Международные финансовые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Международные финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые организации.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

Международные финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений, для развития сотрудничества и обеспечения стабильности всемирного хозяйства[4, 364].

К таким организациям относятся:

Международный валютный фонд (МВФ) был создан на международной  валютно-финансовой конференции в  Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Штаб-квартира МВФ и МБРР находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).

Основные функции  МВФ:

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой  торговли

· кредитация

· стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ:

1) «способствовать  международному сотрудничеству  в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать  расширению и сбалансированному  росту международной торговли»  в интересах развития производственных  ресурсов, достижения высокого Уровня  занятости и реальных доходов  государств-членов;

3) «обеспечивать  стабильность валют, поддерживать  упорядоченные отношения валютной  области среди государств-членов»  и не допускать «обесценения  валют с целью получения конкурентных  преимуществ»;

4) оказывать  помощь в создании многосторонней  системы расчетов между государствами-членами,  а также в устранении валютных  ограничений;

5) предоставлять  временно государствам-членам средства  иностранной валюте, которые давали  бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах».

Высший руководящий  орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ». Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на сентябрь 2004 г. - около 2700 человек из более чем 140 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с мая 2004 г.) - Родриго Рато (Испания), его первый заместитель (с 2001 г.) - Энн Крюгер (США).[13]

Всемирный банк включает в себя две большие организации: Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) и Международную  ассоциацию развития (MAP). Помимо того, в группу Банка входят и другие организации: объединенная с МБРР, но юридически и финансово независимая от него Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Все вместе они носят название группы Всемирного банка. Штаб-квартиры Всемирного банка и связанных с ним организаций находятся в Вашингтоне (США)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ.

Со времени  создания Всемирного банка в 1944 году эта организация превратилась из одного учреждения в группу тесно  связанных между собой учреждений развития. На начальном этапе своего существования Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывал содействие в послевоенном восстановлении, а теперь вместе с  Международной ассоциацией развития (МАР) - одним из учреждений в составе  Группы Всемирного банка - способствует сокращению масштабов бедности в  глобальном масштабе.[6]

Реконструкция остается одним из важных направлений  деятельности Банка, учитывая задачи ликвидации последствий стихийных бедствий и постконфликтного восстановления, стоящие перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Однако мы существенно расширили масштабы своей деятельности. Теперь мы финансируем проекты в социальной сфере, способствуем сокращению бедности, облегчению бремени задолженности и повышению эффективности государственного управления. Главной целью нашей деятельности является сокращение бедности в глобальном масштабе.

Официальной целью  деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики  посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. В отличие  от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные - 15-20 лет.

Деятельность  МВФ и МБРР взаимно увязана, они  дополняют друг друга. При чем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Международная ассоциация развития (МАР создана  в 1960г.) предоставляет льготные беспроцентные  кредиты на срок 30-35 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает  лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров  из развитых стран в беднейшие  страны. Специфика деятельности МАР  заключается в координации деятельности МБРР и совместном кредитовании проектов.

Международная финансовая корпорация (МФК, создана  в 1956г.) стимулирует направление  частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста  частного сектора. Кредиты предоставляются  наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет[4].

Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988г.) осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет  функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие с Всемирным банком. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

МФК была создана  с целью мобилизации национального  и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся  странах. МФК кредитует также  государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные  компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитых развивающихся  странах, что связано с высокой  стоимостью кредитов[8].

МФК выполняет  ряд специфических функций: содействует  развитию предпринимательства в  малом бизнесе, оказывает содействие в управлении рисками, оказывает  техническую помощь частным фирмам, а также осуществляет информационную деятельность.

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в  уставной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных  финансовых рынках.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.

МАИГ как третий филиал МБРР служит такой специальной  цели, как поощрение инвестиций в  акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством  их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия  в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие  изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта  вследствие правительственного решения. МАИГ предлагает гарантии против перечисленных  некоммерческих рисков, консультирует  правительственные органы развивающихся  стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных  инвестиций, устраивает встречи и  переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет  необходимые информационные услуги.

Основной целью  МАИГ является поощрение иностранных  инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.

Особое место  среди международных валютно-кредитных  организаций занимает Банк международных  расчетов. На БМР по Уставу возложены  две основные функции: 1) содействовать  сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные  условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной  валюте или золоте. Специфика БМР  заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как  и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

Также нужно  упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом  деятельности Международного банка  экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.

Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его  Уставом - предоставление долго- и среднесрочных  кредитов, прежде всего для осуществления  мероприятий, связанных с международным  социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием  производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, создан в 1990г.) - местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в  государствах бывшего СССР, странах  Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в  пределах 15-150 млн. долларов.

Региональные  банки развития созданы в 60-х годах  в Азии, Африке, Латинской Америке  для решения специфических проблем  и расширения сотрудничества развивающихся  стран этих регионов[17].

 

2 СОТРУДНИЧЕСТВО  РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ  ОРГАНИЗАЦИЯМИ

2.1 Сотрудничество Российской  Федерации с МВФ

Российская Федерация  вступила в Международный валютный фонд в 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит  о признании МВФ статуса Российской Федерации как правопреемницы бывшего  СССР.

В январе 1992 г. Правительство  России официально обратилось в МВФ  за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.[13]

В июне 1993 г. МВФ  предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления - «Помощи системным  преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей  России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с  падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

Информация о работе Международные финансовые организации