Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа
Целью данной работы является нахождение возможных путей совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь. Для решения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть само понятия налоговой политики, показать на примере зарубежных стран практику проведения налоговой политики, выявить существующие недостатки в данном вопросе в Республике Беларусь, отразить различные взгляды на реформы в области налогового законодательства.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие налоговой политики и её теоретические основы…………..5
Мировой опыт в осуществлении налоговой политики………………15
2.1.Германия…………………………………………………………….15
2.2.США…………………………………………………………………18
Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и возможные направления её совершенствования..……………………24
Заключение………………………………………………..……………33
Список использованных источников…………
уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спад производства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного выхода, кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно способных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага, влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.
В основе формирования
И если до недавнего времени
считалось, что высокий уровень
налогов и степень
Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, дополнительным увольнениям, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом.
Какой
же вариант налогообложения
Избыточное налоговое бремя – это потери эффективности в производстве или потреблении, связанные с введением налога.
Рассмотрим
потери эффективности, связанные с введением
налога на примере специфического налогообложения
на конкурентном рынке с абсолютно эластичным
предложением [4,с.53,рис.3.10].
Рис.1.Избыточное налоговое бремя на конкурентном рынке с абсолютно эластичным предложением.
Введение специального налога Н увеличит продажную цену с Р0 до Р1 и снизит объём продаж с Q0 до Q1; бремя уплаты полностью лежит на потребителе. До введения налога эффективность использования производимых продуктов для потребителя характеризовалась потребительским избытком – площадью DP0N0. После введения налога потребительский избыток сократиться до площади P1N1D – потребители потеряют часть излишка – площадь P0N0N1P1. Общество в форме налогов приобретет доход, равный P0MN1P1. Чистые потери для общества от введения налога составят площадь треугольника MN0N1 [4].
Избыточное
налоговое бремя характеризует
меру искажающего действия налога.
В нашем примере при условии,
что предложение абсолютно
Оценка избыточного налогового бремени должна учитывать потребительский избыток от поставки общественных благ за счет собираемых налогов. Если этот избыток превышает потерю полезности на рынке частных благ, введённый налог окажет в большей мере стимулирующее и компенсирующее, чем искажающее действие на экономику[4].
Оптимальное налогообложение предполагает некоторое распределение бремени налогов между различными товарами. Каким оно должно быть?
Исследования
ученых показывают, что избыточное
налоговое бремя будет
Для
того, чтобы с выгодой для общества
использовать правило Рамсея и минимизировать
избыточное налоговое бремя, необходимо
так построить налоговую
Рис.2.Зависимость избыточного налогового бремени и сокращения производства при введении налога от эластичного спроса.
Предположим, что график предельных издержек, т.е. предложения, абсолютно эластичен. При одном и том же исходном равновесном объёме производства Q0 величина избыточного налогового бремени в результате введения специфического налога Н будет различной для двух функций спроса d1 и d2: она равна соответственно площади EAD и CAB. Сокращение производства соответственно составит Q0Q1 и Q0Q2. Видно, что общество несет меньшие потери от ведения специфического налога (в виде сокращения производства и избыточного налогового бремени), если государство облагает большими налогами товары с низкоэластичным спросом; соответственно уровень налогообложения товаров с эластичным спросом должно быть меньшим[4].
Оптимизация налогообложения предполагает решение ещё одной важной проблемы – оптимизации воздействия налогов на распределение времени и ресурсов между трудом и досугом. Так, досуг и обеспечивающие его товары должны облагаться налогом, как и другие товары, служащие удовлетворению необходимых потребностей.
Так называемое правило Корлетта-Хейга утверждает, что последствия искажающего действия налогов на труд и досуг могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем взаимодополняемые с досугом. Взаимозаменяемые блага – такие, спрос на которые увеличивается при удорожании товаров (вследствие введения налогов), обеспечивающих досуг. При повышении цены (вследствие повышении налога) на взаимодополняемые с досугом блага спрос на товары для досуга уменьшается.
Известный
американский экономист А.Лаффер исследовал
тему оптимального налогообложения, и
его труды воплотились в так называемую
кривую Лаффера. Согласно его исследованиям
рост ставки налога только до определённого
значения ведёт к увеличению налоговых
поступлений, дальнейшее же её повышение
обуславливает, напротив, их уменьшению
[5,c.63,рис.3].
Рис.3. Кривая Лаффера.
Следует
подчеркнуть, что не всегда теоретические
предложения в области
Следовательно,
при принятии конкретных решений
в области налогообложения
Таким
образом, на основании вышеизложенного
мы можем сделать вывод о том, что налоговая
политика является сложной экономической
категорией и, несмотря на достаточно
большое внимание со стороны учёных, остаётся
проблемной темой в экономической науке.
Но всё же учёными была разработана широкая
научная база, на основе которой в каждом
отдельно взятом государстве может быть
разработана своя особенная, эффективная
налоговая политика.
2.Мировой
опыт в осуществлении
налоговой политики.
В
развитых странах сложилась устойчивая
с точки зрения принципов и подходов
налоговая политика, поэтому большинство
развивающихся стран ориентируются на
опыт Европы и США. Обратимся к опыту зарубежных
стран в проведении налоговой политики.
2.1.Германия.
Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной рыночной ориентацией.
Ещё канцлер Германии Отто Бисмарк (1815-1898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты определил цели налоговой политики: «Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало – от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами...» [6].
Германия -- одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Со времён Л.Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
-- налоги по возможности минимальны;
-- минимальны, или, точнее, минимально необходимы затраты на их взимание;
-- налоги не могут препятствовать добросовестной конкуренции;
-- налоги
соответствуют структурной
-- налоги
нацелены на более
-- система должна строиться на уважении к частной жизни человека;
-- налоговая система исключает двойное налогообложение.
Основные виды налогов в Германии: подоходный налог на физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, вино-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.
В последнее десятилетие ХХ века Германия постепенно подошла позиции, когда проведение экономической и в том числе налоговой в прежнем, неизменном варианте стало означать тупик. Появилась острая потребность в более современном финансовом и, прежде всего, - налоговом механизме.
В 2000 г. новое правительство Германии разработало свой вариант реформы. И если подходить к ситуации с точки зрения исторической перспективы, то намечаемые шаги показывают действительно резкое изменение курса[7,табл.П.1.1].
С
точки зрения экономической теории,
принимаемые меры ориентированы
на использование одного из двух методов
регулирования
Информация о работе Мировой опыт в осуществлении налоговой политики