Международное кредитование и финансирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности международного кредита, его функций и форм.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Обосновать роль международного кредита в экономике стран мира
Раскрыть понятие, функции и формы международного кредитования;
Выявить проблемы, возникающие в процессе международного кредитования;
определить место в международном кредитовании занимает Россия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование международного кредитования………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность и правовая база международного кредита…………………………………………………………………..……….5
1.2 Виды и формы международного кредита………………………….…..9
1.3 Условия международного кредита……………………………………..14
1.4 Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования…………………………………………………………………..16
2 Кредитование и финансирование России на международном рынке……………………………………………………………………………20
2.1 Тенденции внешних заимствований России……………….………..20
2.2 Приток финансовых ресурсов в России………………………………23
3. Пути развития международного кредитования для России………29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 101.89 Кб (Скачать)

    Стоимость кредита. Структура стоимости кредита следующая:

    1. договорные (процентный период, уровень номинальных и реальных процентных ставок и банковских комиссий);
    2. скрытые (повышение цен на товары, принудительные депозиты, требования обязательного страхования, завышение банковских комиссий)

    При проведении кредитования операций банковским консорциумом заемщик выплачивает  единовременную комиссию за управление банку-менеджеру (до 0,5% суммы кредита), за переговоры, а также другим банкам за участие (0,2 – 0,5%). Выделяют виды комиссий: (Схема 2) [6]

    Схема 2

    Виды  комиссий

    

    Хотя  международный кредит в известной  мере развивается обособленно от внутреннего, а процентные ставки по нему не формируются непосредственно на базе процентов по внутреннему кредиту, в конечном счете «цена» международного кредита (как и интернациональная цена производства) базируется на процентных ставках стран - ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии. Также на процентные ставки по международному кредиту влияют такие факторы, как: валютно-финансовое, экономическое и политическое положение в стране заемщика; источники кредитов; срок кредита; темп инфляции; состояние мирового и национальных рынков ссудных капиталов и другие.

     1.4 Проблемы, возникающие в процессе международного кредитования

     Мировая задолженность: причины  и последствия. Механизм урегулирования внешней  задолженности

    Те  страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению,  т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.

    Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет  о невозможности выплачивать  свой внешний долг или об аннулировании  долга. Добиться от должника погашения  своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает  суверенный экономический агент, нередко  правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства  нарушают равновесие международного рынка  кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные  нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой  задолженности.

    Появлению кризиса внешней задолженности  обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические. [7]

    Структурные — связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны-заемщика. Это общий спад производства или отрицательный внешний шок; трудности в урегулировании платежного баланса из-за ухудшений условий торговли; снижение притока долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, рост объемов краткосрочных кредитов на рыночных условиях; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации; утрата доверия стране у иностранных кредиторов вследствие роста ее аккумулированного долга и соответствующее уменьшение внешнего кредитования.

    Специфические факторы  чаще всего связаны с депрессивным состоянием экономики многих стран мира, вызванных структурными, финансовыми и (или) циклическими кризисами. Например, долговой кризис  
1980-х гг. был вызван относительным избытком банковского капитала, многократным ростом цен на нефть в 1974, 1979–1980-х гг. и увеличением дефицита платежного баланса нефтеимпортирующих стран, особенно развивающихся; переносом ТНК в развивающиеся страны ряда производств, вызвавших подъем инвестиционного спроса; стимулированием увеличения спроса, в связи с низкими учетными ставками займов и др..

    В нормальных условиях внешний долг обслуживается  за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Иногда для своевременного погашения задолженности страна наращивает экспорт и сокращает  расходы на импорт. Если это невозможно сделать, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований  ведет к росту процентных ставок по кредитам, увеличению расходов на обслуживание долга. Возникает круг. Разорвать  его странам с высоким уровнем  задолженности можно только обратившись  к стабилизационной программе МВФ, которая предполагает: [8]

  • отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;
  • снижение обменного курса местной валюты;
  • проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов и увеличения налогов и цен, отказ от индексации ставок заработной платы, поощрение свободы рынков;
  • открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

      Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

       В целом, растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта. [9]

       Развитие  кризиса долговой ситуации противоречит интересам не только стран-должников, но и кредиторов. В кризисных странах  оказалась замороженной большая  часть вложений ТНБ. Уменьшение валютных поступлений развивающихся стран  привело к сокращению сбыта товаров  промышленно развитых стран, поэтому  интенсифицировались усилия должников  и кредиторов, направленные на поиск  эффективных способов решения долговой проблемы. К настоящему времени сложилась  комплексная система урегулирования внешней задолженности стран, испытывающих трудности с обслуживанием долговых обязательств.

