Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

     В результате, любая фирма-производитель, желающая изменить цену, по которой  газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в  промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста  цен, что имело и положительные (значительный рост потребления природного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата  не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущерб  межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний - производителей стимулы к расширению поисковых  и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке  преодолеть нежелательные последствия  регулирования была введена система  двойных цен на старые и новые  месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией  дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась тенденция  к дерегуляции; сокращению вмешательства  государства в экономическую  деятельность. В этот период правительством были предприняты шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности  было значительно ослаблено регулирование  газовой промышленности. Аналогичные  процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике и т.п.).

     Таким образом, монополия имеет двоякое  влияние на экономику. С одной  стороны это мешает развитию конкуренции  и свободному ценообразованию. С  другой – отрасли в области  государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным  полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОНОПОЛИИ 

2.1 Виды монополий 

Вид монополии  зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

     Естественная  монополия  -  состояние товарного рынка,  при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции  в силу технологических  особенностей  производства  (в  связи  с  существенным понижением издержек  производства  на  единицу  товара  по  мере  увеличения объема  производства),  а  товары,  производимые   субъектами   естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи  с чем спрос на  данном  товарном  рынке  на  товары,  производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на  этот товар, чем спрос на другие виды товаров.  Субъектом  естественной  монополии является хозяйствующий субъект  (юридическое  лицо),  занятый  производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

     Естественная  монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея  более низкие  издержки, чем были бы  издержки  у  ряда  конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные  предприятия  обладают  лучшей  технической оснащенностью и большей мощностью,  за  счет  чего  происходит  повышение производительности труда и понижение  издержек  на  единицу  продукции,  что означает  более  эффективное  использование  ресурсов.  В   связи   с   этим естественная монополия  становится  желаемым  явлением  для  общества,  хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

         Еще одной особенностью естественных  монополий  является  существование очень  высоких   входных   барьеров   в   отрасль.   Наличие   единственного производителя, у которого эффект от  масштаба  производства  слишком велик, определяет тот размер капитала,  который  нужен  для  вхождения  в  отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго  такого  производителя(значительны постоянные  затраты).  Для  данных  видов  деятельности  размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок  к  100% от объема внутреннего потребления данных благ,  что  соответствует  как  раз одному эффективному производителю в отрасли. Естественной монополией  обладают  собственники  и  иные  хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не  воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые  земельные  участки, пригодные для возделывания и  выращивания  на  них  чая,  виноградников),  а также сюда  относятся  целые  отрасли  инфраструктуры, которым  свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации ,линии  электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный  транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и  канализация,  военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило,  подобные  естественные  монополии находятся в собственности  государства  или  действуют  под  его  контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само  решает, какие конкретно  отрасли  народного  хозяйства  или  виды  отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести  к естественным монополиям.3

       Существуют два типа естественных  монополий:

           а) природные монополии.  Рождение  таких  монополий  происходит  из-за барьеров   для   конкуренции,   возведенных   самой   природой.    Например, монополистом может стать фирма,  геологи  которой  обнаружили  месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой  это  месторождение использовать не сможет: закон защищает  права  собственника,  даже  если  он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

           б)  технико-экономические  монополии.  Так  условно   можно   называть монополии,  возникновение  которых  продиктовано  либо  техническими,   либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее,  крайне  нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в  одном  и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем  более  что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться  к  услугам  друг  друга,  когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

     Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются  энергетические и транспортные, где  эффект  масштаба  особенно  подталкивает  к  увеличению размеров  фирмы  ради  снижения  средних  затрат  на  производство  товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких  отраслях  вместо  одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера  может  привести   к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту  цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

     Искусственная монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     Различают четыре основные формы монополистических  объединений:

Картель-это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям. Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты.

Квота - это доля участника картеля в  общем производстве и сбыте данного  объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и, соответственно, долю в  прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.

Синдикат-это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. В синдикатах также идёт борьба за техническое совершенство, за квоту.Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В тресте зачастую идёт борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом.

Концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.

 Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на

     законном  основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

     а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

     б) авторские права, согласно которым  интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;

     в) торговые знаки – специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

     Особый  вид монополии – международные монополии. Экономической

     основой возникновения и развития международных  монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

     Первая  – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и  контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

     Вторая  разновидность – собственно международные  монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран; объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний»( две или несколько компаний обмениваются пакетами акций без формальной утраты самостоятельности). Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения

Информация о работе Монополии