Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа
В современных условиях все более значимым является рост взаимосвязей и взаимозависимостей мировых общественных процессов, отношений. Практически эти отношения проявляются в организации внешнеэкономической деятельности организаций, государства и его органов, международных экономических организаций. Следует отметить, что в основе развития экономических взаимосвязей разных стран лежат потребности обмена. Эти отношения вышли за рамки отдельных государств еще в древних цивилизациях, однако тогда они были случайными, нерегулярными. В основе их развития лежала не только экономическая необходимость, но и другие причины, такие как жажда открытий не известных ранее земель, поиск приключений.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
1 РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ В СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИК ……………………………………..
2 АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ИНСТИТУТАМИ ……………………………………………………………
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ИНСТИТУТАМИ …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...
Эксперты МВФ положительно оценивают успехи Беларуси в управлении экономикой в рамках текущей программы. Однако остаются значительные макроэкономические трудности, программа структурных реформ является очень сложной, сохраняются большие потребности в финансировании. Власти страны заявляют о том, что будет приветствоваться помощь со стороны Фонда, как в выявлении необходимых мер политики, так и в мобилизации поддержки этих мер. Следует отметить, что помощь МВФ требуется для содействия Беларуси в дальнейшем снижении и уязвимости к внешним шокам и переходе от модели роста, основанной на инвестициях, к модели, в большей мере, основанной на повышении производительности - за счет проведения коренных структурных реформ и очередных займов. [10,с.21].
Традиционно сотрудничество с Фондом продолжает реализовываться в сфере предоставления Республике Беларусь технического и консультационного содействия в области совершенствования подходов к формированию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, поддержанию финансовой стабильности. Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста. Миссия МВФ работала в Минске с 3 по 16 ноября 2010 года, и с 25 января по 2 февраля 2011 года. В последний раз эксперты Фонда работали над корректировкой макроэкономического прогноза для Беларуси с учетом соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП) и цен на нефть. В соответствии с договоренностями о создании ЕЭП Беларусь должна с начала 2011 года импортировать нефть из России без взимания российской стороной экспортных пошлин. Эксперты отметили, что Беларусь восстанавливается после мирового кризиса, однако сохраняются серьезные факторы уязвимости: необходимо сокращать дефицит счета текущих операций, а также расширения кредитования в рамках государственных программ. [13].
Миссия
фонда поддержала целесообразность
решения вопроса достижения Республикой
Беларусь в новой пятилетке
Конечно же, немаловажное значение в республике отдается изучению международных стандартов с целью приближения к ним. В связи с этим группа специалистов Всемирного банка представила 27 апреля 2010 года на семинаре в Минске отчет о соблюдении стандартов и кодексов в сфере бухгалтерского учета и аудита в Беларуси. В нем дана оценка состояния отчетности и аудита в Республике Беларусь с точки зрения мировой практики. Такая оценка является составной частью совместной программы ВБ и МВФ по подготовке отчетов о соблюдении стандартов и кодексов. Выступая на семинаре, руководитель центра ВБ по финансовой отчетности (CFRR) Джон Хегарти отметил, что одной из причин мирового кризиса стала утрата доверия: между банками, инвесторами, заемщиками, на межбанковском рынке. Компаний и стран друг к другу. Подорванным оказалось и доверие правительств к институтам, устанавливающим стандарты. Без прозрачности информации нет доверия, без него - кредитов, без кредитов - инвестиций, а без них - экономического роста. Таким образом, финансовая отчетность – неотъемлемый компонент финансового посредничества, инвестиций и устойчивого развития экономики. И если Республика Беларусь заинтересована в привлечении инвестиций, равноправном присутствии на мировых рынках товаров и капиталов, придется серьезно пересмотреть многие подходы к регулированию и методологии бухгалтерского учета и бухгалтерской профессии. [11,с.3].
При получении соответствующей правовой базы, новая структура наверстает потерянное время и поспособствует привлечению капиталовложений в республику, а также найдет хорошие руки для белорусских предприятий, намеченных к приватизации. [12, с.1].
