Международные финансово-кредитные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях все более значимым является рост взаимосвязей и взаимозависимостей мировых общественных процессов, отношений. Практически эти отношения проявляются в организации внешнеэкономической деятельности организаций, государства и его органов, международных экономических организаций. Следует отметить, что в основе развития экономических взаимосвязей разных стран лежат потребности обмена. Эти отношения вышли за рамки отдельных государств еще в древних цивилизациях, однако тогда они были случайными, нерегулярными. В основе их развития лежала не только экономическая необходимость, но и другие причины, такие как жажда открытий не известных ранее земель, поиск приключений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
1 РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ В СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИК ……………………………………..
2 АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ИНСТИТУТАМИ ……………………………………………………………
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ИНСТИТУТАМИ …………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Обязательным условием кредитования проекта является наличие доли участия в нем средств самого кредитополучателя в размере не менее 30% стоимости проекта. Внутренняя норма доходности проекта должна не менее чем в 1,3 раза покрывать причитающиеся выплаты долга (т.е. иметь коэффициент покрытия задолженности 1,3 и более). Важно, чтобы проект генерировал больше ресурсов, чем составляет плата за кредит. Бизнес-план инвестиционного проекта должен быть очень подробным и детальным. [3,с.76].

    Для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору кредитополучателем могут использоваться такие способы, как гарантии, поручительства  третьего юридического лица, залог имущества кредитополучателя, гаранта или поручителя на сумму не менее 120% стоимости кредита. Необходимое условие - соответствие кредитуемого проекта местным и международным правилам охраны окружающей среды.

     Для рассмотрения вопроса о выделении инвестиционного кредита в банк представляются следующие документы:

-заявка  – ходатайство  с указанием  испрашиваемой суммы, срока и  цели использования кредита;

-анкета  клиента установленной формы;

-бизнес-план  с описанием проекта и приложением договоров и контрактов,

заключенных в  рамках проекта;

-нотариально  заверенные копии устава и  учредительного договора;

-документы,  отражающие финансовое состояние  предприятия;

-документы  в обеспечение возврата кредита,  банковские гарантии, поручительства (гарантии) третьих юридических лиц, договоры залога собственного имущества или недвижимости, документы о залоге денежных средств, размещенных в банке и др.

     После качественного и количественного анализа документов и принятия решения о предоставлении кредита между банком и кредитополучателем заключается кредитный договор, на основании которого осуществляется кредитование кредитополучателя по общеустановленной схеме.

     В 2001г. в республике была открыта кредитная линия для реализации Программы микрокредитования в целях поддержки белорусского малого бизнеса. В рамках этой линии уполномоченные банки осуществляют кредитование малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, обращающихся за кредитами на финансирование как инвестиционных проектов по развитию производства и строительства, так и текущей деятельности и торговых операций. Кредит выделяется им, как правило, в ограниченной сумме на срок до 18 месяцев и с предоставлением отсрочки выплаты по основному долгу на два месяца. По таким кредитам предусмотрена упрощенная процедура их документального оформления и предоставления.

     Внешний государственный долг Беларуси за 2010г. увеличился на 22,8% ( за декабрь рост составил 1,7%)  и составил 9,7 млрд. USD на 01.01.2011г. Такой  размер долга находится в рамках установленного лимита на минувший год- 11 млрд. USD. В том числе возрос в 2,2 раза, до 7,779 млрд. USD объем кредитов,  привлеченных резидентами под гарантии правительства, уменьшились до 112,6 млн.USD со 130 млн.USD годом ранее.[13].

     По оценке Министерства финансов Республики Беларусь, показатели кредитоспособности по внешнему госдолгу (рассчитанные по нормативам, рекомендуемым МБРР) свидетельствует о том, что Беларусь относится к группе стран со средним уровнем задолженности. Так отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг возросло до 32,5% с 10% на 01.01.2009 г.  Отношение внешнего госдолга к ВВП увеличилось до 16,5% против 6,4% на начало 2009г.  При этом отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг составило 1,3% против 1% на  01.01.2009г. [11, с.1].

     Решение вопросов о кредитах  для Республики Беларусь зависит, прежде всего, от качества экономических программ, реформ, их соответствия мировым стандартам  и хода воплощения этих программ.

     На займы международных финансовых  организаций ( МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего госдолга страны, на  займы иных иностранных кредитов -60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле составляют займы МВФ ( 36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные-9,4%.

