Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:29, курсовая работа
Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.
Введение
Монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
- крупные хозяйственные
При
анализе монополии важно
Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую.
История
монополий неразрывно связана с
развитием тех процессов, которые
на каждом этапе ускоряли рост монополизации
хозяйства, придавая ему новые формы.
К числу важнейших из них относятся
рост акционерной собственности, новая
роль банков и развитие системы участия,
монополистические слияния как
способ централизации капитала, эволюция
форм капиталистических объединений
и новейшие формы объединений. Каждый
из этих процессов имеет
Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная. В своей курсовой я проанализирую все виды монополии.
Разумеется, моя курсовая работа носит чисто теоретический характер, но данная тема мне интересна. В работе я изучаю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью вчерашней экономики.
Всё
вышесказанное обуславливает
Целью данной курсовой работы является изучение монополии.
Задачи:
1. Выяснить сущность монополии и причины её возникновения.
2. Определить влияние монополии на экономику.
3. Классифицировать монополии.
В связи с вышесказанными задачами в первой главе рассматривается история развития монополии и её развитие, влияние на экономику, во второй главе –рассматривается сама монополия.
Глава
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ. ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И
РАЗВИТИЕ
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
– крупные хозяйственные
Если мы обратили внимание
на монополистические образования
впромышленном производстве,
то это отдельные крупные
предприятия, объединения
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
При
анализе монополии важно
Характерными чертами монополии являются следующие:
1.
Отрасль состоит из одной
фирмы, которая является
единственным производителем
2.
Из первого признака вытекает,
что покупатель должен приобретать
продукт у монополиста или
обходиться без него. То, что
не существует близких заменителей
монополизированного продукта,
3.
В условиях
4.
Существование монополии
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
Как
ведет себя монополист на рыке?
Он полностью контролирует весь
объем выпуска товара; если он принимает
решение о повышении цены,
то не боится потерять часть рынка,
отдать его конкурентам, устанавливающим
более низкие цены. Но это не означает,
что он бесконечно будет
повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так
же как и любая другая фирма, стремится
к получению высокой прибыли,
в ходе принятия решения о
цене продажи она учитывает
рыночный спрос и свои издержки.
Так как монополист является единственным
производителем данной продукции,
кривая спроса на его продукцию будет
совпадать с кривой рыночного
спроса, а кривая предельного
дохода лежит ниже её. Это происходит,
потому что монополист – единственный
производитель продукции на рынке
и представитель всей отрасли,
он, снижая цену продукции для увеличения
объема продаж, вынужден снижать
её на все единицы продаваемых товаров,
а не только на последующую.
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике.
На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и др.
Существуют
два способа образования
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.
Монополии
появились и в России, но их развитие
было своеобразным. Первые монополии образовались
в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.).
Своеобразие развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивающих нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение в
его системе (металлургия, транспорт, машиностроение,
нефтяная и сахарная промышленность). Это
привело к раннему возникновению государственно-