В июле представительство Всемирного банка в Республике Беларусь провело в Минске конференцию - презентацию аналитических записок по вопросам экономической политики Беларуси, подготовленных группой экспертов ВБ в тесном сотрудничестве с межведомственной рабочей группой правительства. Среди участников конференции были представители Международного валютного фонда, Нацбанка, министерств экономики, финансов, промышленности, иностранных дел, Национальной академии наук, БСПН им. проф. М. Кунявского, исследовательского центра ИПМ. Здесь констатировалась необходимость совместного поиска в рамках подготовки пятилетней программы дальнейшего развития Беларуси, а также страновой стратегии ВБ для республики на 2011-2015 гг., новых приоритетов и новых источников долгосрочного экономического роста. [12,с.3].
Необходимо отметить, что золотовалютные резервы Беларуси в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились на 3%, и достигли 6,155 млрд. долларов США. В том числе в 2010 году валютные резервы страны увеличились на 11,8%, до 2,829 млрд. долларов США. Объем драгоценных металлов и камней в резервах увеличился в 1,6 раза, до эквивалента 1,803 млрд. долларов США. Прочие резервные активы в 2010 году сократились на 34,15 и составляют 1,523 млрд. долларов США. По состоянию но 1 февраля 2011 года золотовалютные резервы в национальном определении составили 5579,5 млн.долларов США. За прошлый месяц они сократились на 575,8 млн. долларов США, или на 9,4%. Снижение золотовалютных резервов является характерным явлением для января и наблюдается в течении всего периода расчета данных показателей. Основными причинами сокращения резервов является исполнение расчетов в иностранной валюте по обязательствам прошлого года, а также негативное влияние оказало падение цен на драгоценные металлы на мировых рынках (стоимость драгоценных металлов, находящихся в собственности Национального банка снизилась за месяц на 91,3 млн.USD). Таким образом, главной задачей государства является сбалансированность внешней торговли с положительным сальдо счета текущих операций платежного баланса Беларуси. [1, с.1,3].
Проводимая Правительством Республики
Беларусь политика преобразований,
создает реальные предпосылки для привлечения
и активного участия международных финансовых
институтов в данных процессах.
Республика Беларусь намерена и далее
последовательно развивать сотрудничество
с МВФ, Всемирным банком и ЕБРР с учетом
национальных интересов, исходя из понимания
того, что сотрудничество с международными
финансовыми структурами является неотъемлемым
условием быстрейшего реформирования
национальной экономики и интеграции
ее в мировую экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя изученный материал по теме «Формы и направления сотрудничества Республики Беларусь с международными финансово-кредитными институтами» можно сделать выводы о том, что действующие в настоящее время финансово-кредитные институты способствуют изучению и принятию мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики; с их помощью осуществляется межгосударственное финансовое и валютно-кредитное регулирование; производится совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики; обеспечивается стабилизация валют; устраняются торговые барьеры, что содействует широкому товарообмену между государствами; изыскиваются дополнительные к частному капиталы для развития технологического и экономического прогресса. Международные организации аккумулируют те функции, которые не в состоянии решать национальные государственные органы управления из-за отсутствия средств, опыта и знаний в данной области. Они финансируют долгосрочные социально-значимые проекты, в которых не заинтересованы частные финансовые структуры на национальном и международном уровнях по причине их большой затратности и невысокой финансовой отдачи.
Взаимоотношения Республики Беларусь с международными финансово-кредитными институтами определяются получением кредитных ресурсов, технической помощью, сотрудничеством со странами-участницами в целях ориентации их политики развития на более эффективное использование ресурсов при поощрении большей взаимодополняемости их экономик и расширения внешней торговли.
За период сотрудничества с международными финансово-кредитными организациями, Республика Беларусь осуществила ряд крупных проектов, в том числе "Электросвязь Беларуси", "Создание в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции", "Модернизация Оршанской ТЭЦ", "Реконструкция автодороги М1/ЕЗО Брест - Минск-граница Российской Федерации".
С 2001 года в рамках программы микрокредитования
государство получило финансовые средства
на реализацию мелких проектов, общее
количество которых составило 157 субпроектов,
в том числе 52-для индивидуальных предпринимателей.
Ряд проектов осуществлялось без привлечения
государственных гарантий. Так, ЕБРР стал
крупнейшим акционером банка "Приорбанк"
ОАО с пакетом акций в 27% на сумму 2,75 млн.
