается.  
Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным выпуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.  
Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минимальный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала.  Направления деятельности коммерческих организаций.Спектр услуг, предоставляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные банки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются агентами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направления деятельности.  
Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами только в 1996 г. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции с драгоценными металлами:

• покупать и продавать  как за свой счет, так и за счет клиентов;

• привлекать во вклады (до востребования и на определенный срок);

• размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять  займы в драгоценных металлах;

• предоставлять  и получать кредиты в рублях и  валюте под залог драгоценных  металлов;

• оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных  металлов при наличии сертифицированного хранилища.

     Однако  на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных  металлов, хранение и перевозка, а  также выдача кредитов под залог  металлов. При этом если достаточно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

     Доверительное управление коммерческие банки осуществляют с 1997 г. Нормативной основой для этого стала глава 53 ГК РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительноё управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.  
Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.   В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является создание системы страхования депозитов и вкладов населения.  
Привлечение средств коммерческими банками (пассивы). Наибольший удельный вес в структуре пассивов российских коммерческих банков занимают депозиты (по состоянию на 1 марта 2000 г. — 25% всех пассивов), на втором месте находятся средства на расчетных, текущих и прочих счетах (19,6%), на третьем — фонды и прибыль банков (13,4%), на четвертом — межбанковские кредиты и депозиты (9,2%) и на пятом — выпущенные долговые обязательства (6,1%). Депозиты. Под депозитами в отечественной практике понимается размещение средств на специальных счетах, подчиняющихся определенным правилам размещение депозита как физическим, так и юридическим лицом предполагает в соответствии со ст. 934 ГК РФ заключение им договора банковского вклада (депозита). По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренном договором.  
Долговые ценные бумаги, выпускаемые коммерческими банками, включают облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и векселя. Наибольший удельный вес в пассивах коммерческих банков на 1 марта 2000 г. занимали векселя и банковские акцепты — 5,7%.   На втором месте после векселей стоят депозитные сертификаты. Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале.

     Депозитные  сертификаты выпускаются только для физических лиц, а сберегательные — только для юридических.   Облигации. Из-за сложности выпуска облигаций российские коммерческие банки крайне редко прибегают к ним для мобилизации средств на отечественном рынке.    Размещение средств коммерческими банками (актив). Среди вложений российских коммерческих банков после краха рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. ведущее место начинает занимать кредитование. По состоянию на 1 марта 2000 г. доля кредитов во всех активах кредитных организаций составила 33,4% (без просроченной задолженности). На втором месте находились вложения в ценные бумаги (19,3%), на третьем - корреспондентские счета в банках (9,8%), на четвертом - счета в ЦБ РФ (средства на корреспондентских счетах, обязательные резервы, депозиты - 9,5%).

     Кредитная деятельность коммерческих банков регулируется Положением ЦБ РФ «О пороге предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 г. №54-П и методическими рекомендациями к нему.

     2.2. Проблемы развития  кредитно-финансовых  институтов в России

 

     Серьезной проблемой банковской системы РФ является неравномерное распределение  банков по регионам.  Региональные различия в характеристиках кредитного рынка  в России весьма значительны, и можно  сказать, контрастны. Прежде всего, это касается институциональных показателей региональных кредитных рынков. Статистика свидетельствует (рис. 1.3.), что более половины действующих кредитных организаций страны сосредоточены в Центральном федеральном округе, в том числе в г. Москве и Московской области – 49,9%. Приблизительно по 11% от общего числа кредитных организации приходится на долю Южного и Приволжского федеральных округов. Это значит, что банковское дело сконцентрировано в основном в европейской  части страны.

     Рис 1.3. Количество кредитных  организаций и их филиалов в РФ по состоянию на 1.01.2003

  Количество  действующих кредитных организаций Количество  филиалов
единиц доля в % Кредитных организаций  данного региона Кредитных организаций  других регионов
Российская  Федерация 1 329 100 1 041 2 285
Центральный федеральный округ 738 55,5 271 466
В том числе:

г. Москва и Московская область

663 49,9 73 230
Северо - Западный федеральный округ 88 6,6 74 308
В том числе:

г. Санкт-Петербург

42 3,2 33 79
Южный федеральный  округ 142 10,7 177 303
Приволжский федеральный округ 156 11,7 191 491
Уральский федеральный округ 77 5,8 204 215
Сибирский федеральный округ 82 6,2 58 359
Дальневосточный федеральный округ 46 3,5 66 143
 

     На  региональном кредитном рынке действуют  не только местные кредитные организации, в некоторых федеральных округах  количество филиалов кредитных организаций  других регионов в несколько раз  превышает количество филиалов местных  банков. Конечно же, необходимо помнить, что в числе этих филиалов весьма значительна доля филиалов Сбербанка  России.

     Подсчитав соотношение количества филиалов кредитных  организаций других регионов и количества филиалов местных кредитных организаций  можно получить  представление о  степени взаимного переплетения интересов  банковского бизнеса в регионе,  межрегиональной конкуренции (рис. 1.4.).

     Необходимо  отметить, что Москва и Московская область в наименьшей степени  испытывают «вторжение» банков других регионов на свой внутренний кредитный  рынок, и это понятно, ведь именно московские банки традиционно занимают верхние строки в банковских рейтингах  и обладают высоким конкурентным потенциалом. Наиболее сильно присутствие  «чужих» банков ощущается в Северо-Западном и Сибирском  федеральных округах, доля названных кредитных организаций в этих регионах составляет более 80%. В среднем в каждом регионе 60-70% всех филиалов кредитных организаций составляют филиалы банков других регионов, что способствует перераспределению кредитных ресурсов из ресурсоизбыточных регионов (каковым является Московский регион) в другие регионы.

     Рис. 1.4. Количество и структура филиалов кредитных организаций по состоянию на 1.01.2003

  Общее количество филиалов кредитных организаций, действующих в регионе Доля в  %
Филиалов  местных кредитных организаций Филиалов кредитных  организаций других регионов
Российская  Федерация 3 326 29,3 70,7
Центральный федеральный округ 737 36,8 63,2
В том числе:

г.  Москва и Московская область

303 24,1 75,9
Северо - Западный федеральный округ 382 19,4 80,6
В том числе: г. Санкт-Петербург 112 29,5 70,5
Южный федеральный  округ 480 36,9 63,1
Приволжский федеральный округ 682 28,0 72,0
Уральский федеральный округ 419 48,7 51,3
Сибирский федеральный округ 417 13,9 86,1
Дальневосточный федеральный округ 209 31,6 68,4

Информация о работе Национальная валютная система