Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

администраторов, либо через коллективное владение акциями  совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно-национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежав двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

Чистая  монополия

     В условиях чистой монополии отрасль  состоит из одной фирмы, т.е. понятия  «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия возникает  обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален. Это в полной мере можно  отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в  отрасли вызывает рост средних издержек (муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя  количество товара.

     Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство  создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии, возникает  легальная монополия. Монополия  может иметь своей основой  исключительное право на какой-либо ресурс.

     Кривая  спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.7.1). Чтобы  максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает  предельный доход (P > MR). В случае простой  монополии (не прибегающей к ценовой  дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда  спрос неэластичен, предельный доход  меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

       

     Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

       

     где IL - лернеровский индекс монопольной  власти;

     Pm - монопольная цена;

     MC - предельные издержки;

     E – Коэффициент ценовой эластичности  спроса на продукцию.

     Чем выше этот индекс, тем больше монопольная  власть. Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации     рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

       

     где S1 – удельный вес самой крупной  фирмы в выпуске всей отрасли;

     S2 - удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

     Sn - удельный вес наименьшей фирмы  в выпуске всей отрасли.

     Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке4 

2.1 Современные  виды монополизма 

     Государственный монополизм возникает одновременно с административно-командным управлением  отраслями народного хозяйства. Такие монополии просто не воспринимают государственное регулирование  и не ощущают конкуренции со стороны  предпринимателей.

     При монополизации экономики цены на товары и услуги утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на изменения  спроса и предложения.

     В современных условиях сохранились  следующие виды монополизма:

    1. Транснациональные компании(ТНК)- компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.5

     ТНК часто делятся на три больших  группы:

     Горизонтально интегрированные ТНК — управляют  подразделениями, расположенными в  различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

     Вертикально интегрированные ТНК — управляют  подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения  в других странах.

     Раздельные  ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально  не объединены.В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой  торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются  не под давлением рынка, а под  долгосрочной политикой материнской  корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.

     ТНК имеют очень весомую роль в  мировых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при  этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.

     ТНК — это не только производственные компании, такие, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские  компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

     Если  сравнить ТНК родом из США с  европейскими ТНК, то можно заметить закономерность: в связи с объемами рынка США, степень транснационализации  их ТНК будет значительно ниже, чем у европейских ТНК, рынок  родной страны которых сильно ограничен. Кроме того, важное значение имеет  налоговая система США и Европы. Для европейских ТНК, например, немецких, намного рентабельнее выносить производство на восток.Для того, чтобы побудить ТНК начать деятельность в стране, правительства предлагают им некоторые  льготы, например, налоговые, правительственные  субсидии, слабое трудовое или экологическое  законодательство.Существует спор о  том, какая компания первой стала  транснациональной. Утверждают, что  Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, стал первым транснациональным финансовым учреждением, когда начал в 1135 году заниматься банковским делом. Однако современной  роли и структуре ТНК более  соответствуют основанные в начале XVII века Британская Ост-Индская компания и Голландская Вест-Индская компания.

     ТНК — это часто встречающаяся  тема в современной фантастике и  в аниме. Сюжеты обыгрывают ситуацию, когда на планете будет одно мировое  правительство и несколько ТНК, конкурирующих между собой, производящих всё необходимое для человека. При этом любая ТНК будет настолько  могущественна, что её банкротство  будет равносильна банкротству  национальной экономики.

    1. Многонациональные компании(МНК)- одна из наиболее сложных форм международного бизнеса, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную, глобальную философию бизнеса, предполагающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организационные формы и структурные особенности различных многонациональных компаний могут быть достаточно разнообразны.

Существуют  следующие принципы, на которых основываются формы многонациональных компаний, отличающие ее от других форм организации  международного бизнеса:

  • корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
  • ориентация на достижение единых для компаний стратегических целей и решение общих стратегических задач;
  • наличие единой управленческой вертикали и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка или группы взаимосвязанных компаний;
  • бессрочный характер существования компаний.
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Изучив  выбранную тему, следует отметить, что монополия имеет двоякое  влияние на экономику. С одной  стороны это мешает развитию конкуренции  и свободному ценообразованию. С  другой – отрасли в области  государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным  полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут  меняться. Общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя  развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

          Характерными чертами монополии являются следующие:

     1.  Отрасль  состоит  из  одной   фирмы,   которая   является   единственным производителем данного  продукта или поставщиком услуги.

     2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен  приобретать   продукт  у монополиста или  обходиться без него.  То,  что   не  существует  близких заменителей  монополизированного  продукта,  имеет  большое  значение  для рекламы. Впрочем, монополисту  часто нет нужды использовать  рекламу.

     3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

     4. Существование монополии предполагает  наличие  барьеров  для  появления  в отрасли аналогичных производств,  создаваемых другими производителями.  Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

     Монополия  предполагает,   что  в   отрасли    имеется    только   один производитель,  который  полностью  контролирует объем  предложения  товара. Это  позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет  максимум  прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Информация о работе Монополии