Министерство финансов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности и значения Министерства финансов в РФ.
При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Министерства Финансов;
- рассмотреть характерные черты функционирования Министерства;

Содержание

Введение 2
Глава 1 История Министерства Финансов 4
Глава 2 Характерные черты функционирования Министерства Финансов Российской Федерации……………………………………………… 7
2.1 Организация Министерства Финансов Российской Федерации 7
2.2 Функции Министерства Финансов Российской Федерации…………………………. 12
Глава 3 Министерство финансов РФ его сущность и значение 17
3.1 Права и полномочия Министерства Финансов 17
3.2 Результаты функционирования Министерства Финансов (2005-2012 гг.) 23
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Министерство финансов РФ.docx

— 80.42 Кб (Скачать)

Специфика деятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существенной роли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направлена непосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица).

При этом, если качество регулирования в налоговой, финансовой, страховой сферах может быть измерено, в том числе посредством опросов потребителей соответствующих услуг, то качество регулирования в бюджетной и денежно-кредитной сфере, в сфере управления долгом, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, может измеряться по уровню соответствия стандартам лучшей практики. Для Минфина России такими стандартами являются принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами (Таблица 3.1.).

Предложенные  принципы ответственного управления общественными  финансами представляют собой синтез лучшей международной практики в  данной сфере. Большая часть стратегических целей Минфина России ориентирована на их внедрение (Таблица 3.2.).

С начала 2000-х годов Министерством финансов Российской Федерации были предприняты систематические и последовательные усилия в части внедрения лучшей практики управления общественными финансами. Ключевым звеном этой деятельности стало закрепление в 2007 году большинства принципов ответственного управления общественными финансами в Бюджетном кодексе Российской Федерации. К настоящему времени созданы институциональные предпосылки для интеграции принципов ответственного управления общественными финансами в деятельность бюджетного сектора.

 

 

Таблица 3.1. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами

 

Сфера

Принцип

1.Финансовая (налогово-бюджетная)  прозрачность

1.1. Общедоступность информации  о состоянии и тенденциях развития  общественных финансов

1.2. Открытость деятельности  органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению  бюджетов

1.3. Наличие и соблюдение  формализованных требований к  ведению бюджетного учета, составлению  и предоставлению бюджетной отчетности

1.4. Рассмотрение и утверждение  законодательными органами основных  показателей бюджетной отчетности

1.5. Формирование и предоставление  бюджетной отчетности в соответствии  с общими принципами, необходимыми  и достаточными для проведения  межстрановых, межрегиональных и межведомственных сравнений

2.Стабильность и долгосрочная  устойчивость

бюджетов

2.1. Прогнозирование основных  бюджетных параметров (в том числе  долговой нагрузки) на средне - и  долгосрочную перспективу в рамках  единой макроэкономической и  денежно-кредитной политики

2.2. Реалистичность и надежность  экономических прогнозов (в том  числе уровня доходов и долговой  нагрузки) и предпосылок, являющихся  основой бюджетного планирования

2.3. Наличие и соблюдение  при выработке средне- и долгосрочной  бюджетной политики критериев  (показателей) реалистичности и  устойчивости бюджетов, а также  приемлемости (допустимости) налоговой  и долговой нагрузки

2.4. Систематический анализ  и оценка  рисков в бюджетно-налоговой  сфере, в том числе оценка  средне- и долгосрочных последствий  принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам или сокращению доходов федерального бюджета (с выделением в случае необходимости доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры)

2.5.Создание и поддержание  необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с  высокой долей доходов от экспорта  сырьевых товаров, в форме стабилизационных (резервных) фондов и фондов  будущих поколений

3.Эффективная и справедливая  система межбюджетных отношений

3.1. Законодательно закрепленные, основанные на единых принципах,  стабильные, прозрачные и предсказуемые  финансовые взаимоотношения между публично-правовыми образованиями

3.2. Сбалансированное и  взаимоувязанное разграничение  расходных обязательств и доходов  публично-правовых образований

3.3. Возможность и заинтересованность  для региональных и местных  властей самостоятельно формировать  свои бюджетные расходы и доходы, исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ

3.4. Объективная, формализованная  и прозрачная система предоставления  финансовой помощи публично-правовым  образованиям

