Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
2. описать сущность, цели и задачи финансовой политики;
3. охарактеризовать структуру финансовой системы России;
4. проанализировать перспективы развития финансового регулирования экономики России;
5. рассмотреть бюджетную политику в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования;
6. описать денежно-кредитную политику как инструмент финансового регулирования экономики;
7. охарактеризовать налоговую политику Российской Федерации как способ стимулирования экономического роста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства 5
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики 5
1.2. Структура финансовой системы России 10
Глава 2. Перспективы развития финансового регулирования экономики России 17
1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования 17
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики 20
2.3. Налоговая политика РФ как способ стимулирования экономического роста 25
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Глава 2. Перспективы развития финансового регулирования экономики России
2.1. Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России и направления её совершенствования
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом9.
Основной целью бюджетной политики является формирование и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Этот централизованный фонд денежных средств получил название государственный бюджет.
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления10. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.
Одними из основных
Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей
Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается парламентом страны или законодательным органом субъекта Федерации.
За период с января по ноябрь 2009 г. бюджеты субъектов Российской Федерации исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Но, начиная с ноября 2009 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2008 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2009 г.). Это связано с кризисными явлениями в экономике и внесением изменений в налоговое законодательство. Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2009 г.)11.
В настоящее время в России финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется через пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Анализ структуры финансовой помощи субъектам Российской Федерации показывает, что наибольшую долю в ней занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонд финансовой поддержки регионов (свыше 50%), второе место — Фонд компенсаций (в среднем 15,0%), третье место — дотации и субвенции на поддержку дорожного хозяйства (в среднем 11,0%). Незначительную долю составляют субсидии Фонда регионального развития12.
Бюджет 2011–2012 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2011–2012 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
1)
внедрение программно-целевых
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
2)
восстановление трехлетнего
3)
переход к программному
4)
развитие новых форм оказания
государственных (
5)
реформирование
контроля;
6)
совершенствование механизмов
закупок;
7)
повышение эффективности
государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы);
8)
создание информационной среды
и технологий для реализации
управленческих решений и
2.2. Денежно-кредитная политика как инструмент финансового регулирования экономики.
Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Её цель – регулирование экономики посредством воздействие на состояние денежного обращения14.
Формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования экономики является основой развития и устойчивого функционирования банковской системы. Денежно-кредитная политика позволяет центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платёжеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, т.е. денежная масса в основном создаётся в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объёма денежного оборота центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих методов и инструментов.
Основными инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются:
1. установление обязательств (минимальных) резервных требований;
2. учётная (процентная) политика (рефинансирование коммерческих банков);
3. операции на открытом рынке15.
Основные направления денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2011 – 2012 годы включают: характеристику состояния экономики России, прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в 2010 г., прогноз основных показателей платежного баланса и ориентиры денежно-кредитной политики на период 2011 и 2012 гг.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2012 г, два из которых соответствуют прогнозам правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам правительства, предполагается снижение в 2011 г. среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 г. цена на российскую нефть может составить 58 долларов за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 %и 1 % соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
В рамках третьего варианта в 2011 г. предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2010 г. на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3%.
Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 г. возрастет до 80 долларов за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.
Прогноз платежного баланса до 2012 г. охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта Urals: в пределах 45-87 долларов баррель в 2011 г. и 45-95 долларов за баррель в 2012 г.
В 2011-2012 гг. во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 г. в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 г. ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0-83,2 млрд. долларов.
В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 гг. ожидается в диапазоне 2,4-5,5%.
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2011 и 2012 гг. правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 г. - до 7-8%, в 2012 г. - до 5-7 % /из расчета декабрь к декабрю/. Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 6,5-7,5% в 2011 г., 4,5-6,5% в 2012 г.
Денежная программа на 2010-2012 гг. представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2012 гг. Расчеты по программе на 2011-2012 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2011 году - 11-19%, в 2012 году - 13-19%.
Политика валютного курса Банка России в 2011-2012 гг. будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.
В
среднесрочной перспективе
Информация о работе Механизмы государственного регулирования: финансовая политика