Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его роль в бюджетной системе России.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления Фонда;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Раздел 1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда
социального страхования РФ_______________________________________5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ______10
Раздел 2. Бюджет Фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ__15
2.2. Виды выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ___16
2.3.Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации_____________________________22
Заключение_____________________________________________________25
Список литературы______________________________________________ 27

Работа содержит 1 файл

финансы 2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

- доходы  от размещения временно свободных  средств Фонда социального страхования  РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные  поступления; 

- межбюджетные  трансферты из федерального бюджета,  передаваемые фонду социального  страхования РФ;

- прочие  поступления. (Приложение №1 и № 3)

     Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляют цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ. (Приложение №2 и №3) [4]

      

2.2. Виды выплат за  счет средств ФСС 

     I. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

   1. Пособие  по временной нетрудоспособности:

    При утрате трудоспособности вследствие заболевания  или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

  • до 5 лет – 60%, составляет 20 750 рублей,
  • от 5 до 8 лет – 80%, это пособие составит в среднем 27 666 рублей,
  • 8 и более лет – 100 % среднего заработка, но не свыше 34 583 рублей в месяц.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

   2. Пособие по беременности и родам:

     Для женщин, работающих по трудовым договорам  – в размере 100 % среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц.

     Застрахованной  женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем  за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

   3. Пособие  при усыновлении ребенка:

В размере среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам).

   4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности: 300 рублей (при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности).

   5. Единовременное  пособие при рождении ребенка  - 8000 рублей.

   6. Ежемесячное  пособие по уходу за ребенком:

  • Для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и для лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных физических лиц, в период отпуска по уходу за ребенком - в размере 40 % среднего заработка, но не менее 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.  Максимальный размер пособия не может превышать за полный календарный месяц 6 000руб.
  • Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката - в  размере 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и  3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
  • Для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию - в  размере 1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

    7. Социальное пособие на погребение  или возмещение стоимости гарантированного  перечня услуг по погребению в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей.

   8. Оплата четырех выходных дополнительных  дней в месяц одному из работающих  родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами, в размере среднего заработка.

   9. Оплата полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации: В размере полной стоимости путевки.

   10. Расходы  на оздоровление детей:

  • Оплата стоимости путевок для детей в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 600 рублей на одного ребенка в сутки;
  • Оплата стоимости путевок для детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря (Определяется Правительством Российской Федерации);
  • Оплата стоимости набора продуктов питания в организованных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием (Исходя из фактически сложившихся цен в регионе).

II. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ  СТРАХОВАНИЕ ОТ  НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ  НА ПРОИЗВОДСТВЕ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

   11. Пособие  по временной нетрудоспособности:

За весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности - в размере 100 % среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности (без ограничения максимальным размером).

   12. Единовременная страховая выплата:

    Определяется  в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы  58 500 руб.

   13. Ежемесячная страховая выплата:

    Определяется  как доля среднего месячного заработка  застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 45 020 рублей.

     В связи с заменой с 1 января 2010 г. ЕСН на страховые взносы во внебюджетные фонды Правительства Российской Федерации и Минздравсоцразвития  России разработали ряд документов, регулирующих отношения налогоплательщиков с Фондом социального страхования РФ, а также пособий, выплачиваемых за счет ФСС РФ. Все эти документы вступили в силу с 1 января 2010 г.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 19.10.09 г. № 839 внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.07 г. № 375. Из Положения исключен подробный перечень видов выплат, которые включались в заработок, исходя из которого исчислялись пособия. Теперь в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 г. № 212-ФЗ. При расчете среднего заработка подчеркивается, что речь идет только о работе у данного страхователя, который и рассчитывает пособие.

     Максимальный  размер пособия теперь ограничивается суммой страховых взносов, начисленных  в ФСС РФ с предельной величины базы (415 000 руб.) для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом от 24.07.09 г. № 212-ФЗ. Следовательно, среднедневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать предельной величины базы, деленной на 365.

     Таким образом, максимальный размер среднемесячного  заработка (соответственно и максимального пособия за месяц) равен 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.). Размер среднего дневного заработка (соответственно и максимального дневного пособия) составит 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дней).

     В случае если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом среднедневной заработок при расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам у каждого страхователя не может превышать средний дневной заработок, определяемый при исчислении указанных пособий каждым из страхователей.

     Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется  исходя из среднего заработка застрахованного  лица, который определяется путем  умножения среднего дневного заработка  на 30,4. Максимальное ограничение среднего заработка определяется аналогично указанному порядку (415 000 руб. / 12 мес.).

     Отдельно  оговорен порядок определения размера  пособия для лиц, добровольно  вступивших в правоотношения по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

     Застрахованным  лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок, исходя из которых исчисляется пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Ранее при расчете пособия этим категориям налогоплательщиков учитывались полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.02 г. № 190-ФЗ.

     Право на получение пособий они приобретают  при условии уплаты ими в соответствии с ч. 4 ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.06 г. № 255-ФЗ « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страховых взносов в ФСС РФ размера стоимости страхового года, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 указанного Федерального закона, на календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступили временная нетрудоспособность, отпуск по беременности иродам или отпуск по уходу за ребенком. Ранее они приобретали право на пособие при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.12.02 г. №190-ФЗ.

     Максимальный  размер для них ограничен минимальным  размера заработной платы, установленным  федеральным законом на день наступления  страхового случая. Соответственно, средний  дневной заработок для исчисления пособий временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления этого минимального размера заработной платы на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай.

     Пособие по уходу за ребенком, для этих лиц определяется также исходя их минимального размера заработной платы, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется.[3] 

2.3. Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации

     Формирование  системы обязательного социального  страхования в стране требует  концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального  масштаба. Важнейшими среди них являются:

  • определение финансовых механизмов отдельных видов  и всей системы социального страхования  с учетом формирования оптимальной  нагрузки субъектов страхования, увязанной  с политикой заработной платы, доходов  и налоговой политикой;
  • разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
  • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
  • определение базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;

     Так как каждый вид социального риска  имеет свою природу и по-разному  проявляется для разных категорий  трудящихся, то и формы защиты и  организация социального страхования  развиваются по видам, которые имеют  свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Информация о работе Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России