       Центральную роль в решении проблемы внешней  задолженности выполняют международные  валютно-кредитные организации. МВФ  для каждого должника разрабатывает  стабилизационную программу. С принятием  этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным  государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба. [10]

       Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению  к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка  все страны-члены  подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит  от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

       Такая дифференциация позволяет разрабатывать  меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями  заемщиков.

       В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и  кредиторов от необходимости вести  переговоры ежегодно. Она дает временное  облегчение должникам, ежегодные платежи  снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его  погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых  кредитов.

    Таким образом, разнообразие форм международного кредитования позволяет государству  выбрать более приемлемую форму  кредита исходя из целей кредитования, т.к. у каждого вида имеются свои недостатки и преимущества. Для этих целей необходимо учитывать условия и правила международного кредитования. Исходя из проблем международного кредитования, мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений. 
 
 
 
 
 

  1. Международное кредитование России

    2.1 Тенденции внешних  заимствований в России

    В России в условиях переходного периода  к рыночной экономике возлагались  большие надежды на приток внешних  ресурсов. Они рассматривались в  качестве стимула инвестиционного  процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти  иллюзии. Внешние факторы сыграли  негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав необходимость сбалансированного  подхода к привлечению внешних  ресурсов, их эффективному использованию.

    В СССР внешние ресурсы поступали  в форме банковских, а также  экспортных кредитов, которые предоставляли коммерческие банки и экспортно-импортные банки.

    В 1995 г. на кредиты МВФ приходилось  свыше 70% поступающих в Россию внешних ресурсов (нетто-поток); на прямые инвестиции - 1/4. Приток ресурсов по другим частным каналам был ограничен. Подобная структура отражала кризисное состояние российской экономики, а также слабую интегрированность России в мировой рынок капиталов. [6]

    В 1996 г. происходит резкий рывок России в направлении интеграции в мировой  финансовый рынок.

    С 1996 г. МФК (Международная Финансовая Корпорация) признает Россию в качестве страны с развивающимся финансовым рынком, отслеживает процессы на ее фондовом рынке, публикует необходимые для инвесторов сведения.

    Однако  удельный вес государства в качестве заемщика пока очень высок. В первом полугодии 1998 г. на долю государственного сектора приходится 61 % внешних ресурсов, нефинансовых предприятий - 29%, банковского сектора - 10%. Это свидетельствует о том, что преобладающая масса внешних ресурсов используется неэффективно на финансирование бюджетного дефицита. Достигший в 1997 г. 43 млрд долл. приток внешних ресурсов (около 13% ВВП) был не в состоянии переломить тенденцию к сокращению капиталовложений. Россия совершила ту же ошибку, что и другие страны с развивающимися рынками, оказавшиеся в состоянии финансового кризиса, - широко и поспешно открыла свой финансовый рынок. [8]

    В короткой истории международных  кредитно-финансовых отношений современной  России можно выделить несколько  этапов.

    Первый  с 1992 г. до 1995 г. включительно. В это  время Россия была слабо интегрирована  в мировой финансовый рынок, и  ресурсы поступали преимущественно  в форме официального финансирования.

    Второй этап - период активной интеграции государственных и частных институтов в мировой финансовый рынок. Но уже в конце 1997 г. обозначились первые признаки глобального кризиса, кульминация которого наступила 17 августа 1998 г.

    Третий  этап - глобальный кризис и выход  из него (1998-2000 гг.) после завершения в 2000 г. реструктуризации российского долга Лондонскому клубу. 6 октября 1997 года Россия подписала с Лондонским клубом кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Долг в 24 млрд. долларов реструктурируется на 25 лет, а выплата начинается с 2002 года равными долями. [6]

    Четвертый этап международных кредитно-финансовых отношений России относится к началу 2000-х гг. Благодаря начавшемуся экономическому росту они приобрели стабильность, международный кредитный рейтинг России повышается. Роль официального финансирования сведена на нет. Внешние ресурсы стали активно привлекаться главным образом частными заемщиками, государство прибегает к ним в ограниченных дозах и регулярно погашает свой внешний долг.

    Пятый этап международных кредитно-финансовых отношений России относится к началу 2000-х гг. Благодаря начавшемуся экономическому росту они приобрели стабильность, международный кредитный рейтинг России повышается. Внешние ресурсы стали активно привлекаться главным образом частными заемщиками, государство прибегает к ним в ограниченных дозах и регулярно погашает свой внешний долг. В начале 2000-х гг. государство резко ограничило свои международные заимствования, стремясь сократить суверенный внешний долг. Но одновременно активизировался выход частных субъектов на мировой финансовый рынок с использованием различных методов (привлечение прямых и портфельных инвесторов, эмиссия долговых обязательств, привлечение банковских кредитов).

    К началу 2000 г, государственный внешний  долг России составил более 158 млрд. долл. В последующие годы он снижался, и был равен 113,4 млрд. долл. в ноябре 2004 г. [10]

Информация о работе Международное кредитование и финансирование России