Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности и организацию финансов предприятия малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий;
- изучить государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- определить источники финансирования малых предприятий;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация финансов предприятия малого бизнеса ………………..6
1.1 Денежные фонды и резервы предприятий ……………………………...6
1.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………………………...7
Принципы организации финансов ……………………………................8
Глава 2. Особенности финансов предприятия малого бизнеса …….………...11
2.1.Особенности финансирования деятельности …………………………11
2.2.Лизинг как форма кредитования малого бизнеса ……………………. 14
Глава 3. Финансовые методы государственной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 17
3.1Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер ……………………………………………………19
3.2 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса……………………………………………………………………….. 24
3.3 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса…...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

─           в связи со значительным увеличением  трансакционных издержек крупных производств  стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым  предприятиям в целях повышения  конкурентоспособности основных производств  крупных компаний;

─           возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки  местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых  нерентабельна или малорентабельна  для крупных предприятий.

Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых  предприятий в экономике, при  грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения  уровня конкурентоспособности экономической  системы в целом.

В настоящее время состояние  малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.13

В России бум малого бизнеса  пришелся на 1990-1994 гг. и на начало 1998 года. В табл. 2 отражена динамика развития малого бизнеса в России.

Количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России за год уменьшилось на 3,6 %, среднесписочная  численность занятых в МП снизилась  на 2,9 %, а доля занятых на МП в общей  среднесписочной численности занятых  сократилась на 0,14 п.п. При этом в  региональном разрезе итоги года достаточно позитивны: количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей  увеличилась в 45 регионах, увеличение в среднесписочной численности  занятых на МП отмечено в 36 регионах. Такие данные представлены в докладе  Национального института системных исследований (НИСИПП), подготовленном на основе данных ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации.

На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий  в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.

На 1 января 2011 года по сравнению  с 1 января 2010 года количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах.

В 38 регионах количество малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось.

По итогам 2010 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилось  на 2,9 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12 %.

В 2010 году среднесписочная  численность занятых на МП выросла  в 36 регионах.

Лидером по темпам роста  числа занятых на малых предприятиях является Ленинградская область (показатель вырос на 36,3 %).

Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Волгоградской области (на 34,5 %).

Создание достаточного для  оптимального развития количества малых  предприятий и создание фиктивной  институциональной конкурентной среды  возможно в среднесрочном периоде  методом целевых программ при  активной поддержке государства  на федеральном и региональном уровнях.

Государственная поддержка  субъектов малого предпринимательства  является средством достижения социально-экономических  целей текущего и перспективных  этапов экономического развития России на основе создания механизмов эффективной  конкуренции. Основная цель экономической  трансформации — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень  жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе, рост конкурентоспособности российской экономики.

3.3 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная  поддержка.

Можно выделить следующие  формы государственной финансово-кредитной  поддержки МП:

─           субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

─           бюджетные кредиты, займы, ссуды;

─           государственные и муниципальные  гарантии.

Рассмотрим подробнее  каждую из этих форм. Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме  субвенций и субсидий субъектам  предпринимательства, в том числе  и МП, установлены в БК РФ, введенным в действие с 27 июня 2011 г.

Согласно ст. 6 БК РФ «дотации — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровни бюджетной  системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов; субвенция — бюджетные  средства, предоставляемые бюджетам другого уровня бюджетной системы  РФ или юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление  определенных целевых расходов; субсидия — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе  на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными и  региональными целевыми программами  и федеральными законами; из бюджетов субъектов РФ — в случаях, предусмотренных  федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ; из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

В научной литературе по-разному  оценивается прямое бюджетное субсидирование МП. Одни специалисты считают, что  оно должно быть отменено, и выдвигают  при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку  осуществляется через государственные  ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов  МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений  со стороны органов государственной  власти при выдаче субсидий.

Существует отдельная  категория малых предприятий, предоставление субсидий предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) от 17 февраля 2009 года N 64 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов». В данном нормативном акте нет упоминания о малых предприятиях. Однако из анализа его норм можно прийти к выводу, что эти субсидии предоставляются, прежде всего, малым предприятиям в соответствующей отрасли экономики. При этом они не должны быть убыточными, а, наоборот, должны иметь положительную динамику развития.

Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам МП. Средства из государственного бюджета могут предоставляться  предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном  кредитовании предпринимательской  деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.

Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст. 69 БК РФ предусмотрено  предоставление бюджетных средств  в форме бюджетных кредитов юридическим  лицам (в том числе налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного  Кодекса бюджетный кредит — форма  финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или  другому бюджету на возвратной и  возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита  не могут быть индивидуальные предприниматели.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии  предоставления заемщиком обеспечения  исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год.

Одной из форм бюджетного кредитования МП, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских  фирм, в том числе и малых, предусмотрена  в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 66 первой части НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  при наличии соответствующих  оснований предоставляется возможность  в течение определенного срока  и в определенных пределах уменьшать  свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и начисленных процентов. Такой  кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному  предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Субъекты МП могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств  федерального бюджета» (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная  возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться  предприятиям всех форм собственности  на проведение структурной перестройки  производства; для расчетов по целевым  кредитам, направленным на закупку  оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом. 14

Рассмотрим другую форму  бюджетного финансирования МП — государственные  и муниципальные гарантии. Государственные  и муниципальные гарантии — это  не только эффективный путь использования  государственных и муниципальных  ресурсов, но и средства привлечения  частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда  можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов.

Согласно ст. 115 БК РФ государственной  или муниципальной гарантией  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или  муниципальное образование —  гарант — дает письменное обязательство  отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная  гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Предоставление государственных  гарантий субъектам МП было предусмотрено  Законом № 88. Согласно ему: «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства».

 

Заключение.

Малый бизнес фактически является основой стабильности общества, и  его поддержка нуждается в  принятии действенных мер. Государство  отдает отчет в том, что малому бизнесу необходимы условия для  создания устойчивой экономики, что  также необходимо и для безопасной и стабильной работы крупного бизнеса.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Государственная поддержка  малого предпринимательства не означает, что государство создает «тепличные условия» этому сектору экономики  или участнику рынка. Целенаправленная государственная политика, стимулирующая  финансовые структуры выкладывать  средства в малый бизнес, может  способствовать интенсивному росту  и развитию малого предпринимательства. Развитие государственных и муниципальных  механизмов финансовой поддержки малого бизнеса должно идти по сути обеспечения  доступа малого предпринимательства  к источникам финансирования.

Информация о работе Малый бизнес