Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности и организацию финансов предприятия малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий;
- изучить государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- определить источники финансирования малых предприятий;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация финансов предприятия малого бизнеса ………………..6
1.1 Денежные фонды и резервы предприятий ……………………………...6
1.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………………………...7
Принципы организации финансов ……………………………................8
Глава 2. Особенности финансов предприятия малого бизнеса …….………...11
2.1.Особенности финансирования деятельности …………………………11
2.2.Лизинг как форма кредитования малого бизнеса ……………………. 14
Глава 3. Финансовые методы государственной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 17
3.1Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер ……………………………………………………19
3.2 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса……………………………………………………………………….. 24
3.3 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса…...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………...40
Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.
В соответствии с Федеральным
законом «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Как показывает опыт стран
с развитой рыночной экономикой, а
также некоторых
- демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;
- насыщение рынка товарами и услугами;
- занятость и самозанятость;
- экономический рост
и увеличение налоговых
- формирование среднего класса;
- укрепление деловой
этики, в том числе и
Именно такие конечные
цели изначально ставились при выработке
государственного подхода в отношении
поддержки развития малого бизнеса
в России. Задача развития данного
сектора должна оставаться одним
из приоритетов экономической
Достаточно отметить, что
в настоящее время отраслевая
структура распределения МП характеризуется
тем, что менее 30% предприятий специализируются
на выпуске промышленной продукции
и выполнении строительных работ. Такой
важнейший сектор экономики как
наука и научное обслуживание
составляет всего лишь 3,5%, остальные
же функционируют в сфере
Вопрос соотношения
Другая либеральная, точка
зрения заключается в том, что
государство (в лице территориальных,
региональных или муниципальных
органов власти) должно ограничить
свою роль только созданием благоприятных
условий для развития МБ, «не мешать»,
а способствовать свободной конкуренции
и, конечно же, одновременно защищать
собственность и жизнь
По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.
Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес - идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.
Само понятие «помощь»
подразумевает поддержку
В настоящее время можно
говорить о наличии отдельных
элементов системы
- организационно-
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Самой обременительной для
государственного бюджета и одновременно
самой привлекательной для
Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовые ресурсы фонда
формируются за счет ассигнований из
федерального бюджета; средств, поступающих
от приватизации имущества, находящегося
в государственной
3.2 Развитие
институциональной среды:
Роль государства в
процессе создания конкурентной среды
в значительной степени должна сводиться
к формированию эффективной институциональной
среды для рационального
В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю - 99,3 - 99,7% по количеству предприятий составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.
Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых - более половины.
Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.12
В настоящее время в развитых странах малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% ВВП. В табл. 1 представлена доля малых и средних предприятий на начало 90-х годов (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).
В целом малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.
Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
1. Расширение
производства многих
2. Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
3. Приближает производство
товаров и услуг к потребителю,
4. На основе использования
субконтракции, аутсорсинга и
франчайзинга снижает
5. Включение в производство
материальных и финансовых
6. Более полное и эффективное
использование уникальных
7. Создание благоприятных
условий для трудоустройства
части рабочей силы, высвобождающейся
из крупных предприятий в
8. Вовлечение в производство,
особенно в сферу услуг, таких
резервов рабочей силы, которые
не могут быть использованы
в крупном производстве из-за
технологических особенностей
9. Малый бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
Значительное повышение
роли малого бизнеса как сектора
экономики обусловлено
─ дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;