Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 5
1.2. Система государственного финансового контроля. 14
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 17
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России. 29
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России(на примере Камчатского края). 29
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля. 34
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации. 36
Заключение. 40
Список литературы. 41
Вместе с тем эффективное управление невозможно без действенного контроля, в том числе финансового, который играет особо важную роль в регулировании экономических и общественных процессов. От того, насколько качественной и своевременной будет информация, предоставляемая таким контролем, во многом зависит обоснованность финансово-хозяйственных, экономических, а нередко и политических решений. Причем важно осуществлять не дискретный контроль, а сплошной, в отношении всех регионов России. С этой точки зрения именно развитие дальневосточных регионов могло и может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.
Так, еще в мае 1998 года участники парламентских слушаний «О финансировании мероприятий по обеспечению завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза» отмечали, что средства, выделяемые государством на завоз в районы Крайнего Севера, хотя и составляют одну из крупных статей расходов бюджета, являются одним из важных факторов поддержки экономики государства, обеспечения безопасности и повышения его общенационального значения. Этот факт сам по себе является подтверждением необходимости государственного контроля над бюджетными средствами.
В
то же время вся система
Подводя итог, отмечу, что создание целостной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, построенной исключительно на условиях вертикали и на единых принципах, – это залог национальной безопасности России в будущем. Применительно к Камчатке, исходя из вышеизложенного, исторического опыта и современной ситуации – вертикальная модель построения государственного финансового контроля, по сути, единственно приемлемый вариант, обеспечивающий позиции России в этом периферийном регионе. Эффективный государственный финансовый контроль как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать подрыв экономического суверенитета государства, целостности и единства финансово-экономического политики и пространства.
Создание
действенной системы
2.2.
Оценка эффективности
Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части.
Конечный
результат, т. е. совокупность объективных
последствий финансового
Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.
Критерий
действенности финансового
Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.
Структура
эффективности финансового
Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
- социальный эффект;
- организационный эффект;
- экономический эффект.
Социальный
эффект финансового контроля проявляется
в том, что по его результатам
применяются меры к лицам, допустившим
нарушение финансового
Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры федеральной исполнительной власти, в результате повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые для экономики, повышается оперативность управления.
Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.
Промежуточная
эффективность деятельности органа
государственного финансового контроля
— это соотношение
Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:
, (1)
где
Ээф — экономическая
Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:
, (2)
где Эб — средства, возвращенные на бюджетные счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля.
Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля рассчитывается по формуле:
(3)
2.3.
Совершенствование
Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами - государственного финансового контроля. Адекватная система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями а экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.
Для
решения этих задач необходима реализация
целого комплекса мероприятий по
совершенствования
· создание системы государственного финансового контроля
·
формирование нормативно-правовой и
методической базы аудита эффективности
использования бюджетных
· повышение роли государственного финансового контроля с сфере обеспечения финансовой безопасности государства
Создание системы государственного финансового контроля. Одним из направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы - бюджетного контроля. В этой связи необходимо:
·
привести теоретическую и
· разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов
· реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.
· организовать адекватную информационную инфраструктуру
·
повысить уровень материально-
Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля. В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами.