Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 5
1.2. Система государственного финансового контроля. 14
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 17
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России. 29
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России(на примере Камчатского края). 29
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля. 34
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации. 36
Заключение. 40
Список литературы. 41
Независимость и объективность контроля Счетной палаты Российской Федерации обеспечивается необходимой организационной и функциональной независимостью от подконтрольных ему институтов, а также установлением равного права влияния на определение объекта и предмета контроля для субъектов с противоположно направленными интересами. Этот принцип реализуется путем предоставления равного права и большинству и меньшинству (в 20 %) депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации дать поручения Счетной палате на проведение контрольного мероприятия.
Объективность
внешнего государственного контроля,
осуществляемого Счетной
Одним из важнейших принципов деятельности Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающим объективность и законность контроля - является гласность. По существу, это механизм обеспечения общественного контроля за деятельностью уже самой Счетной палаты. И Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", кроме установления гласности как одного из основных принципов деятельности Счетной палаты, определяет и обязанность регулярного представления информации о результатах проведенных контрольных мероприятий средствам массовой информации.
Необходимо
отметить, что не все вопросы деятельности
Счетной палаты регламентированы Федеральным
законом "О Счетной палате Российской
Федерации" в расчете на то, что
они должны были быть конкретизированы
в принятом Коллегией Счетной
палаты Регламенте Счетной палаты Российской
Федерации. Однако, с учетом непростых
взаимоотношений между членами Коллегии
Счетной палаты, решение отдельных спорных
вопросов должны взять на себя депутаты
Государственной Думы и члены Совета Федерации.
Глава
2. Государственный финансовый контроль
в обеспечении финансовой безопасности
России.
2.1.
Место и роль государственного
финансового контроля в
Приоритетным интересом любого государства является обеспечение своей национальной безопасности, которая, как известно, имеет многофакторную природу: в её комплекс входят экономический (в том числе, финансовый), политический, социальный, экологический, геополитический и иные факторы. Таким образом, я понимаю национальную безопасность как состояние защищённости нации от возникающих угроз в отношении указанных факторов. При этом финансово-экономический фактор можно с полной уверенностью считать материальной основой национальной безопасности.
Финансовая безопасность как тема теоретических и прикладных исследований стала разрабатываться отечественными учеными в последнее десятилетие. Именно в этот период особое внимание уделялось проблеме обеспечения национальной безопасности государства, как конкурентоспособного, независимого от внешних воздействий хозяйственного комплекса. Это было обусловлено тем, что современная эпоха характеризовалась глобальными изменениями, коснувшимися всех основ общества, прежде казавшихся незыблемыми.
Безусловно, финансовая безопасность является важным звеном в способности государства осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии с национальными интересами. На мой взгляд, сущность финансовой безопасности России заключается в способности формирования достаточных финансовых ресурсов, которых бы хватило для выполнения многочисленных государственных задач и функций. На сегодняшний день я не могу сказать, что у нас в стране выполняются все обозначенные задачи и функции, это влечёт за собой ослабление финансовой безопасности и позволяет внешним факторам негативно воздействовать на национальное богатство (national wealth).
Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров. При этом она должна сохранять способность нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему и предотвращать крупномасштабный вывоз капитала, а также привлекать и использовать средства иностранных заимствований наиболее оптимально для экономики страны. В задачу финансовой безопасности бесспорно входят разрешение конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы, предотвращение преступлений и административных правонарушений в финансовых правоотношениях. Необходимо отметить, что эти задачи выполняются не в полной мере, что приводит к нестабильному развитию экономики России и влечёт ряд проблем, которые порождаются, главным образом, неэффективностью системы государственного финансового контроля, взаимными неплатежами, нарушением гарантированного бюджетного финансирования и тому подобное.
По моему мнению, в контексте национальной безопасности следует рассматривать государственный финансовый контроль как установленную законодательством деятельность органов государственной власти по выявлению, предупреждению и пресечению дериваций в управлении национальным богатством и направленную на своевременное и полное формирование, эффективное сохранение и рациональное использование этих ресурсов.
Вопросам соотношения финансовой безопасности с государственным финансовым контролем посвящены работы В. В. Бурцева и В. В. Моданова. Соглашаясь с мнением вышеупомянутых исследователей о неоспоримой важности государственного финансового контроля в финансовой безопасности России, отмечу, что, к сожалению, в становлении государственного финансового контроля роль регионов очень незначительна. Камчатка здесь не исключение, а скорее яркий пример.
Сейчас в регионе сложилась такая ситуация, что говорить о том, что на полуострове существует целостная система государственного финансового контроля, а тем более, что она работает удовлетворительно, не приходится.
