Модели дивидендной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в изучении особенностей дивидендной политики, ее направлений и рассмотрения ее совершенствования.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Раскрыть понятие дивидендной политики, ее сущность и рассмотреть основные ее подходы;
Ознакомится с этапами формирования дивидендной политики;
Изучить анализ современного состояния дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
А также рассмотреть совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА…………………………………………………………………………...…5
1.1 Сущность, значение и основные подходы дивидендной политики ……………………………………………………5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО, расчет и порядок выпла.10
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...17
2.1 Анализ выплат дивидендов на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………….17
2.2 Совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30

Работа содержит 1 файл

модели дивидентной политики...doc

— 726.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА…………………………………………………………………………...…5

1.1 Сущность, значение и основные подходы дивидендной политики …………………………………………………………………………………...……5

1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО, расчет и порядок выплаты

……………………………………………………………………………………….10

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...17

2.1 Анализ выплат дивидендов на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………….17

2.2 Совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………………………………………………..………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дивидендная политика - составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости компании. Роль дивидендной политики оказывает влияние на отношения с инвестором и размер внешнего финансирования, а также воздействует на движение денежных средств компании. Основная цель разработки дивидендной политики - установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость компании и обеспечивающим ее стратегическое развитие.

В рамках финансового  менеджмента организации, наряду с  инвестиционными решениями, определяющими  степень увеличения активов и  дополнительную потребность организации  в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике.

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.            Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

Целью курсовой работы состоит в изучении особенностей дивидендной политики, ее направлений и рассмотрения ее совершенствования.

Для достижения цели необходимо поставить перед  собой и решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие дивидендной политики, ее сущность и рассмотреть основные ее подходы;
  2. Ознакомится с этапами формирования дивидендной политики;
  3. Изучить анализ современного состояния дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
  4. А также рассмотреть совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».

Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В главе первой раскрывается сущность дивидендной политики, ее значение, основные типы дивидендной политики акционерного общества, этапы формирования дивидендной политики, факторы, определяющие дивидендную политику, расчет и порядок выплаты дивидендов. Во второй главе рассматривается анализ современного состояния дивидендной политики, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.

При написании  курсовой работы были использованы труды зарубежных и отечественных экономистов, в частности Бригхема Ю. и Гапенски Л., Этрилла П., В.В. Ковалева, Е.И. Шохина и др. При исследовании показателей дивидендной политики были использованы такие методы анализа, как факторный анализ, динамический анализ, анализ регрессионных зависимостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА

 

1.1 Сущность, значение и основные подходы дивидендной политики

Дивиденды –  это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли  акционерных обществ. Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Дивидендная политика — политика акционерного общества в области распределения прибыли компании, то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. В зависимости от целей компании и текущей/прогнозируемой ситуации, прибыль компании может быть реинвестирована, списана на нераспределенную прибыль или выплачена в виде дивидендов. Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовой формы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Также дивидендная политика является составной частью общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия [1, 216 с.].

Основной целью  разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим  образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. В теории финансов получили известность три подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики, теория налоговой дифференциации.

Теория иррелевантности  дивидендов разработана Ф. Модильяни и М. Миллером. В своей статье, опубликованной в 1961 году, они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью коммерческой организации генерировать прибыль. Известная теория Модильяни-Миллера утверждает, что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на практике она неприменима.

«Теория предпочтительности дивидендов», авторами которой являются Д. Гордон и Д. Линтер, показывает, что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

 «Теория минимизации  дивидендов» (теория налоговых  предпочтений) заключается в том,  что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

Также широкое  распространение получила «Теория  соответствия дивидендной политики составу акционеров» (теория эффекта клиентуры). В соответствии с этой теорией компания должна разрабатывать такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть предприятию. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании и состав акционеров станет однородным.

«Сигнальная теория дивидендов» (теория сигнализирования), заключается в том, что текущая реальная рыночная стоимость акций оценивается и устанавливается на основе размера выплачиваемых по ним дивидендов. Рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов “подает сигнал” рынку о том, что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и “передает сигналы” большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

С нашей точки  зрения, наиболее интересна и применима  на практике “сигнальная теория дивидендов”, несмотря на требование возможно большей информационной прозрачности рынка. Возможности использования данной теории существуют даже на информационно закрытом рынке в том случае, если компания стремится стать прозрачной для инвесторов и регулярно выдает информацию о различных сторонах своей деятельности, в том числе и выплате дивидендов или капитализации прибыли. Учитывая то, что большинство предприятий находится в тяжелейшем финансовом состоянии и т.н. “дивидендная история” у большинства из них отсутствует, эмитент, регулярно производящий даже небольшие выплаты, может обеспечить себе хорошие перспективы привлечения капитала в будущем [2, С. 245-247].

Существуют три  принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 1).

Таблица 1

Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Определяющий  подход к формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов дивидендной политики

I. Консервативный  подход

1. Остаточная  политика дивидендных выплат

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат

II. Умеренный  (компромиссный) подход

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

III. Агрессивный  подход

4. Политика стабильного  уровня дивидендов

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов


Источник: Карасева И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006.

1. Остаточная  политика дивидендных выплат  предполагает, что фонд выплаты  дивидендов образуется после  того, как за счет прибыли удовлетворена  потребность в формировании собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающих  в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.

Информация о работе Модели дивидендной политики