Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сущности и значения Министерства финансов в РФ.
При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Министерства Финансов;
- рассмотреть характерные черты функционирования Министерства;
Введение 2
Глава 1 История Министерства Финансов 4
Глава 2 Характерные черты функционирования Министерства Финансов Российской Федерации……………………………………………… 7
2.1 Организация Министерства Финансов Российской Федерации 7
2.2 Функции Министерства Финансов Российской Федерации…………………………. 12
Глава 3 Министерство финансов РФ его сущность и значение 17
3.1 Права и полномочия Министерства Финансов 17
3.2 Результаты функционирования Министерства Финансов (2005-2012 гг.) 23
Заключение 36
Список литературы 38
Специфика деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).
При этом, если качество регулирования в налоговой, финансовой, страховой сферах может быть измерено, в том числе посредством опросов потребителей соответствующих услуг, то качество регулирования в бюджетной и денежно-кредитной сфере, в сфере управления долгом, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. Для Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Таблица 3.1.).
Предложенные принципы ответственного управления общественными финансами представляют собой синтез лучшей международной практики в данной сфере. Большая часть стратегических целей Минфина России ориентирована на их внедрение (Таблица 3.2.).
С начала
2000-х годов Министерством
Таблица 3.1. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами
Сфера |
Принцип |
1.Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность |
1.1. Общедоступность информации
о состоянии и тенденциях |
1.2. Открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов | |
1.3. Наличие и соблюдение
формализованных требований к
ведению бюджетного учета, | |
1.4. Рассмотрение и утверждение
законодательными органами | |
1.5. Формирование и предоставление
бюджетной отчетности в | |
2.Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов |
2.1. Прогнозирование основных
бюджетных параметров (в том числе
долговой нагрузки) на средне - и
долгосрочную перспективу в |
2.2. Реалистичность и надежность
экономических прогнозов (в | |
2.3. Наличие и соблюдение
при выработке средне- и долгосрочной
бюджетной политики критериев
(показателей) реалистичности | |
2.4. Систематический анализ и оценка рисков в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов федерального бюджета (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры) | |
2.5.Создание и поддержание
необходимых финансовых | |
3.Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений |
3.1. Законодательно закрепленные,
основанные на единых |
3.2. Сбалансированное и
взаимоувязанное разграничение
расходных обязательств и | |
3.3. Возможность и | |
3.4. Объективная, формализованная
и прозрачная система | |
3.5. Наличие стимулов для
повышения эффективности | |
4.Консолидация бюджета и бюджетного процесса |
4.1. Бюджет рассматривается и бюджетный процесс организован как форма (способ) исполнения расходных обязательств, в том числе с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов |
4.2. Все доходы и расходы
отражаются в едином бюджете,
без увязки определенных видов
доходов с теми или иными
направлениями расходов, в бюджетной
системе отсутствуют | |
4.3. Планирование и исполнение
текущих и капитальных | |
4.4. Функционирование эффективной системы проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств | |
4.5. Четкое и однозначное
определение ответственности и
полномочий органов | |
5.Среднесроч-ное финансовое планирование |
5.1. Составление и утверждение бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу |
5.2. Наличие и соблюдение
формализованных правил и | |
5.3. Наличие и применение
формализованных методов | |
5.4. Наличие и соблюдение
правил и процедур определения
ресурсов для принятия новых
обязательств в рамках | |
5.5. Установление для субъектов
бюджетного планирования « | |
6.Бюджетирова-ние, ориентиро- |
6.1. Наличие у каждого
ведомства системы целей, |
6.2. Обеспечение самостоятельности, | |
6.3. Использование конкурентных
принципов распределения | |
6.4. Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде | |
6.5. Наличие и применение
формализованных методов | |
7.Эффективный финансовый контроль и мониторинг |
7.1. Ежегодное проведение
независимой внешней проверки (аудита)
бюджетной отчетности с |
7.2. Наличие и соблюдение
нормативно установленных | |
7.3. Наличие и соблюдение
формализованных, прозрачных и
устойчивых к коррупции | |
7.4. Регулярное проведение
анализа и оценки качества
управления общественными | |
7.5. По мере развития
внутреннего финансового |
Таблица 3.2. Вклад принципов ответственного управления общественными финансами в цели деятельности Минфина России
Принципы управления общественными финансами |
Цели Министерства финансов Российской Федерации | |||||||
1. Обеспечение выполнения и |
2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности |
3. Формирование и |
4. Создание условий для |
5. Оптимизация управления |
6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы | |||
1. Финансовая (налогово-бюджетная) |
Четкие процедуры разработки бюджета, публикация ключевых документов в процессе планирования |
Возможность межстрановых сравнений |
Открытость налоговых органов налогоплательщикам |
Прозрачность методик |
Публикация данных об объеме и структуре государственного долга Российской Федерации |
Единые принципы бюджетной классификации и стандарты бюджетного учета, бюджетной отчетности и аудита | ||
2. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов |
Среднесрочное планирование бюджетных параметров, составление бюджета на основе консервативного прогноза, четкие правила управления бюджетными обязательствами, наличие Резервного фонда |
Координация бюджетной и денежно-кредитной политики, формирование ненефтегазового баланса, управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния |
Определение оптимального уровня налоговой нагрузки |
Среднесрочное планирование межбюджетных трансфертов |
Ограничения на объем заимствований |
|||
3. Эффективная и справедливая |
Разграничение полномочий и доходов между уровнями бюджетной системы, институциональные стимулы для повышения качества управления финансами в субъектах РФ |
Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, отсутствие "необеспеченных" мандатов |
Разграничение налоговых доходов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ |
Выравнивание бюджетной |
Ограничения на объем заимствований субъектов РФ и муниципальных заимствований, а также государственного долга субъекта РФ, муниципального долга |
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным казначейством | ||
4. Консолидация бюджета и |
Распределение функций и ответственности при составлении бюджета, учет всех расходных обязательств, формирование единых кодов бюджетной классификации |
Правила и процедуры принятия новых расходных обязательств в пределах бюджетных ограничений |
Общий подход к осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях, формирование единых кодов бюджетной классификации |
Единство бюджетной системы, единый бюджетный счет, учет обязательств | ||||
Принципы управления общественными финансами |
Цели Министерства финансов Российской Федерации | |||||||
1. Обеспечение выполнения и |
2. Поддержание |
3. Формирование и |
4. Создание условий для |
5. Оптимизация управления |
6. Обеспечение надежности и | |||
5. Среднесрочное финансовое |
Среднесрочные предельные объемы расходов, долгосрочные контракты |
Закрепление параметров бюджетной системы, влияющих на макроэкономические показатели, на трехлетний период |
Среднесрочные оценки налоговой нагрузки и анализ возможности налоговых реформ |
Трехлетний бюджет или финансовый план в субъектах РФ Межбюджетные трансферты рассчитаны на три года |
Среднесрочный план заимствований |
|||
6. Бюджетирование, ориентированное на результат |
Соотнесение ресурсов и запланированных результатов |
Ограничения для необоснованного (неориентированного на результат) роста расходов |
Соотнесение ресурсов и запланированных результатов |
|||||
7. Эффективный финансовый |
Отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств |
Консолидация бюджетной Мониторинг долговых обязательств субъектов РФ |
Контроль за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств, развитие системы внутреннего контроля главным администратором бюджетных средств |
Оценка
результативности бюджетных расходов
осуществляется исходя из степени достижения
стратегических целей, тактических
задач и запланированных
Для повышения результативности
расходов бюджетной системы Минфином
России совместно с федеральными
органами исполнительной власти разработана
комплексная система мер по повышению
эффективности бюджетных
Целью указанной Программы
является создание условий для повышения
эффективности деятельности публично-правовых
образований по выполнению государственных
(муниципальных) функций и обеспечению
потребностей граждан и общества
в государственных (муниципальных)
услугах, увеличению их доступности
и качества, реализации долгосрочных
приоритетов и целей социально-
В 2010 году
в рамках стратегической Цели 1 «Обеспечение
выполнения и создание условий для
оптимизации расходных
В рамках реализации тактической задачи 1.4. «Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств» наряду с регулярным проведением мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, начата работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изменения направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов разных уровней на их оказание. Создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости деятельности учреждений, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.
Кроме того,
с 1 января 2009 года Минфином России в
практику бюджетного планирования были
введены государственные
Конечным
результатом Цели 2 «Поддержание макроэкономической
и финансовой стабильности как основы
для устойчивого социально-
Результативность
бюджетных расходов, направляемых на
достижение стратегической
Цели 3 «Формирование и функционирование
эффективной налоговой системы» демонстрируется,
в том числе, динамикой показателя «снижение
задолженности перед бюджетом по налогам
и сборам», непосредственный вклад в достижение
которого вносит деятельность ФНС России
по урегулированию налоговой задолженности
и участие в процедурах банкротства.
По итогам последних лет отмечается существенное снижение задолженности, администрируемой ФНС России. На первое января 2010 года задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам снизилась по отношению к 1 апреля 2005 года на 25,5 % при плановом значении 25,7 %.
ФНС России эффективно осуществляет деятельность по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В настоящее время налоговые органы представляют требования Российской Федерации в делах о банкротстве 25,1 тыс. организаций с общей задолженностью по обязательным платежам и денежным обязательствам 463,7 млрд. рублей.
Планируемые значения показателей достижения Цели 4 «Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» и входящих в нее задач были достигнуты. В 2010 году сокращены объемы просроченных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований до уровня менее 50 % к уровню 2004 года.
В целях повышения качества управления региональными финансами до 2009 года из федерального бюджета предоставлялись субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов. Распределение субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов осуществлялось на конкурсной основе, что создало значимые стимулы для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении бюджетной реформы и внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результаты. Помимо этого, на регулярной основе осуществлялся мониторинг региональных финансов.
С 2011 года
в федеральном бюджете
Выравнивание бюджетной
В рамках стратегической Цели 5 «Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами» достигнуты плановые значения по большинству показателей. Так, три ведущих рейтинговых агентства – Fitch, Moody’s и Standart&Poors – поддерживали суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации на инвестиционном уровне.
Объем государственного
долга Российской Федерации в 2010
году увеличен по сравнению с 2009 годом,
не достигнуто прогнозное значение, он
составляет 11,3 % к ВВП, при этом доля
государственного внешнего долга в
государственном долге