Международные финансовые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Международные финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые организации.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

Эти проекты  охватывают практически все сектора  экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.

Портфель реализованных  проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской  инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись  на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление  проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке  в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о  займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет[20].

К тому же вступление в силу почти всех действующих  проектов МБРР после утверждения  российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в  отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это  снижает эффективность использования  сравнительно дешевых кредитов МБРР.

Последняя Стратегия  ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе  сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического  взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической  ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических  реформ.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению  современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты  банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна  и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку  экономических реформ в России. В  ряде случаев МБРР участвует в  капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время членства России в МБРР Совет Директоров уже  одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США  на осуществление 45 проектов.[20]

Российская Федерация  является членом других, помимо МБРР, организаций  Всемирного банка. В декабре 1992 г. она  была принята в Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую  организацию в области долгосрочного  страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет  МАГИ весьма активно работает в России, что позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций. Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МАГИ способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МАГИ -- ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков -- позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

За десять лет  МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также  разработало бесплатную интерактивную  систему "Россия, Приватизация", которая  содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и  предоставляет маркетинговые услуги.

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную  финансовую корпорацию (МФК), которая  также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК утвердила  более двух десятков проектов, которые  затрагивают широкий спектр секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных  средств плюс 60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

Сотрудничество  с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией -- призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

В последние  годы отмечается активизация сотрудничества России с МБР не только путем непосредственного  членства в них, но и на основе договорных отношений (если это позволяют условия  деятельности данных организаций)[20].

В качестве примера  сотрудничества с МБР на этой основе рассмотрим опыт взаимоотношения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Северным инвестиционным банком (СИБ).

Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рассматривались  с середины 90-х годов. В соответствии с интересами и политикой ЕС этот Банк осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Основные его  задачи - предоставление займов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых регионов, модернизацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской деятельности в новых областях, а также осуществление  проектов, представляющих общий интерес  для нескольких государств-членов.

В марте 2001 г. на заседании министров экономики  и финансов стран Евросоюза (ЭКОФИН) было принято решение о возможности  финансирования проектов на территории РФ за счет средств ЕИБ на общую  сумму 100 млн. долл. При этом были определены следующие условия пре доставления  кредитов: экологическая направленность проектов и заинтересованность в  них стран ЕС, реализация проектов только в северо-западном регионе  России, обязательное участие в проектах ЕИБ других международных финансовых институтов, обязательное предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией обязательств по обслуживанию задолженности перед членами Парижского клуба и активное ее участие в борьбе с отмыванием денег. В настоящее время рассматривается возможность предоставления крупного кредита ЕИБ на проект "Строительство комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений" и инфраструктурные проекты в России.

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности  финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование  предоставленных им средств, что  способствует ускорению реализации проектов.

финансовых партнеров российского правительства и отечественных компаний занял Европейский банк реконструкции и развития. Следует отметить, что официально ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направлении его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор. В связи с этим Банк предоставляет средства на основе проверки надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений. Членами Банка являются не только 58 государств, но и Европейский союз и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение  инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными  ставками, длительными сроками и  льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически  во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика  и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.

География инвестиционных проектов ЕБРР широка - от Калининградской  области (проект улучшения водоснабжения  и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции - 85.6 млн. евро), чему способствует наличие  представительств Банка во многих регионах. В 2002 г. годовой объем обязательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме операций Банка возросла за год с 22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса.

За годы своей  деятельности Банк стал крупнейшим иностранным  инвестором в частный сектор нашей  экономики. По состоянию на конец 2002 г. в общем объеме его операций в рамках подписанных соглашений 81.3% приходилось на частный сектор и только 18.7% - на государственный. Одно из направлений деятельности ЕБРР - финансирование среднего и малого предпринимательства. Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс. долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов. За время своего существования ФПМБ выдал предпринимателям более 107 тыс. кредитов на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди его клиентов -предприниматели самых различных областей экономики - от владельцев мелких торговых точек до производителей высокотехнологичного медицинского оборудования.[16]

Одно из направлений  деятельности ЕБРР в России - приобретение им акций российских банков, в том  числе и региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет  способствовать, в частности, улучшению  расчетов по экспортно-импортным операциям. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе  Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку.

Некоторые программы  в России ЕБРР ведет совместно  с МБРР. Так, продолжается осуществление  проекта развития финансовых учреждений, который правительство Российской Федерации реализует за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расширится и улучшится набор предоставляемых  им услуг[16].

Сотрудничество  России с ЕБРР оказывает положительное  влияние на развитие частного сектора  российской экономики. Он осуществляет 
кредитование среднего и малого предпринимательства через свои 
специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым пре 
приятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие 
ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства 
и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов на российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору российской экономики.

2.3 Особенности  взаимодействия России с Парижским  клубом

Россия сейчас имеет дело с двумя группами кредиторов: официальные кредиторы, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Лондонский клуб.

В процессе распада  бывшего СССР кредитные линии, предоставленные  правительствами развитых стран  «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В  рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности  России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18-ю странами-членами  Парижского клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

Большая часть  межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных  СССР политических режимов в странах  третьего мира, т.е. предоставлялась  без сколько-нибудь серьезного анализа  платежеспособности заемщиков. Как  следствие, обязательства большинства  государств относятся теперь к разряду  сомнительной и даже безнадежной  задолженности. В рамках клуба у  России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности  Йемена. Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной  в соглашениях суммы. Членство России в Парижском клубе дает нам  хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами -- уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%[15].

Информация о работе Международные финансовые организации