Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его роль в бюджетной системе России.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- определение сущности, цели, задачи, структуры и управления Фонда;
- показать порядок формирования и распределения ресурсов Фонда;
- обозначить состав и структуру доходов.

Содержание

Введение_______________________________________________________ 3
Раздел 1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ
1.1. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда
социального страхования РФ_______________________________________5
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ______10
Раздел 2. Бюджет Фонда социального страхования РФ
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ__15
2.2. Виды выплат за счет средств Фонда социального страхования РФ___16
2.3.Предложения по формированию финансовой модели социального страхования в Российской Федерации_____________________________22
Заключение_____________________________________________________25
Список литературы______________________________________________ 27

Работа содержит 1 файл

финансы 2.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.[8, стр. 377-378]

    Система управления Фондом построена следующим  образом. Председатель Фонда и его  заместители назначаются Правительством РФ. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

     Председатель  Фонда:

  • руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
  • вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
  • утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы;
  • информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;
  • разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию и т.д.

    Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 - от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.[9, стр. 87] 

1.2. Место и роль  фонда социального  страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 

     На  нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в, то, же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.

     Социальное  страхование существует в различных  видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как “условно обязательное страхование”. Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

     “Но, несмотря на наличие разнообразных  форм, сохраняются некие общие  принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка”, такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др.

     Одним из важных принципов, обеспечивающих существование  и развитие системы социального страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием, как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений. [6, стр.54-55]

     Система социального страхования характеризуется  также принципом солидарности, что  означает: размер взносов зависит  от величины доходов страхуемого, а  получаемые по системе социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих потребностей.

     Социальное  страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

     Цель  социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

     С развитием рыночной экономики переход  к системе социального страхования  на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.

     Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

     Его основными функциями становятся:

  • формирование экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
  • гарантирование социальной защиты в области социального страхования, контроль над исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
  • посредничество в области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих отношений;
  • оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.

     Работодатели (или предприятия):

  • участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
  • финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

     Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит, страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.

     Принцип личной ответственности в рамках системы социального страхования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми с разными уровнями дохода, целью которого является обеспечение возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.

     На  основании вышеприведенного формулируются  основные положения Концепции социального страхования.

     Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхователей по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.

     Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

     Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования- общего, профессионального и территориального.

     Реализация  указанных и иных концептуальных принципов социального страхования  требует, прежде всего, разработки законодательного акта “Основы социального страхования в РФ”, который должен стать базовым для разработки и создания различных систем социального страхования. [8, стр. 378-379] 
 
 
 
 
 
 

Раздел  2. Порядок формирования и использования средств ФСС РФ

2.1. Структура доходов  и расходов фонда  социального страхования  РФ.

     С 1 января 2010 года вступили в действие Федеральные законы № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" и № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования". В новом законодательстве закреплена отмена единого социального налога и переход с 2010 года на уплату страховых взносов всеми компаниями, предприятиями и организациями.

       В 2010 г. предприятия, работающие  по упрощенным налоговым режимам,  будут выплачивать взносы в  Фонд социального страхования  точно так же, как они выплачивали  их в 2009 г. и предыдущие годы. Начиная с 2011 г., организации, уплачивающие Единый вмененный налог в связи с упрощенной системой налогообложения, будут выплачивать страховые взносы в полном объеме - 2,9%. А для организаций, применяющих Единый сельхозналог, в 2011-2012 гг. установлен страховой взнос в размере 1,9%, в 2013-2014 гг. – в размере 2,4%, и с 2015 г. – 2,9%. Аналогичный порядок уплаты страховых взносов определен для организаций, использующих труд инвалидов, для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

     В бюджет Фонда социального страхования  подлежат зачислению следующие доходы:

- доходы, распределяемые органами Федерального  казначейства между бюджетами  бюджетной системы РФ;

- страховые  взносы на обязательное социальное  страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд  социального страхования РФ;

Информация о работе Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты населения России