Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля в России. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 5
1.2. Система государственного финансового контроля. 14
1.3. Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 17
Глава 2. Государственный финансовый контроль в обеспечении финансовой безопасности России. 29
2.1. Место и роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России(на примере Камчатского края). 29
2.2. Оценка эффективности государственного финансового контроля. 34
2.3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации. 36
Заключение. 40
Список литературы. 41
контроль
за правильностью ведения
улучшение
бюджетной и налоговой
выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
контроль
за реализацией механизма
проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.
Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.
Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7)
принятие решения по
8) оценка эффективности контроля.
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.
Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.
Эти
функции можно классифицировать
по двум признакам: во-первых, исходя из
социального и
В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.
Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.
Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.
Функция
коррекции заключается в
Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.
При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.
Особое
место в системе мер
Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий организационного и воспитательного характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию соответствующих мер.
Стало
быть, профилактика является наиболее
перспективным видом
Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными - о привлечении к уголовной ответственности.
Таким
образом, можно сделать определенные
выводы. Во-первых, государственный финансовый
контроль, играя существенную роль в обеспечении
функционирования государства, одновременно
может квалифицироваться как функция:
социального управления и правового регулирования.
Во-вторых, как специфическая форма государственной
деятельности контрольная деятельность
обладает собственными функциями: фиксации
отклонений, анализа, корректировки, социальной
превенции, правоохраны.
1.2. Система государственного финансового контроля.
В результате действия всех ветвей государственной власти в России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной практике нормам система государственного финансового контроля.
Государственный
финансовый контроль в Российской Федерации
реализуется в форме
Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его службы на местах.
Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.
Бюджетно-финансовый контроль - контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, которые (ст. 151, 265) имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (ст. 151, 266) - Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Непосредственно бюджетно-финансовый контроль проводят:
В области
использования средств
В области использования средстве региональных бюджетов: внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) - контрольно-счетные органы субъектов Федерации, внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии администраций регионов и их финансовых органов) - финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, а также созданные исполнительной властью региональные органы финансового контроля.