Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:31, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его роль в бюджетной системе России.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления Фонда;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.
Введение_______________________________________________________ 3
Раздел 1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда
социального страхования РФ_______________________________________5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ______10
Раздел 2. Бюджет Фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ__15
2.2. Виды выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ___16
2.3.Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации_____________________________22
Заключение_____________________________________________________25
Список литературы______________________________________________ 27
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.[8, стр. 377-378]
Система
управления Фондом построена следующим
образом. Председатель Фонда и его
заместители назначаются
Председатель Фонда:
Правление
Фонда является коллегиальным органом.
Заседания правления проводятся
по мере необходимости. Состав правления
Фонда численностью 35 человек формируется
из лиц, входящих в него по должности (председатель
Фонда и его заместители, 1 из руководителей
ведущего структурного подразделения
центрального аппарата Фонда), представительствующих
на постоянной основе (3 представителя
от Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, по 1 представителю
от Министерства финансов Российской
Федерации и Центрального банка Российской
Федерации) и представительствующих на
основе ротации (8 представителей от общероссийских
объединений профсоюзов, 8 представителей
от общероссийских объединений работодателей,
3 - от региональных отделений Фонда, по
1 представителю от Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации,
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, организаций, деятельность
которых связана с защитой интересов семей
работников, и общероссийских общественных
объединений инвалидов). Ротация членов
правления осуществляется не чаще 1 раза
в год.[9, стр. 87]
1.2.
Место и роль
фонда социального
страхования РФ в
системе государственных
внебюджетных фондов
и финансовой системе
РФ
На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в, то, же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
“Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка”, такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.
Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы социального страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием, как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений. [6, стр.54-55]
Система
социального страхования
Социальное страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
Цель
социального страхования —
С
развитием рыночной экономики переход
к системе социального
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его
основными функциями
Работодатели (или предприятия):
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит, страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.
Принцип
личной ответственности в рамках
системы социального
На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования.
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхователей по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.
Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования- общего, профессионального и территориального.
Реализация
указанных и иных концептуальных
принципов социального
Раздел 2. Порядок формирования и использования средств ФСС РФ
2.1. Структура доходов и расходов фонда социального страхования РФ.
С 1 января 2010 года вступили в действие Федеральные законы № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" и № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования". В новом законодательстве закреплена отмена единого социального налога и переход с 2010 года на уплату страховых взносов всеми компаниями, предприятиями и организациями.
В 2010 г. предприятия, работающие
по упрощенным налоговым
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
- доходы,
распределяемые органами
- страховые
взносы на обязательное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;