Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в изучении особенностей дивидендной политики, ее направлений и рассмотрения ее совершенствования.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Раскрыть понятие дивидендной политики, ее сущность и рассмотреть основные ее подходы;
Ознакомится с этапами формирования дивидендной политики;
Изучить анализ современного состояния дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
А также рассмотреть совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА…………………………………………………………………………...…5
1.1 Сущность, значение и основные подходы дивидендной политики ……………………………………………………5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО, расчет и порядок выпла.10
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...17
2.1 Анализ выплат дивидендов на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………….17
2.2 Совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30
Из данных видно что чистая прибыль за 2009 год увеличилась на 2027 млн.долл. или на 27,08 % по сравнению с 2008 годом. Основным фактором увеличения показателей чистой прибыли, послужил рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, а так же увеличение объемов добычи углеводородов и переработки нефти. В 2010 году чистая прибыль группы составила 9144 млн.долл., что на 367 млн.долл. или 3,86% меньше чем в предыдущем, такие изменения связаны с резким снижением цен на углеводороды в четвертом квартале 2010 года, а так же снижением курса тенге и высоким уровнем экспортных пошлин в начале четвертого квартала. В результате резкого снижением цен на углеводороды в течение 2011 года, чистая прибыль компании составила всего лишь 7011 млн.долл., что на 2133 млн.долл. или 23,33% меньше чем прибыль 2010 года. Так как количество акций в анализируемом периоде оставалось неизменным, соответственно прибыль на одну акцию находится в прямой зависимости от чистой прибыли, полученной за год. Динамика изменений отражена на рисунке 2. [11].
Главным показателем эффективности функционирования предприятия характеризующим доходность акционерного капитала является рентабельность собственного капитала. Как и другие показатели рентабельности, рентабельность собственного капитала является относительной величиной и вычисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала. В расчете принимает участие весь акционерный капитал: привилегированный и обыкновенный. Для инвесторов, планирующих купить обыкновенные акции, интересен анализ рентабельности только обыкновенного капитала. Среднегодовая величина акционерного капитала рассчитывается на базе баланса предприятия как полусумма величины активов на начало и на конец года. У данного предприятия привилегированных акций нет, весь акционерный капитал состоит из обыкновенных акций [12, 87 с.].
Основными источниками капитала ОАО «Лукойл» являются акционерный капитал и долгосрочные кредиты и займы. Факторный анализ средневзвешенной стоимости капитала выявил, что увеличение стоимости капитала связано с увеличением доли акционерного капитала в общей сумме источников и с повышением дивидендов на акцию.
Рыночная капитализация акционерной компании – это стоимость всех ее акций, т. е. цена, которую необходимо было бы заплатить в случае ее покупки (если не учитывать изменение цен акций в процессе их скупки). В целом анализ показателей деятельности компании свидетельствует об эффективности дивидендной политики ОАО «Лукойл». Главным преимуществом дивидендной политики компании является прозрачность ее деятельности и постоянная на протяжении 13 лет дивидендная политика, что способствует доверию акционеров к компании, а следовательно, и росту рыночной цены ее акций.
Цели Компании в области дивидендной политики:
Источник: http://www.lukoil.ru/
Диаграмма 1.Совокупный доход акционера (TSR)
Источник: http://www.lukoil.ru/
Диаграмма 2. Дивиденд на обыкновенную акцию, рубли
Источник: http://www.lukoil.ru/
Диаграмма 3. Общий объем дивидендных выплат (млн долл.)
Источник: http://www.lukoil.ru/
Диаграмма 4. Дивидендная доходность, %
В заключение проведенных
исследований можно сделать вывод,
что дивидендная политика предприятия
предоставляет широкие
Акционеры ОАО «ЛУКОЙЛ» на годовом общем собрание, которое состоялось 23 июня 2001 года, утвердили выплату дивидендов за 2011 г. в размере 59 руб. на акцию, что на 13,5% больше, чем годом ранее. В 2010 году размер дивидендов на одну акцию ЛУКОЙЛа составил 52 руб.