     В апреле  2010г. в Беларусь  поступил последний транш кредита  МВФ в размере 700 млн.USD, которым была закрыта программа stand-by общей стоимостью 3,5 млрд.USD. Несмотря на оказанную фондом помощь дефицит счета текущих операций платежного баланса и уровень резервов требуют привлечения внешнего финансирования для поддержания макроэкономической стабильности. В докладе МВФ данного периода позитивно оценивалась экономическая политика белорусского правительства. Однако Фонд напомнил о том, что прогресс в области структурных реформ - залог устойчивого экономического роста, и что только в среднесрочной перспективе возобновление либерализации в экономике позволит стране восстановить высокие темпы развития, сократить дефицит счета текущих операций, создать достаточный уровень резервов. Именно в связи с этим Президент Республики Беларусь 25 мая 2010 года подписал Указ №273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации».[11,с.1].  Создание такого агентства было обещано МВФ в рамках условий реализации программы stand-by. В 4-м апрельском обзоре МВФ специалисты Фонда выразили обеспокоенность тем, что приверженность властей к проведению мер по приватизации ослабевает, хотя именно она имеет важное  значение для развития частного сектора и содействия прямым иностранным инвестициям.

     В настоящее время Всемирным банком в Республике Беларусь реализуется 4 проекта, направленные на повышение энергоэффективности, качества систем водоснабжения, эффективности обращения с отходами и улучшением инфраструктуры в районах, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 250 млн.долл. США. Также необходимо отметить, что 19 ноября в Минске было подписано соглашение о предоставлении Беларуси займа на 150 млн. долл. США. Средства пойдут на проект «Усовершенствования и модернизацию автомобильной дороги». Целью этого проекта является содействие в развитии транспортной инфраструктуры стратегического транзитного коридора и введение электронной системы оплаты дорожных сборов, заем предоставлен Всемирным банком на 15 лет с отсрочкой выплаты основной суммы в течении 5 лет. Реализация проекта начнется в марте 2011 года и займет 4 года.

     Беларусь имеет успехи в экономическом  развитии, сравнительно невысокую  инфляцию, структуры инновационной  и инвестиционной деятельности. Однако  на фоне возросшего  за последние годы инвестиционного потенциала эффективность вложений и масштабы их привлечения не в полной мере соответствуют целям развития республики. Именно поэтому, приняв решение, Беларусь оплатила свою долю в уставном капитале Евразийского банка развития (ЕАБР), перечислив 15 млн.USD, и стала пятым полноправным участником банка. Евразийский банк развития - международная финансовая организация, учрежденная Россией и Казахстаном в январе 2006 г. с целью содействия развитию рыночной экономики государств - участников стран ЕврАзЭС, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает 1,5 млрд. USD. В соответствии с учредительными документами ЕАБР открыт для вступления государств и международных организаций, которые становятся его участниками на основании решений совета банка после их присоединения к соглашению об учреждении ЕАБР и оплаты приобретаемых акций банка. В 2008 г. Совет ЕАБР, рассмотрев обращение Беларуси, наряду с обращением Таджикистана и Армении, одобрил их вхождение в состав участников банка. В феврале 2009 г. Беларусь официально присоединилась к соглашению об утверждении ЕАБР. Как сообщалось в пресс-релизе, 17.06.2010 г. В Санкт-Петербурге правительство Беларуси и ЕАБР заключили соглашение об условиях пребывания банка на территории республики, которое определяет его иммунитеты и привилегии как международной финансовой организации. Соглашение позволяет банку открыть представительство в Минске, а также более активно приступить к проработке инвестиционных проектов в республике. В настоящее время ЕАБР проводит экспертизу ряда крупных инвестиционных проектов в Беларуси, соответствующих его миссии и стратегии. Один из них - проект финансирования строительства Полоцкой ГЭС на реке Западная Двина на сумму около 100 млн. USD. [10, с.21].

     Международная кредитная помощь хотя и играет важную роль, но она может быть лишь дополнением к усилиям страны, к ее бережливости, инвестициям в инфраструктуру, расширению производительной сферы экономики, сокращению непроизводительных бюджетных затрат. В Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. иностранному финансированию отведено немаловажное значение. Необходимо при этом помнить о том, что получение кредитных линий должно быть поддержано экономическими реформами, другими мерами со стороны заемщика, в частности, направленными на укрепление платежного баланса, сокращение внешнего долга, увеличение инвалютных резервов, укрепление курса валюты. Главными же задачами системы управления внешним долгом являются: обеспечение национальной системы экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития; осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны по обслуживанию своего внешнего долга [2,с.59].

     Исходя, из имеющихся у Республики Беларусь обязательств можно сделать вывод, о том, что внешний долг формируется государством исходя из потребностей, но с учетом реально выполнимых требований, предъявляемых финансово-кредитными организациями.

