Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15
2.1.Германия…………………………………………………………….15
2.2.США…………………………………………………………………18
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24
Заключение………………………………………………..……………33
Список использованных источников…………
По мнению многих исследователей, налоговая политика, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе, не является оптимальной. Но мнения учёных по поводу направления реформирования этой сферы различны. Ниже мной будут приведены некоторые из них.
Алла Шевчук, заместитель начальника ИГНК по г. Минску, по-своему видит данную проблему. Она считает что, в странах с переходной экономикой на первый план выдвигаются проблемы наполнения государственных бюджетов, сокращение их дефицитов наиболее реальным способом. Поэтому в налоговых системах этих стран преобладают косвенные налоги как наиболее стабильные источники доходов бюджета. В Беларуси в доходах республиканского бюджета налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги из выручки и налоги, включаемые в себестоимость продукции, которые так же отражаясь на цене, перекладываются на плечи потребителя, составляют порядка 60-65%, а прямые налоги (налоги на прибыль и недвижимость, подоходный налог) – 24-26%. При этом, если в европейских странах объектом для исчисления косвенных налогов служит выручка от реализации продукции, то в Беларуси – выручка и заработная плата. От суммы начисленной заработной платы исчисляются налоги: подоходный, по единому нормативу, чрезвычайный, а также отчисления в фонды социальной защиты населения и занятости.
В
данном случае, по мнению автора, очевидны
исключительно фискальные намерения
конструкторов налоговой
Чрезмерное налогообложение заработной платы побуждает налогоплательщиков избегать вложений капитала в развитие трудоёмких отраслей экономики или изыскивать легальные и нелегальные способы минимизации объектов обложения (официально выплачиваемой заработной платы) и, соответственно, причитающихся платежей, что идёт вразрез с интересами государства[9].
Из этого Алла Шевчук делает следующий вывод – налоговая система Республики Беларусь нуждается, прежде всего, в пересмотре объектов обложения.
Данный вопрос тесно связан с политикой налоговых ставок. При их разработке должны не только преследовать бюджетные интересы, но и всесторонне просчитываться последствия для экономики в целом. Таких основательных расчётов в Беларуси не проводится, поэтому дискуссии на страницах экономической печати о тяжести налогового бремени зачастую носят поверхностный характер[9].
Таким образом, автор делает вывод о том, что существующий уровень налогового изъятия является необоснованно высоким и с мировым уровнем в виду несопоставимости некорректно сравнивать. Работая над совершенствованием налоговой системы в условиях переходной экономики, её создателям необходимо не только изучать положительный мировой опыт в сфере налогообложения, но и, прежде всего, учитывать особенности развития национальной экономики и стоящие перед государством задачи по обеспечению социальных гарантий его граждан.
О.Л.Шулейко, кандидат экономических наук, тоже рассматривает данную проблему, но в ином ракурсе. Он считает, что показателем, который наиболее полно характеризует налоговую нагрузку на экономику, является доля налогов и платежей во внебюджетные фонды и ВВП, или показатель налогового бремени. Очевидно, что более корректно было бы измерять налоговое бремя путём отнесения путём отнесения к ВВП не только самих налогов, но также и всех издержек, связанных с их взиманием, т.е. содержание налоговой службы, ведение особого учета налогоплательщиками, составление налоговой отчетности. Однако из-за сложностей практического характера данный подход не нашёл широкого применения.
Данные табл.П.1.2 отражают взаимосвязь уровня налоговой нагрузки и недоимок по платежам в бюджет. Так, из данных таблицы видно, что наиболее высокий номинальный уровень налоговой нагрузки был установлен в 1993г. – 65%. Это повлекло за собой недоимку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере 15,4%, что свидетельствует о том, что налоговая нагрузка отражала потребности государства в централизованных финансовых ресурсах, но не отражала реального финансового состояния предприятий, была установлена без учёта потребностей развития реального сектора экономики. Анализ данных свидетельствует о том, что высокий уровень налогов, не соизмеримый с реальными финансовыми возможностями предприятий, приводит, прежде всего, к росту задолженности по платежам в бюджет, что, в свою очередь, имеет ряд негативных последствий – как для предприятий, так и для экономики в целом. Иными словами, в переходный период фискальные интересы государства вступили в противоречие с целями поддержания долгосрочного экономического роста, т.е. превалировала фискальная составляющая макроэкономической политики. Сопоставление темпов роста ВВП с темпами роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует о снижении эластичности налоговой системы (табл.П.2.3). Если в 1999г. на каждый процент прироста ВВП приходилось 2,6% прироста налоговых поступлений, то в 2000г. этот показатель снизился до 1,7%, а в 2001г. – до 0,98%, что свидетельствует о неэффективности налоговой политики.
Важнейшей
характеристикой налоговой
Согласно
данным социологических опросов 200
руководителей белорусских
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что налоговая система оказывает угнетающее воздействие на реальный сектор экономики.