Менеджмент ЛУКОЙЛа в рамках долгосрочной стратегии развития компании планирует увеличить размер дивидендов до 30% чистой прибыли. По словам заместителя руководителя аналитического департамента «Алор Инвест» Дмитрия Лютягина, вероятность того, что такой уровень действительно будет достигнут, очень высока. «Для создания имиджа ориентированной на акционеров корпорации размер выплат придется увеличить. Все возможности для этого есть, особенно если учесть, что около 30% уставного капитала компании контролируется ее менеджментом. Довести дивиденды до 30% выгодно в первую очередь им», — отметил эксперт. Он также добавил, что для иностранных инвесторов выгода от владения акциями ЛУКОЙЛа может оказаться даже выше за счет курсовой разницы.
Дивиденды "ЛУКОЙЛа" не превышают 3% от цены акции, доходность бумаг "Роснефти" и "Газпрома" ещё ниже. В перспективе акции "ЛУКОЙЛа" могут порадовать акционеров высокой доходностью. На протяжении многих лет компания демонстрирует стабильный рост дивидендов, а обнародованная долгосрочная программа развития "ЛУКОЙЛа" позволяет надеяться на дальнейшее увеличение выплат. Программа предусматривает отказ от скупки активов и сокращение инвестиции в добычу. "ЛУКОЙЛ" больше не намерен приобретать зарубежные НПЗ и вкладывать средства в крупные проекты по добыче нефти. Исключение делается только для месторождений на шельфе Каспийского моря, да и то значительные инвестиции в этом регионе увязываются с предоставлением государственных льгот. В качестве основных целей указывается рост прибыли и денежного потока, снижение долговой нагрузки. Отчёты за 2010 год и I квартал 20101года показывают, что "ЛУКОЙЛ" уже приступил к выполнению своей программы [13].
2.2 Совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»
Дивидендная политика не является однозначным явлением. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, как важную часть финансового менеджмента.
Так же стоит
отметить, что эффективная дивидендная
политика способствует повышению инвестиционной
привлекательности акций
Совершенствование дивидендной политики предполагает достижение баланса интересов бизнеса и акционеров в плане получения дивидендов. При разработке дивидендной политики ОАО «Лукойл» было принято решение о том, что в первое время 1-3 года основная часть прибыли должна направляться на инвестиционные цели, развивая тем самым бизнес в регионах, а остаток средств, остающийся в распоряжении предприятия идет на выплату дивидендов. Такой принцип распределения прибыли должен сохраниться до 2013 года. При достижении определенного уровня развития предприятия планируется основную часть прибыли (в твердом процентном соотношении от уровня чистой прибыли) направлять на выплату дивидендов, за счет остальной части формировать резервы и распределять на расширение рынков сбыта продукции, обновление основных фондов и материально-технического снабжения по мере необходимости такого обновления [15].
Большинство практиков считает проблему оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует – она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики . Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
а) максимизации
совокупного достояния
б) достаточного финансирования деятельности компании [16, 890 с.].
На сегодняшний момент ОАО «ЛУКОЙЛ» – динамично развивающаяся компания, которая требует постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий. Это обязывает компанию постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности.
Дивидендная стратегия должна реализовываться в виде принятия участниками предприятия-владельцев обыкновенных прав участия – на их общем собрании решения относительно размеров и порядка выплаты дивидендного дохода. Внешние воздействия на объект управления представлены законодательной средой, в том числе налоговой, конъюнктурой рынка и некоторыми другими комплексами факторов [17, 69 с.].
При разработке дивидендной политики корпорация принимает во внимание много разных критериев и анализирует ряд факторов, от которых зависит успех дивидендной политики. В первую очередь финансовый менеджмент должен оценить финансовые потребности фирмы и источника средств, проанализировать факторы, которые влияют на состояние денежных остатков компании: возможность долгосрочных инвестиций, увеличения запасов и объема дебиторской задолженности, и тому подобное. Он должен включить в анализ прогнозирование возможного риска и перспектив развития фирмы на умное число лет и, исходя из этого, определить способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов и возможность регулярной их выплаты [19, С. 34-35].
Для компании «ЛУКОЙЛ» очень важно постоянное проведение систематического мониторинга рисков при реализации текущих операций и инвестиционных проектов и приложение максимума усилий для их предотвращения и снижения негативных последствий в случае их реализации.
Таблица 4
Политика ОАО «ЛУКОЙЛ» в области управления рисками
Виды рисков |
Характеристика |
Макроэкономические риски |
Возможное ухудшение макроэкономической конъюнктуры будет оказывать негативное воздействие на бизнесе Компании, в том числе, результаты ее операций, уровни ликвидности и способность проводить запланированные программы капитальных вложений. |
Ценовые риски |
Резкие и разноправленные колебания цен на углеводороды могут в определенной мере осложнить операции Компании. |
Инфляционные риски |
Компания подвержена
риску инфляционного роста |
Кредитные риски |
Наиболее значительным кредитным риском для Компании является, прежде всего, риск неисполнения контрогентами обязательств по оплате поставленной продукции. |
Налоговые риски |
Компания не
исключает возможности |
Риски в области валютного регулирования |
Компания не
исключает возможности |
Источник: http://www.lukoil.ru/ [18].
Активная роль дивидендов проявляется и в том, что в условиях несовершенства рынка финансовой информации фирмы используют повышение дивидендов с тем, чтобы сообщить как об ожидаемых изменениях в тенденции роста рентабельности, так и о том, что стоимость акций не отображает в надлежащей мере состояние дел и перспектив развития фирмы. Соответственно и стоимость акций может реагировать на эту смену дивидендов и вырасти.
Для того чтобы выплата высших дивидендов была оправдана, на рынке нужно, чтобы инвесторы отдавали преимущество дивидендам. Упомянутые позиции не имеют окончательных эмпирических доказательств и продолжают оставаться предметом дискуссии.
Решение о выплате дивидендов зависит от состояния ликвидности компании и предсказуемого ее использования. Чем большая ликвидность фирмы, тем высшая ее способность выплачивать дивиденды. Если запас ликвидности недостаточен для выплаты дивидендов на ожидаемом уровне, фирма должна найти возможность получить ссудные средства: получить кредит или выйти на рынок капитала с пакетом своих облигаций. Чем больше в фирме возможностей привлечь ссудные средства, тем более широкие ее возможности относительно выплаты дивидендов и меньшая обеспокоенность о влиянии, которое производит выплата наличностью дивидендов на ликвидность фирмы.
При проведении дивидендной политики компания использует информационный эффект дивидендных выплат, решая вопрос о том, какую именно информацию о существующих дивидендах и об их изменениях она хотела бы распространить[20, 123 с.].
Решения относительно дивидендов не всегда могут быть достаточно обоснованные, но многие руководители корпораций считают, что дивидендные выплаты влияют на стоимость акций, и строят свою деятельность, предоставляя большого значения вопросам, связанным с выплатой дивидендов. Фирма может, согласовывая интересы накопления с выплатой дивидендов в условиях ограниченности средств, выплатить дивиденды, а на целые накопления выпустить новые акции. Такой вариант дивидендной политики применяется достаточно часто. Однако при этом финансовый менеджер должен следить за тем, чтобы выпуск новых акций как источника дивидендных выплат не привел к размыванию контрольного пакета акций. Это с одной стороны. С другой стороны, он должен иметь в виду возможность перетягивания акционеров конкурирующими фирмами, если дивидендный выход будет уменьшен.
Кроме процентного показателя дивидендного выхода, инвесторов, интересует стабильность дивидендов не только потому, что они получают стабильный доход, но и потому, что, за ровных других условий, цена акций будет выше, если она обеспечивает получение стабильного текущего дивиденда в течении некоторого периода. Поддерживая стабильность выплаты дивидендов, фирма может влиять на позитивное отношение фондового рынка к ее акциям. Стратегия гарантированного минимума плюс дополнительные дивиденды - при такой стратегии компания может увеличивать размер дивидендов на акцию в случае непредвиденного роста прибыли, однако старается не сокращать их независимо от конъюнктуры. При этом дополнительные дивиденды не должны выплачиваться слишком часто, иначе рынок практически перестанет реагировать на них. [21, С. 634-635].