Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его роль в бюджетной системе России.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления Фонда;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Раздел 1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда
социального страхования РФ_______________________________________5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ______10
Раздел 2. Бюджет Фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ__15
2.2. Виды выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ___16
2.3.Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации_____________________________22
Заключение_____________________________________________________25
Список литературы______________________________________________ 27

Работа содержит 1 файл

финансы 2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:

  • определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
  • распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
  • способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности и солидарной взаимопомощи.

      Рыночная  модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях:

  • финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
  • размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

     Формирование  средств на социальное страхование  предлагается организовать из трех источников: большую часть следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две другие части распределить между работниками и государством.

     Доля  отдельных источников финансирования определяет сам характер системы  страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие  государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых взносов. Страховые взносы работодателей и самих застрахованных лиц, прежде всего, играют роль источника, обеспечивающего выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а средства государства предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостает поступающих страховых взносов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

      Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.

     Сложившаяся система государственного социального  обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования.

     Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

      Приходится  констатировать серьезные отставания в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям.

      Именно  поэтому необходимо разработать среднесрочную программу мер (например, на 3 - 5 лет) с целью завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (ред.09.04.2009, с изм. от 22.06.2009).
  2. Налоговый кодекс российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.06.2009, с изм. от 22.06.2009).
  3. Федеральный закон от 24.07.09 г. N 213-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
  4. Федеральный закон от 25.11.08 г. № 216-ФЗ  «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
  5. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 19.11.2008) "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
  6. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Актуальные вопросы законодательного обеспечения доходов государственных  внебюджетных фондов. – М.: Финансовый контроль, 2006. – 160 с.
  7. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 412 с.
  8. Свищева В.А. государственные и муниципальные финансы: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 464 с.
  9. Финансы: учеб. / под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2007. – 632 с.
  10. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. пособ. / под ред. В.В. Карчевского. – М.: Вуз. учеб., 2008. – 224 с.
  11. Финансы: Учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
  12. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект). // Аналитический вестник. – 2005г. – №13, с. 56 – 58. 
  13. Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. –2005. – № 5, С.20-23.
  14. Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. – №6, С. 106 – 108.
  15. Курбангалеева О.А. Отчитываемся перед ФСС по новым формам. // Советник бухгалтера бюджетной сферы. – 2007. – № 4, с.82 – 88.
  16. Соломенникова В., Зеленкова Л. Все о путевках за счет ФСС. // Главбух. – 2007. – № 11, с. 46-51.
  17. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

Информация о работе Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России