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ       ИНСТИТУТАМИ 

     Анализируя 2010г., следует отметить, что ситуация в экономике Беларуси осложнялась отрицательной динамикой платежного баланса. Именно в этот период, негативных факторов на валютном рынке и в области курсообразования национальной валюты удалось избежать лишь благодаря заимствованиям у МВФ. В настоящее время потребность  в значительном  внешнем финансировании также сохраняется. Для привлечения прямых иностранных инвестиций правительством  было принято решение о проведении белорусского инвестиционного форума во Франкфурте – на - Майне (ФРГ) 19 ноябре 2010 года. Результатом Белорусского информационного форума стало подписание 20 инвестиционных соглашений на общую сумму в 2,7 млрд.долл. США. Одним из крупных проектов станет строительство нового листопрокатного завода в Жлобине совместно с итальянской компанией. Предполагаемый объем инвестирования 0,6-1 млрд.евро. Достигнута договоренность о создании еще одного производства стекла в Гомеле. Помимо крупных проектов облисполкомами и министерствами были подписаны соглашения на меньшие суммы, тем не менее они также дадут развитие экономике Беларуси. Следует отметить, в 2011 году согласно закону о бюджете страна собирается осуществлять новые заимствования на 2,1 млрд.долл. США. Кроме того, не исключен и сверхурочный выпуск облигаций. Президент Республики Беларусь специальным Указом № 527 от 09.10.2010 года уполномочил Совет министров на размещение в 2010-2011 годах государственных облигаций на сумму до 15 млрд. руб. сроком на 5 лет. И 19.01.2011 года Республика Беларусь завершила размещение еврооблигаций на сумму 800 млн.долл. США c купоном 8,95% и погашением в 2018 году.

   Существует мнение экспертов МВФ и правительства, о том, что одной из ключевых проблем пополнения бюджета Беларуси в 2010 году стал нефтяной конфликт с Россией. Потери были связаны с недополучением  бюджетом средств от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, из-за этого издержки госбюджета оцениваются в 5 трлн.руб. Правительство пыталось компенсировать такую потерю за счет сокращения производства в нефтепереработке при повышении его эффективности, отмены субсидий на экспорт нефтепродуктов и таможенных пошлин на экспорт их и нефти. Оптовые цены на топливо повысить на 7%. В совокупности это сократило потери бюджета на 3,8 трлн.руб. Кроме того,  повысились ставки акцизов на табак и алкоголь на 10%, что дополнительно принесло в бюджет 120 млрд. руб, отчисления в инновационные фонды, что добавило еще 350 млрд. руб, а также налоги на сырьевые отрасли (еще 600 млрд. руб). Снижение налоговой нагрузки не рассматривалось. С помощью вышеуказанных мер правительство надеялось сдержать дефицита бюджета на сумму 2,7 трлн. руб. (1.75% ВВП). При этом рассматривались и такие меры, как: рост фонда оплаты труда в отраслях был ограничен 11%, а зарплата бюджетникам и пенсии были повышены. Для снятия дополнительного давления на платежный баланс планировалось сохранять рост кредита в экономике на уровне 15%. Чистое кредитование госпрограмм не  превысило 2,3 трлн. руб.  ( в 2009 г.-4.6 трлн.). В итоге дефицит счета текущих операций платежного баланса по мнению экспертов МВФ  в  2010 году составил 16% ВВП. Правительство рассчитывает, что на основе социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011 год, рост ВВП прогнозируется на уровне 109-110%. В 2010 году рост ВВП составил 7,6%. Рост экспорта в 2011 году сложится на уровне 116-116,4%, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9-9% к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долл. США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику в объеме 6,4 млрд. долл. США, а также выравнивание ситуации во внешней торговле товарами и услугами за счет повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.[13].

     В целом  макроэкономическая стабильность должна обеспечить не столько техническая помощь, сколько проведение структурных реформ, направленных на стимулирование частной инициативы, сокращение вмешательства государства в экономическую деятельность, проведение приватизации. Именно оживление в частном секторе способно повысить рост ВВП до 6-6,5% и одновременно уменьшить дефицит счета текущих операций примерно до 5%. В шкале ценностей, на которую предлагает ориентироваться МВФ, также замена основного источника роста экономики: им должно стать повышение производительности, а не  капиталоемкости. В списке реформ на ближайшие 3 года: приватизация, отказ от целевых показателей для экономики и предприятий, их замещение индикативными показателями, ориентированными на рентабельность, либерализацию зарплат, реформу рынка труда, финансового сектора, налоговая реформа, рационализация расходов [11,с.1].

Информация о работе Международные финансово-кредитные институты