3.5. Наличие стимулов для  повышения эффективности управления  региональными и местными финансами  и санкций, при необходимости  обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований

4.Консолидация бюджета  и бюджетного процесса

4.1. Бюджет рассматривается и бюджетный процесс организован как форма (способ) исполнения расходных обязательств, в том числе с нормативно установленными особенностями в отношении расходных обязательств и (или) бюджетных ассигнований разных типов

4.2. Все доходы и расходы  отражаются в едином бюджете,  без увязки определенных видов  доходов с теми или иными  направлениями расходов, в бюджетной  системе отсутствуют внебюджетные  фонды (за исключением государственных  внебюджетных фондов, а также   стабилизационных/резервных фондов и фондов будущих поколений)

4.3. Планирование и исполнение  текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ  разных видов осуществляется  ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур

4.4. Функционирование эффективной  системы проведения бюджетных  платежей, управления единым счетом  бюджета и учета бюджетных  обязательств

4.5. Четкое и однозначное  определение ответственности и  полномочий органов исполнительной  власти, осуществляющих выработку  и реализацию бюджетной политики, в том числе организацию составления  и исполнения бюджета

5.Среднесроч-ное финансовое планирование

5.1. Составление и утверждение  бюджета в соответствии и в  рамках бюджетных проектировок  на средне- и долгосрочную перспективу

5.2. Наличие и соблюдение  формализованных правил и процедур  ежегодного обновления (корректировки)  и продления среднесрочных бюджетных  проектировок

5.3. Наличие и применение  формализованных методов расчета  (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой,  в том числе социальных трансфертов  населению и бюджетных программ  (действующих расходных обязательств  разных видов)

5.4. Наличие и соблюдение  правил и процедур определения  ресурсов для принятия новых  обязательств в рамках принятых  бюджетных проектировок и ограничений

5.5. Установление для субъектов  бюджетного планирования «потолков» (лимитов) бюджетных ассигнований  на среднесрочный период.

6.Бюджетирова-ние, ориентиро-ванное на результат

6.1. Наличие у каждого  ведомства системы целей, задач  и результатов деятельности, обеспечивающих  реализацию приоритетов и целей  государственной политики

6.2. Обеспечение самостоятельности,  мотивации и ответственности  ведомств, их структурных подразделений  и учреждений при планировании  и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений

6.3. Использование конкурентных  принципов распределения бюджетных  средств, в том числе с учетом  достигнутых и планируемых результатов  использования бюджетных ассигнований

6.4. Наличие и применение  методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде

6.5. Наличие и применение  формализованных методов оценки  полной стоимости расходных обязательств

7.Эффективный финансовый  контроль и мониторинг

7.1. Ежегодное проведение  независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением  ее результатов законодательными  органами власти

7.2. Наличие и соблюдение  нормативно установленных процедур  внешней и внутренней проверки  соблюдения и ответственности  за нарушения бюджетного законодательства

7.3. Наличие и соблюдение  формализованных, прозрачных и  устойчивых к коррупции процедур  принятия решений по использованию  бюджетных средств, в том числе  при осуществлении бюджетных  закупок

7.4. Регулярное проведение  анализа и оценки качества  управления общественными финансами  (для публично-правовых образований)  и финансового менеджмента (для  органов исполнительной власти  и бюджетных учреждений) с поддержкой  мер по его повышению

7.5. По мере развития  внутреннего финансового контроля  в общественном секторе переориентация  внешнего финансового контроля  на оценку его эффективности


 

Таблица 3.2. Вклад принципов ответственного управления общественными финансами в цели деятельности Минфина России

 

Принципы управления общественными  финансами

Цели Министерства финансов Российской Федерации

1. Обеспечение выполнения и создание  условий для оптимизации расходных 
обязательств РФ

2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности

3. Формирование и функционирование  эффективной налоговой системы

4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

5. Оптимизация управления государственным  долгом и финансовыми активами

6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы

1. Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность

Четкие процедуры разработки бюджета, публикация ключевых документов в процессе планирования

Возможность межстрановых сравнений

Открытость налоговых органов налогоплательщикам

Прозрачность методик распределения межбюджетных трансфертов

Публикация  данных об объеме и структуре  государственного долга Российской Федерации