Неэффективность
сложившегося государственного финансового
контроля в регионе в целом
обусловлена отсутствием
Достаточно проблемным наследством для нового субъекта Федерации – Камчатского края будет, с одной стороны несовершенство существующей региональной системы государственного финансового контроля (если исходить из того, что такая система в регионе действительно существует), а с другой – регионализация реформ, традиционные проблемы финансирования территории (высокая капиталоемкость регионального развития с постоянными факторами, удорожающими текущие расходы) и самое главное, установки федерального центра на финансовую самодостаточность края.
Между тем существуют условия, при которых Камчатка как периферия России в ближайшем будущем станет своеобразным «окном в Азиатско-Тихоокеанский регион» для всей страны. Являясь форпостом Российской Федерации на востоке, полуостров находится на пересечении многих маршрутов движения различных потоков – материальных, финансовых и других. Причём удалённость от центра и приближённость к сопредельным государствам даёт определённый стимул для последних к его использованию. К сожалению, не всегда в интересах России. Снижение или отсутствие контроля (в том числе финансового) в регионе со стороны государства приведет к тому, что контроль над ним попытаются получить иные державы. Алгоритм прост – периферийные регионы в силу территориальной удалённости от центра (особенно в условиях больших пространств) утрачивают связь с ним как в административном, так и экономическом плане.
Этот тезис не является безосновательным и подтверждён многочисленными работами зарубежных исследователей. На протяжении более трех веков ими достаточно детально и с большим интересом освещались самые различные аспекты российского влияния на восточных окраинах государства, которые до 1867 года достигали даже американского континента.
Например,
участник кругосветной экспедиции Ж. Ф.
Лаперуза – Жан Батист Лессепс
писал в конце XVIII века о злоупотреблениях
камчатских администраторов следующее
(с сохранением авторской
Будет нелишним также привести мнение современных американских исследователей. Б. Смит и Р. Барнет, выясняя причины потерь части североамериканского континента для России, пишут о том, что: «Русское присутствие в Северной Америке было уникальным в истории этого материка с XV по XVIII век. Испания, Англия и Франция, захватив новые земли, сразу устанавливали там государственный контроль. Русские появились в Америке, преследуя коммерческие цели и заполняя вакуум, не заботясь ни о населении новых земель, ни о военном контроле над ними…».
Здесь надо отметить, что сегодня меняются способы государственного контроля над территориями и приоритет в них принадлежит, прежде всего, экономическим методам. Это стало возможным благодаря тому, что именно экономика стала играть ведущую роль в мировом процессе всеобщей глобализации.
В
свою очередь, движущей силой экономики
можно назвать финансы –
В наши дни, по мнению немецкого ученого К. Фогеля, финансы – это реальность Конституции, сила государства и его нервы. А из такого определения можно прийти к дуализму значения принципа законности в государственном финансовом контроле: с одной стороны, контрольные органы создаются в строгом соответствии с законом, а с другой, исходя из вышеприведенного мнения, принцип законности означает обязанность для таких органов государства строго соблюдать и исполнять закон, обеспечивая тем самым защиту национальных интересов.
Сегодня с помощью финансов можно оказывать значительное влияние на регионы и государства, даже более мощное по сравнению с военной экспансией. Последняя, как известно, требует гораздо большего количества разнообразных ресурсов. Как справедливо отмечает В. К. Сенчагов: «…экономическая слабость государства превращает всю нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства».
Такое положение дел существовало в России в целом в 1990-х годах, когда нехватка финансовых средств для выполнения задач по обеспечению социальных, оборонных и иных функций государства вела к постоянным внешним заимствованиям этих средств у международных финансовых организаций и, как следствие, была направлена на частичную утрату суверенитета. Замкнутый круг – отсутствие средств ослабляет экономику, а слабая экономика порождает отсутствие средств.
Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Повторимся, ослабление государственных интересов в любом регионе приводит к тому, что интересы других держав к этому региону усиливаются. Для того чтобы этого не допустить, необходима правильная политика государства в области защиты своих интересов на Камчатке.
Зададимся основным вопросом, на который необходим ответ: «Какова же цель, которую следует достигнуть?» По отношению ко всей России её стратегической целью является превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу на основе разумной и последовательной экономической политики, интенсивного труда и деловой инициативы, обеспечивающей среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. Иными словами, задача заключается в достижении роста и процветания экономики, обеспечении на этой основе благосостояния и свободы граждан. Это естественная цель любого демократического общества. Данная стратегия актуальна и для отдельных регионов, в каждом из которых она конкретизируется определенным образом. Очевидно, что для Камчатки стратегическая национальная цель формулируется как создание условий для эффективного развития имеющих сравнительные преимущества в рыночных условиях секторов регионального хозяйства и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона. На Камчатке (как и в любом другом регионе страны) реализуются долговременные стратегические цели государства.