Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 5
1.2. Система государственного финансового контроля. 14
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 17
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России. 29
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России(на примере Камчатского края). 29
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля. 34
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации. 36
Заключение. 40
Список литературы. 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

      - контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

      - контроль за состоянием государственных  финансов и бюджетной системы  в целом, а также представление  оперативных отчетов об исполнении  федерального бюджета высшим  органам законодательной и исполнительной власти;

      - контроль (совместно с Банком  России) за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации;

      - контроль за государственными (федеральными) внебюджетными фондами и финансовыми  отношениями между ними и федеральным бюджетом.

      Для взимания налогов в соответствии с Законом РСФСР «О государственной  налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 года был создан специальный орган  государственного финансового контроля - Государственная налоговая служба Российской Федерации и государственные налоговые инспекции (ГНИ) по областям, краям и республикам, а также городам и районам (ныне Министерство Российской Федерации по налогам и сборам).

      Госналогслужба  России была образована не на пустом месте, а на базе соответствующих подразделений (по государственным доходам) Министерства Финансов России, региональных и местных финансовых органов. Имея опытные кадры и налаженную систему работы Государственная налоговая служба Российской Федерации, конечно же, могла бы осуществлять государственный финансовый контроль намного лучше и эффективнее, но для ее более успешной работы надо сначала улучшать общую экономическую ситуацию в стране.

      Главная задача Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и ее органов  на местах - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

      В компетенцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и ее органов на местах попадает все, что по закону облагается налогами, и все, кто по закону обязан их платить.

Должностные лица налоговых органов имеют  право:

      - проверять все документы, связанные  с исчислением и уплатой налогов,  и получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

      - обследовать любые используемые  для извлечения доходов (прибыли)  либо связанные с содержанием  объектов налогообложения помещения  налогоплательщиков. В случае отказа  физического лица допустить должностных  лиц налогового органа к обследованию указанных помещений или не предоставления им необходимых для расчета налогов документов облагаемый доход определяется налоговыми органами, исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской деятельности;

      - приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях не предоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

      - налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также  финансовых органов административные штрафы в случаях невыполнения указаний налоговых органов;

      - изымать у налогоплательщиков  документы, свидетельствующие о  сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных  объектов от налогообложения,  с одновременным производством  осмотра документов и фиксацией их содержания;

      - получать без оплаты от всех  юридических лиц данные, необходимые  для исчисления налоговых платежей  плательщиков.

      Кроме того, должностные лица налоговых  органов при выявлении нарушений  налогового законодательства, за которые виновные подлежат привлечению к административной ответственности, помимо отражения этих фактов в актах проверки, составляют протоколы об административном правонарушении. А руководители государственных налоговых инспекций принимают постановления о наложении административного штрафа на должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налогового законодательства.

      Для усиления роли и авторитета Государственной  налоговой службы Российской Федерации (ныне Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам), ее руководителю был придан статус Министра Российской Федерации и напрямую ему переподчинена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которой ныне нет).

      В России существуют и ряд других специализированных органов государственного контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.

      Например, для осуществления государственного контроля в сфере страхования  в 1992 году была образована Федеральная  служба Российской Федерации по надзору  за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 года.

      «Положение  о Федеральной службе Российской Федерации по надзору за страховой  деятельностью», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 353, гласит, что Росстрахнадзор выполняет следующие основные функции:

      - выдает страховщикам лицензии  на осуществление страховой деятельности;

      - ведет единый Государственный  реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;

      - осуществляет контроль за обоснованностью  страховых тарифов и обеспечением  платежеспособности страховщиков;

      - устанавливает правила формирования  и размещения страховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности по страховой деятельности;

      - разрабатывает и утверждает нормативные  и методические документы по  вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения  всеми юридическими и физическими  лицами.

      В связи с ликвидацией Росстрахнадзора  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года, ныне эти функции переданы Министерству Финансов России.

      Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года была создана специальная государственная структура - Российская финансовая корпорация.

      Российская  финансовая корпорация является государственным  предприятием, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Основными ее задачами являются:

      - проведение конкурсного отбора  и экспертизы инвестиционных  проектов, осуществляемых за счет  централизованных финансовых и  кредитных ресурсов;

      - осуществление финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов;

      - организация финансового контроля  за эффективным использованием  инвестируемых средств.

      Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Согласно Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2002 года, он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

      Высшим  органом Банка России является Совет  директоров, куда входят Председатель Центрального Банка России, назначаемый Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и 12 членов Совета директоров Банка России, работающих на постоянной основе. А Министры экономики и финансов Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

      Банк  России по вопросам своей компетенции  издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

      Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. ЦБР осуществляет также надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение -- Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

      Самая строгая мера, применяемая Центральным  Банком России в отношении коммерческих банков за нарушение финансовой дисциплины - это отзыв лицензии. И эта  действительно действенная мера в последние годы стала применяться  все чаще и чаще.

      Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как Счетной палаты Российской Федерации.

      Счетная палата Российской Федерации была создана  в соответствии с Федеральным  законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года и  уже в апреле 1995 года приступила к работе на базе работников ликвидированного Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе (ранее при Верховном Совете Российской Федерации).

      Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

      В рамках задач, определенных действующим  законодательством, Счетная палата Российской Федерации обладает организационной  и функциональной независимостью.

      Задачами  Счетной платы Российской Федерации являются:

      - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

      - определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

      - оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

      - финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса в целом;

      - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке Российской  Федерации, уполномоченных банках  и иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

      - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

      Счетная палата Российской Федерации обязана  также контролировать:

      - состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга;

      - эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых  Правительством Российской Федерации;

      - предоставление Россией средств  в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам  и международным организациям, а  также финансовую деятельность  представительств Российской Федерации  за рубежом.

Информация о работе Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России