Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 74.81 Кб (Скачать)

     Введение 

     Монополии начинают появляться практически сразу  же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно  повысить цену продукта: устранив конкурентов  и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним  тем же общим принципам.

     Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области  государства, организации, фирмы.

     Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают  на все сферы жизни страны.

     При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина  «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полео»- продаю. В реальной действительности практически  невозможно найти ситуацию, когда  на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

     Как ведет себя монополист на  рыке?  Он  полностью  контролирует  весь   объем выпуска товара; если он принимает  решение  о  повышении  цены,  то  не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она учитывает рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так как монополист является единственным производителем данной  продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса,  а  кривая  предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист  – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли,  он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж,  вынужден  снижать  её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.

     История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности, новая  роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как  способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

     Вид монополии зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная. В своей курсовой я  проанализирую  все виды монополии.

     Разумеется, моя курсовая работа носит чисто  теоретический характер, но данная тема мне интересна. В работе я изучаю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью вчерашней экономики.

     Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.

     Целью данной курсовой работы является изучение монополии.

     Задачи:

     1.   Выяснить сущность монополии и причины её возникновения.

     2.   Определить влияние монополии на экономику.

     3. Классифицировать монополии.

     В связи с вышесказанными задачами в первой главе рассматривается  история развития монополии и её развитие, влияние на экономику, во второй главе –рассматривается сама монополия.

                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 
 

     Глава 1  ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ. ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И              РАЗВИТИЕ 
 

     
    1. Понятие монополии
 

     Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.

     Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают  на все сферы жизни страны.1

       Если  мы  обратили  внимание  на   монополистические   образования   впромышленном   производстве,   то   это   отдельные   крупные   предприятия, объединения  предприятий,  хозяйственные  товарищества,  которые  производят значительное  количество  продукции  определенного   вида,   благодаря   чему занимают  доминирующее положение на рынке;  получают  возможность  влиять  на процесс ценообразования, добиваясь  наиболее выгодных для себя  цен;  получают более высокие  (монопольные) прибыли.

     Следовательно, главным признаком монопольного образования  (монополии) является  занятие  монопольного  положения.  Последнее  определяется,  как  доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает ему возможность  самостоятельно или  в  месте с  другими   предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного  товара.

     При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина  «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» – один, «полио»  – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель  товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия  всегда присутствует известная доля условности.

          Характерными чертами монополии являются следующие:

     1.  Отрасль  состоит  из  одной   фирмы,   которая   является   единственным производителем данного  продукта или поставщиком услуги.

     2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен  приобретать   продукт  у монополиста или  обходиться без него.  То,  что   не  существует  близких заменителей  монополизированного  продукта,  имеет  большое  значение  для рекламы. Впрочем, монополисту  часто нет нужды использовать  рекламу.

     3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

     4. Существование монополии предполагает  наличие  барьеров  для  появления  в отрасли аналогичных производств,  создаваемых другими производителями.  Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

     Монополия  предполагает,   что  в   отрасли    имеется    только   один производитель,  который  полностью  контролирует объем  предложения  товара. Это  позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет  максимум  прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении цены будет  зависеть от наличия  близких заменителей товара.  Если товар уникален,  то  покупатель вынужден  платить  назначенную  цену  или  отказаться  от  покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.   К  чистой  монополии  можно отнести    предоставление     коммунальных    услуг,    газо-,    водо-   и электроснабжение.

     Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности  реализуются в тех случаях, когда  такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное  явление в экономике, поскольку  они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной  властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств  того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии  могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли2.

     Как ведет себя монополист на  рыке?  Он  полностью  контролирует  весь   объем выпуска товара; если он принимает  решение  о  повышении  цены,  то  не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так  же как и любая другая фирма, стремится  к получению высокой прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она учитывает  рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так как монополист является единственным производителем данной  продукции, кривая спроса на его продукцию будет  совпадать с кривой рыночного  спроса,  а  кривая  предельного  дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист  – единственный производитель продукции на рынке  и представитель всей отрасли,  он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж,  вынужден  снижать  её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. 
 

    1. История возникновения  и развития монополии
 

     История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике.

     На  процесс усиления монополизации  экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и  др.

     Существуют  два способа образования монополий: посредством капитализации  прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

     Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

     Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XXвека роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.).

Информация о работе Монополии