Единые принципы бюджетной классификации и стандарты бюджетного учета, бюджетной отчетности и аудита

2. Стабильность и долгосрочная  устойчивость бюджетов

Среднесрочное планирование бюджетных  параметров, составление бюджета на основе консервативного прогноза, четкие правила управления бюджетными обязательствами, наличие Резервного фонда

Координация бюджетной и денежно-кредитной  политики, формирование ненефтегазового баланса, управление Резервным фондом  и Фондом национального благосостояния

Определение оптимального уровня налоговой  нагрузки

Среднесрочное планирование межбюджетных трансфертов

Ограничения на объем заимствований

 

3. Эффективная и справедливая система  межбюджетных отношений

Разграничение полномочий и доходов  между уровнями бюджетной системы, институциональные стимулы для  повышения качества управления финансами  в субъектах РФ

Оказание финансовой поддержки субъектам  Российской Федерации, отсутствие "необеспеченных" мандатов

Разграничение налоговых доходов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы РФ

Выравнивание бюджетной обеспеченности, финансовые стимулы для повышения  качества управления финансами в  субъектах РФ

Ограничения на объем заимствований  субъектов РФ и муниципальных  заимствований, а также государственного долга субъекта РФ, муниципального долга

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ Федеральным казначейством

4. Консолидация бюджета и бюджетного  процесса

Распределение функций и ответственности  при составлении бюджета, учет всех расходных обязательств, формирование единых кодов бюджетной классификации

Правила и процедуры принятия новых  расходных обязательств в пределах бюджетных ограничений

 

Общий подход к осуществлению бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных  образованиях, формирование единых кодов  бюджетной классификации

 

Единство бюджетной системы, единый бюджетный счет, учет обязательств

Принципы управления общественными  финансами

Цели Министерства финансов Российской Федерации

1. Обеспечение выполнения и создание  условий для оптимизации расходных 
обязательств РФ

2. Поддержание макроэкономической  и финансовой стабильности

3. Формирование и функционирование  эффективной налоговой системы

4. Создание условий для эффективного  выполнения полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления

5. Оптимизация управления государственным  долгом и финансовыми активами

6. Обеспечение надежности и прозрачности  финансовой системы

5. Среднесрочное финансовое планирование

Среднесрочные предельные объемы расходов, долгосрочные контракты

Закрепление параметров бюджетной системы, влияющих на макроэкономические показатели, на трехлетний период

Среднесрочные оценки налоговой нагрузки и анализ возможности налоговых  реформ

Трехлетний бюджет или финансовый план в субъектах РФ

Межбюджетные трансферты рассчитаны на три года

Среднесрочный план заимствований

 

6. Бюджетирование, ориентированное на результат

Соотнесение ресурсов и запланированных  результатов

Ограничения для необоснованного (неориентированного на результат) роста расходов

 

Соотнесение ресурсов и запланированных  результатов

   

7. Эффективный финансовый контроль  и мониторинг

Отсутствие нецелевого расходования бюджетных средств

   

Консолидация бюджетной отчетности через Федеральное казначейство

Мониторинг долговых обязательств субъектов РФ

 

Контроль за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств, развитие системы внутреннего контроля главным администратором бюджетных средств


 

Оценка  результативности бюджетных расходов осуществляется исходя из степени достижения стратегических целей, тактических  задач и запланированных показателей. При оценке результативности бюджетных расходов Минфина России как субъекта бюджетного планирования следует учитывать специфику его деятельности, которая лишь частично направлена непосредственно на потребителей услуг (физических и юридических лиц) - в налоговой, финансовой, страховой сферах. В бюджетной и денежно-кредитной, долговой сфере, а также других сферах, потребителем услуг в которых является государство в целом, количественные показатели недостаточно полно характеризуют степень достижения стратегических целей, тактических задач и бюджетных программ. Для оценки результативности бюджетных расходов в краткосрочном периоде приведенные в Докладе количественные показатели необходимо дополнить качественными результатами, которые в совокупности  характеризуют эффективность использования бюджетных средств в подведомственной Минфину России сфере.

