Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 5
1.2. Система государственного финансового контроля. 14
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 17
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России. 29
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России(на примере Камчатского края). 29
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля. 34
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации. 36
Заключение. 40
Список литературы. 41
-
контроль за доходной и
-
контроль за состоянием
-
контроль (совместно с Банком
России) за состоянием
-
контроль за государственными (федеральными)
внебюджетными фондами и
Для
взимания налогов в соответствии
с Законом РСФСР «О государственной
налоговой службе РСФСР» от 21 марта
1991 года был создан специальный орган
государственного финансового контроля
- Государственная налоговая
Госналогслужба России была образована не на пустом месте, а на базе соответствующих подразделений (по государственным доходам) Министерства Финансов России, региональных и местных финансовых органов. Имея опытные кадры и налаженную систему работы Государственная налоговая служба Российской Федерации, конечно же, могла бы осуществлять государственный финансовый контроль намного лучше и эффективнее, но для ее более успешной работы надо сначала улучшать общую экономическую ситуацию в стране.
Главная задача Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и ее органов на местах - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
В компетенцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и ее органов на местах попадает все, что по закону облагается налогами, и все, кто по закону обязан их платить.
Должностные лица налоговых органов имеют право:
-
проверять все документы,
-
обследовать любые
- приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях не предоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
-
налагать на руководителей
-
изымать у налогоплательщиков
документы, свидетельствующие
-
получать без оплаты от всех
юридических лиц данные, необходимые
для исчисления налоговых
Кроме
того, должностные лица налоговых
органов при выявлении
Для усиления роли и авторитета Государственной налоговой службы Российской Федерации (ныне Министерство Российской Федерации по налогам и сборам), ее руководителю был придан статус Министра Российской Федерации и напрямую ему переподчинена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (которой ныне нет).
В России существуют и ряд других специализированных органов государственного контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.
Например,
для осуществления
«Положение о Федеральной службе Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года № 353, гласит, что Росстрахнадзор выполняет следующие основные функции:
-
выдает страховщикам лицензии
на осуществление страховой
- ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
-
осуществляет контроль за
-
устанавливает правила
-
разрабатывает и утверждает
В
связи с ликвидацией
Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года была создана специальная государственная структура - Российская финансовая корпорация.
Российская финансовая корпорация является государственным предприятием, осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов. Основными ее задачами являются:
- проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов;
-
осуществление финансирования
-
организация финансового
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Согласно Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2002 года, он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Высшим органом Банка России является Совет директоров, куда входят Председатель Центрального Банка России, назначаемый Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и 12 членов Совета директоров Банка России, работающих на постоянной основе. А Министры экономики и финансов Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
Банк
России по вопросам своей компетенции
издает нормативные акты, обязательные
для федеральных органов
Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет также надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение -- Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.
Самая строгая мера, применяемая Центральным Банком России в отношении коммерческих банков за нарушение финансовой дисциплины - это отзыв лицензии. И эта действительно действенная мера в последние годы стала применяться все чаще и чаще.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как Счетной палаты Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации была создана в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года и уже в апреле 1995 года приступила к работе на базе работников ликвидированного Контрольно-бюджетного комитета при Государственной Думе (ранее при Верховном Совете Российской Федерации).
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью.
Задачами Счетной платы Российской Федерации являются:
-
организация и осуществление
контроля за своевременным
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
-
оценка обоснованности
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
-
контроль за законностью и
своевременностью движения
-
регулярное представление
Счетная палата Российской Федерации обязана также контролировать:
- состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга;
-
эффективность использования
-
предоставление Россией