Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

     Отсутствие  законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты –«Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.

     Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними.

     «Из истории монополии»

     Монополии начинают появляться практически сразу  же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно  повысить цену продукта: устранив конкурентов  и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним  тем же общим принципам. В античном мире хорошо знали, что такое монополия  и какие выгоды она сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной  политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.

     Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. "Некто" из приведенного выше примера был  выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя  Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.

     Средние века: цехи и привилегии

     В средние века появление монополии  часто происходило по следующим  двум причинам. Существовал способ организации производителей, который  получил название цеховой системы. Цехом называлась организация всех производителей некоторого рода товаров, созданная с целью стабилизации цен и создания гарантированных  условий существования ремесленников. Цех контролировал выпуск каждого  ремесленника и цену продажи, не допускал на рынок возможных конкурентов. Насколько эти организации пользовались своей позицией монополистов? Возможно, они действительно занимались только стабилизацией цены на некотором  умеренном уровне, а не пытались получить максимальную прибыль. Хотя ничто  не могло гарантировать, что у  руководства цеха не возникало желание "чуточку" повысить цену, коль такая  возможность была.

     Другим  распространенным случаем образования  монополий была выдача монархами  различных привилегий, дающих исключительное право на производство или торговлю чем-либо. Такие привилегии были предметом  желания практически любого купца  или производителя, которые стремились избежать таким образом конкуренции  со стороны соотечественников или  иностранцев. В Англии в XVII в. такие  привилегии раздавал в большом количестве король Карл I. Существовали монополии  отдельных лиц или ассоциаций на производство мыла, стекла, тканей, булавок и других благ. Сам Карл I скупал грузы перца, привозимые Ост-Индской  компанией, и потом продавал их по монопольным ценам. Вскоре монополии настолько ухудшили положение на рынках, что к концу XVII в. король лишается права давать привилегии без согласия парламента. Иногда привилегии носили совершенно произвольный и абсурдный характер. Например, французский король Людовик XIV, не отличавшийся особенной мудростью в управлении страной, в знак расположения подарил некой графине Д`Юзес право распоряжаться всеми угольными копями королевства. Графиня поспешно переуступила это право другим заинтересованным лицам, которые, как указывалось в одном документе того времени, "сделались единственными хозяевами на угольном рынке и добывали уголь лишь в таком количестве, которое позволяло им продавать его по высокой цене".

     Но  монополии могли возникать и  при появлении возможности захвата  рынка с помощью какого-либо ресурса. При том же самом Людовике XIV возникла монополия "масляничных горшков". По словам одного каннского интенданта, это был союз "трех частных  лиц, которые скупили 60 000 пустых горшков  и хотели таким образом стать  хозяевами в торговле изиньским  маслом и поднять цены на горшки на одну четверть прежней цены". Или  другой пример такой монополии. В XVII в. парижские печи топились дровами, которые доставлялись в город  путем сплавления по реке, так как  другие способы перевозки делали благо "дрова" слишком дорогим. В 1606 г. главные портовые торговцы организовали "товарищество" для продажи  дров, и в результате цена дров выросла  с 4 до 110 ливров (!) за воз. Население  обратилось с жалобой к городским  властям, и те распустили "товарищество".

     В некоторых случаях, как вы увидите  в главе 6, монополистом решало стать  само государство для получения  дохода. Выбирался товар с неэластичным спросом -соль, водка, табак и объявлялась государственная монополия на его продажу.

     Развитие  монополий на рубеже XIX=XX вв.

     Бурный  рост монополий начался с развитием  крупного машинного производства в  конце XIX в. Появилась возможность  снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна. Чтобы избежать этой конкуренции предприниматели организовывали различные "общества", которые по сути являлись монополистическими объединениями.

     Самыми  простыми формами были ринг (от англ. ring - "круг") или корнер (от англ. corner - "угол")  временные соглашения о единой политике в продажах. Долгосрочное соглашение называлось синдикатом (от гр. syndikos -"действующий сообща"). Иногда эти синдикаты принимали форму пулов (от англ pool -"котел")  в этом случае у фирм была общая касса, которая объединяла прибыль, делившуюся впоследствии между фирмами. Трест (от англ. trust) представлял собой наиболее полное объединение фирм, когда возникало общее управление производством (весь трест являлся одной фирмой).

     Во  второй половине XIX в. монополистические  объединения начали появляться в  очень многих отраслях (например, в  производстве сахара, табака, нефтепродуктов, в металлургии, на транспорте). Во многих отраслях тресты контролировали практически  весь объем производства. Например, в самом конце XIX в. American Sugar Refining Company контролировала 90% всего производства сахара. Иногда эти монополии были естественными (существование двух фирм в отрасли было не выгодно), и в этом случае монополистом становилась  первая фирма, начавшая производство блага. Например, в 1866 г. первая американская телеграфная компания Western Union надолго  осталась единственной фирмой в своей  отрасли. Некоторые тресты представляли собой внушительные производственные империи с огромным количеством  рабочих и капитала. Например, в  конце XX столетия Дж. Д. Рокфеллером  был организован гигантский трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи всей нефти в Америке. Отчасти  это было обусловлено владением  сетью трубопроводов (естественная монополия), что позволило ему  оказать влияние на независимые  нефтедобывающие фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company имела около 400 предприятий, 90 тысяч миль трубопровода, 10 000 железнодорожных цистерн, 60 океанских танкеров, 150 речных пароходов.