Для повышения результативности расходов бюджетной системы Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти разработана  комплексная система мер по повышению  эффективности бюджетных расходов, которая утверждена в Программе  Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до         2012 года и Плане мероприятий по ее реализации в 2010 году распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

Целью указанной Программы  является создание условий для повышения  эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению  потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности  и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Осуществление мероприятий, предусмотренных планом по реализации Программы, будет также способствовать достижению стратегических целей Минфина  России, решению тактических задач  и реализации бюджетных программ.

В 2010 году в рамках стратегической Цели 1 «Обеспечение выполнения и создание условий для  оптимизации расходных обязательств Российской Федерации», тактической  задачи 1.1. «Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» составляется с применением принципа «скользящей трехлетки», от которого в условиях мирового финансового кризиса при составлении законопроекта о федеральном бюджете 2010-2012 годов пришлось отступить.

В рамках реализации тактической задачи 1.4. «Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств» наряду с регулярным проведением мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, начата работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изменения направлены на повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов разных уровней на их оказание. Создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости деятельности учреждений, а также возможности и стимулы для органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.

Кроме того, с 1 января 2009 года Минфином России в  практику бюджетного планирования были введены государственные задания  на оказание государственных услуг, способствующие увязке объемов и  качества оказания государственных  услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных  учреждений к финансированию оказанных  услуг. Указанные изменения в  практике управления подведомственными  бюджетными учреждениями в части  формирования государственных заданий  и их финансового обеспечения  стали подготовительным этапом в  работе по совершенствованию правового  положения государственных (муниципальных) учреждений.

Конечным  результатом Цели 2 «Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны» является стабилизация расходов бюджетной системы Российской Федерации на уровне 32 % ВВП.

Результативность  бюджетных расходов, направляемых на достижение стратегической  
Цели 3 «Формирование и функционирование эффективной налоговой системы» демонстрируется, в том числе, динамикой показателя «снижение задолженности перед бюджетом по налогам и сборам», непосредственный вклад в достижение которого вносит деятельность ФНС России по урегулированию налоговой задолженности и участие в процедурах банкротства.

По итогам последних лет отмечается существенное снижение задолженности, администрируемой ФНС России. На первое января 2010 года задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и штрафам снизилась по отношению к 1 апреля 2005 года на 25,5 % при плановом значении 25,7 %.

ФНС России эффективно осуществляет деятельность по представлению в  делах о банкротстве и в  процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В настоящее  время налоговые органы представляют требования Российской Федерации в  делах о банкротстве 25,1 тыс. организаций  с общей задолженностью по обязательным платежам и денежным обязательствам 463,7 млрд. рублей.

Планируемые значения показателей  достижения Цели 4 «Создание условий  для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» и входящих в нее задач были достигнуты. В 2010 году сокращены объемы просроченных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований до уровня менее 50 % к уровню 2004 года.

В целях повышения качества управления региональными финансами до 2009 года из федерального бюджета предоставлялись субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов. Распределение субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов осуществлялось на конкурсной основе, что создало значимые стимулы для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении бюджетной реформы и внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результаты. Помимо этого, на регулярной основе осуществлялся мониторинг региональных финансов.

С 2011 года в федеральном бюджете предусмотрены распределяемые на конкурсной основе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации достигается путем предоставления дотаций из федерального бюджета. В 2010 году более 95% межбюджетных трансфертов распределено в соответствии с утвержденными методиками, что свидетельствует о существенном росте эффективности управления бюджетными средствами и повышении прозрачности межбюджетных отношений.

В рамках стратегической Цели 5 «Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми  активами» достигнуты плановые значения по большинству показателей. Так, три  ведущих рейтинговых агентства  – Fitch, Moody’s и Standart&Poors – поддерживали суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации на инвестиционном уровне.  

Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году увеличен по сравнению с 2009 годом, не достигнуто прогнозное значение, он составляет 11,3 % к ВВП, при этом доля государственного внешнего долга в  государственном долге Российской Федерации сокращена до 31,5 % по сравнению  с 2009 годом. Доля внутреннего долга  в государственном долге Российской Федерации в 2010 году увеличена по сравнению с 2009 годом на 3,7 % и составляет 68,5 %.

Информация о работе Министерство финансов РФ