Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сущности и значения Министерства финансов в РФ.
При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Министерства Финансов;
- рассмотреть характерные черты функционирования Министерства;
Введение 2
Глава 1 История Министерства Финансов 4
Глава 2 Характерные черты функционирования Министерства Финансов Российской Федерации……………………………………………… 7
2.1 Организация Министерства Финансов Российской Федерации 7
2.2 Функции Министерства Финансов Российской Федерации…………………………. 12
Глава 3 Министерство финансов РФ его сущность и значение 17
3.1 Права и полномочия Министерства Финансов 17
3.2 Результаты функционирования Министерства Финансов (2005-2012 гг.) 23
Заключение 36
Список литературы 38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1 История Министерства Финансов 4
Глава 2 Характерные черты функционирования Министерства Финансов Российской Федерации……………………………………………… 7
2.1 Организация Министерства Финансов Российской Федерации 7
2.2 Функции Министерства Финансов Российской Федерации…………………………. 12
Глава 3 Министерство финансов РФ его сущность и значение 17
3.1 Права и полномочия Министерства Финансов 17
3.2 Результаты функционирования Министерства Финансов (2005-2012 гг.) 23
Заключение 36
Список литературы 38
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. Важнейшим органом осуществляющим управление финансами РФ, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Минфин РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.
В последние годы произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие социальные институты общества, в том числе и такие, как институт финансового контроля.
Анализ сложившейся ситуации на сегодняшний день и рассмотрение действующих законодательных и нормативных актов в России позволяет сделать вывод об актуальности данной темы.
Цель курсовой работы – изучение сущности и значения Министерства финансов в РФ.
При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю Министерства Финансов;
- рассмотреть характерные черты
функционирования Министерства;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрывается история создания Министерства Финансов. Вторая глава посвящается основам организации Министерства Российской Федерации и его функциям. В третьей главе раскрываются права и полномочия Министерства Финансов, а также результаты функционирования Министерства Финансов.
История Министерства финансов начинается с 1802, когда Манифестом Императора Александра I «Об утверждении Министерств» был образован ряд министерств, в т.ч. и Министерство финансов. В Манифесте особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, в ведении которого находились все источники доходов, Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролером, которому поручалась ревизия всех счетов.
В начальный период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и другие функции, обусловленные структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. Департамент государственных имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось управление монетным делом, частными и казенными горными заводами, добычей соли и минералов. Департамент внешней торговли ведал внешними отношениями и тамож. делами. Департамент податей и сборов ведал поступлениями всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, др. ведомствами, вела дела по внутренним и внешним займам, рассматривала финансовые проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет с библиотекой. В 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство.
Во 2-й пол. XIX в. и начале XX в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качеств, изменения, существенно усилившие его роль в экономической и политической жизни страны.
Полномочия, имевшиеся у Министерства финансов в начале XX в., отражает его структура, сложившаяся к 1917. Во главе Министерства стоял министр, являвшийся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, которому подчинялись: два товарища (заместителя) министра; совет министра; совет по тарифным делам; тарифный комитет; департамент железнодорожных дел; совет по делам казенной продажи «питей» и главное управление неокладных сборов; совет по делам страхования доходов и капиталов; департамент окладных сборов и департамент таможенных сборов; управление отдельного корпуса пограничной стражи, включая морскую, военно-судебную, санитарную и ветеринарную службы; департамент Государственного казначейства; общая канцелярия министра; особая канцелярия по кредитной части, ведавшая вопросами внутреннего и внешнего государственного долга и монетными делами; юрисконсульт с помощниками, а также государственные банки.
Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Нарком-фин) РСФСР. В связи с образованием в декабре 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР.
По Положению о Наркомфине СССР, принятому в ноябре 1923, наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в т.ч. управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.).
В марте 1946 в связи с реорганизацией Совнаркома СССР в Совет Министров СССР Наркомфин СССР преобразован в Минфин СССР. Министерство финансов СССР являлось союзно-республиканским министерством, в состав которого входили министерства финансов союзных республик, в т.ч. Министерство финансов РСФСР, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов.
На уровне СССР и республик в
рамках министерств финансов существовали
специальные контрольные органы – контрольно-ревизионные
управления, (КРУ). На уровне административно-
Систему финансового контроля до 1991 года имела следующую особенность – значительная централизация финансового контроля со стороны общегосударственных органов.
К числу основных недостатков относится отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, которое нередко порождало параллелизм в ее осуществлении и вело к распылению сил органов контроля, мешало оперативной деятельности предприятий.
В связи с распадом Советского Союза Министерство финансов СССР было ликвидировано, и в 1992 на базе Минфина РСФСР было образовано Министерство экономики и финансов, преобразованное в 1993 в два самостоятельных министерства: Министерство финансов РФ (которое функционирует в настоящее время) и Министерство экономики РФ (ныне Министерство экономического развития и торговли РФ).
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.
Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Министр финансов Российской Федерации:
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
- утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
- утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;
- вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;
- вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения;
- дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;