Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в изучении особенностей дивидендной политики, ее направлений и рассмотрения ее совершенствования.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Раскрыть понятие дивидендной политики, ее сущность и рассмотреть основные ее подходы;
Ознакомится с этапами формирования дивидендной политики;
Изучить анализ современного состояния дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
А также рассмотреть совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫБОРА…………………………………………………………………………...…5
1.1 Сущность, значение и основные подходы дивидендной политики ……………………………………………………5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики АО, расчет и порядок выпла.10
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………...17
2.1 Анализ выплат дивидендов на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………….17
2.2 Совершенствование дивидендной политики на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30
3. Политика минимального
стабильного размера
4. Политика стабильного
уровня дивидендов
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена Модель Гордона”, определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях [3, С. 345-348].
Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 1.
Рис. 1. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики
Источник: Карасева И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006.
Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной политики заключается в том, что эта политика:
• оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
• воздействует на движение денежных средств организации;
• влияет
на отношения организации с
ее инвесторами. Низкий
• способствует
сокращению или увеличению
1.2 Этапы
формирования дивидендной
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1. факторы, характеризующие
инвестиционные возможности
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2. факторы, характеризующие
возможности формирования
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б) стоимость
привлечения дополнительного
в) стоимость
привлечения дополнительного
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3. факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:
а) уровень налогообложения дивидендов;
б) уровень налогообложения имущества предприятий;
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами) [5, С. 349-350].
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий:
• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
• На втором
этапе оставшаяся часть чистой
прибыли распределяется на
• На третьем
этапе сформированный за счет
прибыли фонд потребления
Размер выплачиваемых дивидендов зависит от:
- суммы полученной прибыли;
-размера неотложных
расходов организации и
-доли привилегированных акций организации в общем объеме акций и уровня объявленных по ним выплат;
-размера уставного капитала организации;
-размера обязательного
резервного капитала
Учитывая эти факторы, администрация организации рассчитывает показатели дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям и выносит эти показатели на утверждение общего собрания акционеров.
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (Рис. 2).
Рис. 2. Этапы формирования дивидендной политики.
Источник: Карасева И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. Выплата дивидендов
акциями. Такая форма
3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение).
4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров. [7, С. 244-345].
Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
где УДВпа— уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:
где Кдв —
коэффициент дивидендных
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле:
где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа— рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а) коэффициент дивидендных выплат.
Порядок выплаты дивидендов определяется рядом дат:
1. Дата объявления
дивиденда. Это дата, когда совет
директоров акционерной
Акционерная организация не имеет права принимать решение об объявлении выплаты дивидендов в случае, если: