Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:59, реферат
Международные финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства
Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.
Сам факт вступления России в Парижский клуб -- явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса -- 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.
Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях.
У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. Ежегодно[15].
3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С
Создание международных
организаций явилось
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
В настоящее
время проблема внешней задолженности
в России не стоит так остро, как
даже пять лет назад. В последние
годы доля государственного внешнего
долга в общем объеме государственного
долга Российской Федерации неуклонно
сокращалась. Это происходило вследствие
осуществления в 2003 - 2005гг. мер по
замещению внешних
Динамика объема задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями (МФО) за период с 1995 по 2007г. свидетельствует о том, что максимальный объем как всего внешнего долга Российской Федерации, так и задолженности перед международными финансовыми организациями приходился на 1999г. Так, если в 1995 г. задолженность перед международными финансовыми организациями составляла 4,5 % от всего внешнего долга, то в 1999 г.-17,4%.
В дальнейшем происходило плавное снижение задолженности и к 2007 г. она составляла уже 5,5 млрд долл. США против 26 млрд долл. США в 1999г.
Кризис 1998 г. показал
опасность высоких объемов
В 1999 г. заимствования практически прекратились. Правительство Российской Федерации и МБРР провели внеочередной обзор портфеля проектов МБРР, на котором был выработан комплекс мер по реструктуризации портфеля проектов, в том числе по выборочному сокращению заемных средств. Общий размер займов был сокращен на сумму свыше 2,2 млрд. долл. США. Причиной таких решений стало резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков (банков, администраций, предприятий) и, как следствие, выросшие риски Минфина России по возврату перекредитованных средств займов.
Период с 2002 по 2004г. характеризовался задержками в подготовке к реализации ряда новых проектов, подписание соглашений по которым предусматривалось еще в 2001 г. Также продолжилась тенденция неудовлетворительных темпов освоения средств. Так, из 16 проектов, которые должны были быть завершены к концу 2003 г., только по 7 расходование средств составило более 90 %. В 2004 г. из 15 планируемых к завершению проектов международных финансовых организаций было завершено 9 проектов. По шести займам расходование средств в 2004г. не осуществлялось *(* Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2003 год, представленному в форме проекта Федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2003 год" утвержденное Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 10 декабря 2004 года (протокол N 42 (412).).
Проводимая в
последние годы долговая политика,
направленная на замещение государственных
внешних заимствований
Рост инвестиционной
привлекательности экономики
В рамках стратегии
сокращения внешнего долга государственная
поддержка в форме суверенных
займов и гарантий должна предоставляться
только в случаях невозможности
финансирования проекта с использованием
коммерческих кредитов или частичных
гарантий, а также при обосновании
преимуществ использования
На современном этапе наибольший интерес в сотрудничестве с международных финансовых организаций представляет не столько привлечение кредитных ресурсов, сколько использование наработанных ими стандартов и технологий для повышения эффективности федеральных программ и проектов, а также расширения сфер применения финансовых ресурсов международных финансовых организаций без предоставления суверенных гарантий Российской Федерации.
Россия отошла
от практики заимствований в целях
поддержки платежного баланса, когда
займы предоставлялись в
Деятельность по управлению портфелем проектов должна быть сосредоточена на закрытии старых проектов, совершенствовании отчетности и мониторинга, отказа от сложных соглашений о субзаймах. К числу новых направлений сотрудничества можно отнести развитие регионов, содействие в создании частно-государственных партнерств и помощь России в решении вопросов глобального и регионального значения.
Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые организации должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.
Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов.
Однако стоит отметить что Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными. В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.
В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода[12].
Анализ развития
мировой экономики показывает, что
программы Всемирного банка в
том виде, как он их формулировал,
не обеспечивали устойчивого и справедливого
развития экономики. В связи с
этим стало нарастать давление на
Банк. Неправительственные
В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.
Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2005 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.
Таким образом сотрудничество с международными финансовыми для России носит невыгодный характер и дальнейшей перспективой их отношений может служить пересмотрение эффективности своей деятельности международными финансовыми организациями и отказа от проамериканского их ориентирования[7,8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного
в работе анализа можно сказать,
что международные валютно-
Результаты взаимодействия
России с международными финансовыми
организациями неоднозначны. Внешние
заимствования, особенно у МВФ, не всегда
были эффективными и оправданными.
Полученные средства в большинстве
случаев использовались не для технологической
перестройки экономики, а для
покрытия бюджетного дефицита и обслуживания
государственного долга. В целом
проведенный анализ позволяет выделить
ряд проблем сложившегося сотрудничества
России с международными финансовыми
организациями, которые необходимо
учитывать в перспективе, в частности,
при совершенствовании