Весь комплекс предлагаемых подходов к реформированию налоговых систем в переходных экономиках можно разделить на два основных направлениях:
-
системное и кардинальное
- изменение отдельных ставок, сужение или расширение налоговой базы, изменение сроков уплаты, переориентация налоговых льгот.
По мнению О.Л.Шулейко в настоящее время белорусская налоговая система развивается по второму направлению, в соответствии с общей экономической стратегией развития республики. Однако, как показывает опыт других стран с переходной экономикой, наиболее эффективным является первое направление – системное и кардинальное изменение налоговой системы, проводимое в комплексе структурных экономических преобразований.
К числу недостатков он причисляет то, что в системе косвенных налогов в республике преобладают самые неэффективные – кумулятивные налоги с оборота, которые взимаются на всех стадиях производства и распределения. Такие налоги считаются самыми неэффективными и нерыночными, так как они взимаются без учёта результатов деятельности предприятий. Поэтому первым шагом совершенствования налоговой системы, нацеленным на улучшение состояния реального сектора экономики, является отмена оборотных налогов. Компенсировать выпадающие бюджетные доходы, которые довольно велики, на переходном этапе можно, во-первых, за счёт включения в бюджет доходов, распределяемых в настоящее время не через бюджет, и, во-вторых, за счет активации неналоговых источников, главным образом за счёт приватизации. В области совершенствования налогообложения недвижимости предлагается, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости – производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и прочее[10].
Очень интересной и необычной видится реформа налоговой политики, предлагаемая доктором экономических наук, профессором А.В.Неверовым и кандидатом экономических наук И.П.Деревяго.
Они указывают, что Национальная стратегия устойчивого развития Беларуси, основными долгосрочными приоритетами ставит поддержание и повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, стабильный экономический рост, улучшение качества среды обитания, а также переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инвестиционно-инновационный тип развития.
В то же время широко распространена точка зрения, согласно которой перечисленные цели-приоритеты одновременно не достижимы, а здоровую экологию могут позволить себе только богатые страны, нашей же стране сначала нужно обеспечить стабильный экономический рост, а затем заняться проблемами охраны окружающей среды[11].
Авторы же считают такую позицию несостоятельной. По их мнению, более глубокий анализ показывает, что экономический рост и решение экологических проблем совсем не являются противоположными задачами.
Устойчивое развитие предполагает совместное достижение экологических и экономических целей, для чего важно обеспечить решение следующих основных задач:
- наращивание инвестиций, проведение структурной перестройки экономики;
-
рациональное использование
-
повышение уровня жизни
-
создание соответствующей
И для решения следующих задач необходимо соответствующая налоговая политика, от направленности и эффективности которой зависят вектор и темпы экономического развития.
Авторы отмечают следующие основные недостатки налоговой системы Беларуси, которые выделяются отечественными специалистами:
- несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам;
- высокий уровень налогов в ВВП (по данным Международного валютного фонда, для современного состояния экономики Беларуси налоговая нагрузка не должна превышать 24%);
-
несовершенные пропорции
-
отсутствие налогового
И для устранения этих недостатков предлагается построить налоговую модель, которая концептуально будет выражаться в первую очередь через экологизацию налоговой системы, т.е. создание условий и стимулов для экологоориентированного экономического развития[11].
Концептуальным направлением экологизации налоговой политики Беларуси, по мнению авторов, станет увеличение роли налогов на потребление и использование ресурсов, постепенное снижение налогов, величина которых зависит от результатов экономической деятельности.
Что касаемо конкретных шагов, то предлагается использовать теорию ренты, которая ориентируется на определение эффекта от использования ресурсов. И согласно полученным расчётам ставка налога для земель сельскохозяйственного назначения может составить около 36 долл. США за 1 га для пашни и 7,2 долл. Для прочих угодий. Установленные на сегодняшний день нормативы значительно ниже. Так, в 2002г. для 1га средней по Беларуси продуктивности установлен норматив платы в пределах 2-2,5 долл. США. Предлагается также обложить налогом земли лесного фонда, ставка налога должна составить для лесов первой группы 12 долл. США за 1 га, второй – 14 долл. А лесной доход предполагается оставить в распоряжении лесхозов.
Намечается выравнивание нагрузки на окружающую среду по регионам путём более равномерного размещения промышленного производства и населения позволит снизить суммарные издержки на природоохранные мероприятия и улучшить экологическую обстановку в целом по стране[11].
Также по мнению А.В.Неверовым и И.П.Деревяго, введение налога на материальные затраты особенно актуально для экономики республики и является одним из наиболее эффективных методов эколого-экономического регулирования. Если принять во внимание, что в белорусской экономике материальные затраты составляют около 68% в цене продукции, а прибыль около 20%, то замена налога на прибыль налогом на материальные затраты при значительном снижении ставки налога позволила бы получать аналогичные поступления в бюджет. Соответственно налог на материальные затраты поощрял бы не укрытие прибыли, а уменьшение материальных затрат, скрыть которые гораздо труднее.
Информация о работе Мировой опыт в осуществлении налоговой политики