ЭКЮ и одним из совладельцев СП ЗАО "Милавица"
с пакетом акций в 12,68% от уставного капитала
на сумму около 1млн. долларов США. Так
за период сотрудничества с Республикой
Беларусь ЕРББ профинансировал 33 проекта
на 550,7 млн.евро.
В рамках Программы содействия
внешней торговле в 2000 году были подписаны
соглашения с "Приорбанк" ОАО и ОАО
"Белвнешэкономбанк" в размере 1 млн.
долл. США каждый. В дальнейшем сумма кредитной
линии для "Приорбанка" была поэтапно
увеличена до 5 млн. долл. США. [13].
В 2001 году было подписано новое кредитное соглашение с Всемирным банком по проекту "Модернизация инфраструктуры в социальной сфере», финансирование которого рассмотрено в приложении А. В рамках проекта были реализованы энергосберегающие мероприятия в школах, детских садах, больницах, поликлиниках, домах-интернатах и других объектах социальной сферы (всего более 600 объектов).
Оценивая результаты реализации программы стэнд-бай, необходимо отметить, что она сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 – начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, поддержать уверенность инвесторов и домашних хозяйств.
Необходимо отметить, что за годы сотрудничества с МВФ, ВБ, ЕБРР Беларусь не смогла максимально использовать услуги этих крупнейших международных финансовых организаций. Другие страны с переходной экономикой региона Европы и Средней Азии реализовали большее количество их проектов. Помощь международных организаций не может полностью удовлетворить потребность республики в иностранных инвестициях, которая по последним расчетам составляет несколько миллиардов долларов США.
Тем не менее, роль отношений страны
с международными кредитно-финансовыми
организациями велика: инвесторы во
всех странах ориентируются на мнение
Международного валютного фонда и Всемирного
банка для определения состояния инвестиционного,
экономического и законодательного климата
в стране. Кроме того, проекты Всемирного
банка в настоящее время полностью или
частично направлены на создание или
улучшение базовой инфраструктуры экономики,
улучшение системы государственного управления,
образования необходимых рыночных условий,
улучшение системы социальной защиты
и т.д. Такой подход позволяет получить
большой экономический эффект на долгие
годы и (в лучшем случае) создает базу для
дальнейшего устойчивого развития страны
за счет собственных ресурсов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 О создании государственного учреждения Национальное агентство инвестиций и приватизации. Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. №273 //Экономическая газета.-2010-№40.-С.1.
2 Верба, Е.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: учеб.пособие /Е.В.Верба, Н.Е.Заяц, К.В.Рудый. - Минск: БГЭУ,2003.-117 с.
3 Жук, И.Н. Международные финансы: учеб.пособие /под ред. И.Н.Жук .- Минск: БГЭУ,2001.-149 с.
4 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб.пособие /под ред. Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко.- Минск: БГЭУ,2005. -351 с.
5 Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник/под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ,2003.-507 с.
6 Пашуто, В.П. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / В.П. Пашуто, О.В. Пашуто.- Минск: «ИВЦ Минфина»,2009.-258 с.
7 Плотницкий, М.И. Мировая и внешнеэкономическая деятельность. : учеб.пособие /под ред. М.И.Плотницкого, Г.В. Турбан - Минск.: «Современная школа»,2006.-579 с.
8 Савчук, Т.К. Финансирование и кредитование инвестиций: учеб. пособие/ Т.К.Савчук.- Минск: БГЭУ,2009.-121 с.
9 Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учебник/ В.И.Тарасов.- Минск: «Мисанта»,2003.-567 с.
10 Зенько, Н.Евразийский банк развития в Беларуси. /Н.Зенько//Экономическая газета.-2010-№49.-С.21.
11 Фадеев, В.Таможенный союз: нюансы международного и национального права. /В.Фадеев//Экономическая газета.-2010-№49.-С.1,3.
12 Григорьева, А. Устойчивость к шоку за счет займов и реформ. /А.Григорьева/Экономическая газета.-2010-№27.-с.1,3.
13 Сайт компании «Файненшл Бридж»: раздел «Экономика» [Электронный ресурс].
Инвестор | Сумма, млн. долларов США |
Правительство Республики Беларусь | 17,8 |
Всемирный банк | 22,6 |
Сумма проекта | 40,4 |
Информация о работе Международные финансово-кредитные институты