     Россия  не была исключением в этом процессе монополизации промышленности, хотя развитие монополистических объединений  началось несколько позже и иногда инициировалось иностранными партнерами российских фирм.

     В России первый промышленный синдикат возник в Петербурге при участии  немецких предпринимателей в 1886 г., когда  объединились шесть фирм по производству гвоздей и проволоки. В 1903 г. это  уже был синдикат "Гвоздь", который  контролировал 87% всего производства гвоздей. В 1887 г. возникает сахарный синдикат, который к началу 1890-х гг. объединял 90% всех заводов (203 из 224). В 1902 г. возникает крупнейший синдикат "Продамета", объединивший металлургические заводы. В 1906 г. появление синдиката "Продуголь" вызвало кризис на рынке угля, так как политика снижения объемов добычи оказалась опасной для всего хозяйства, зависящего очень сильно от этого топлива. В 1907 г. появился синдикат "Кровля", объединивший производителей кровельного железа. В 1908 г. образовался синдикат "Медь", контролировавший 94% производства этого металла. В 1904 г. начал деятельность синдикат "Продвагон", который контролировал 97% всех заказов на железнодорожные вагоны. 
 

     1.3 Влияние монополии на экономику

           

     Государство в силу специфики развития в той  или иной степени допускает возможность  существования монополий. Причины  могут различны. Как правило речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военное производство и  т.д. Также монополии могут более  эффективны в отраслях, которые требуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение. Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки и разработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, что малые компании не смогли бы справиться с данной задачей.

     В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как правило, это  отрасли, связанные с добычей  или переработкой энергетического  сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы  государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют  от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей или  предприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельных  аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение  важнейших ориентиров их развития). Проще всего проанализировать эффект действия монополий в таких странах, как США. В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное  регулирование применялось в  отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные  отрасли связи. Все это капиталоемкие  отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Так как  дублирование однотипных компаний в  одном регионе было бы не эффективным, то с точки зрения инвестирования это было бы абсолютно неэффективно. Поэтому государство допускает  действие монополий в данном сегменте. В частности оно освободило эти  отрасли от действия антитрестовских  законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них  укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов  операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению  обслуживания потребителей. В обмен  на ряд привилегий, в том числе  финансовых, которые предоставлялись  государством отраслям общественного  пользования, последние были обязаны  выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами.

     Естественно, что государство в данных монополиях контролирует некоторые аспекты  их деятельности Это относится к  их финансовой деятельности, области  ценообразования, начисления заработной платы и др.. Кроме того, количество кампаний и строительство новых  предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной  или федеральной власти путем  выдачи на них специальных разрешений - сертификатов. Цель такого регулирования - обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг  общественного пользования по разумным с точки зрения правительства  ценам. Данная политика является весьма дальновидной, так как основными  потребителями продукции данных монополий являются компании с частным  капиталом. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и  природного газа, возложены на специальные  комиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера  регулирования Федеральной энергетической комиссии - это межштатная торговля электроэнергией и газом, включая  и ценообразование на эту продукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля над тарифами все  больше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование  цен в отраслях общественного  пользования преследовало двойную  цель. Во-первых, оно должно было стимулировать  расширение производств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей общественного  пользования, способствуя привлечению  в эти отрасли новых капиталов.

     В области ценообразования государство, как отмечалось выше, также имеет  контроль. Оно устанавливает верхний  предел цены, который предполагает покрытие издержек монополий плюс разумную прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого  по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время  от времени пересматриваются. В зависимости  от экономической конъюнктуры они  варьируют по различным штатам. В  межштатной торговле прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли  в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного  пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости  основного капитала (за вычетом амортизационных  отчислений). Вместе с тем, разрешенная  норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин зависит  от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного  сбыта продукции. Недостаток прибыли  в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива  в более поздний период. Очень  часто регулирующие комиссии устанавливают  лишь общую норму прибыли для  компаний, предоставляя последним широкую  свободу разработки конкретных тарифов  на свою продукцию при условии  не превышения установленных общих  лимитов. Ограничение размеров прибыли  определенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении  тарифов компании отрасли общественного  пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие  экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование  принципа "ценности услуги" позволяет  установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости  не от издержек, лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании - производителя на каком-либо рынке. Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении пример газовой промышленности. До 1935-1938г. регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии и транспортировки газа на большие расстояния размеры межштатных операций значительно возросли. Их роль стала столь существенной, что в 1935г. на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа и осуществляющие поставки газа из одного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования наряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.

Информация о работе Монополии