Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности и организацию финансов предприятия малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий;
- изучить государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- определить источники финансирования малых предприятий;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация финансов предприятия малого бизнеса ………………..6
1.1 Денежные фонды и резервы предприятий ……………………………...6
1.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………………………...7
Принципы организации финансов ……………………………................8
Глава 2. Особенности финансов предприятия малого бизнеса …….………...11
2.1.Особенности финансирования деятельности …………………………11
2.2.Лизинг как форма кредитования малого бизнеса ……………………. 14
Глава 3. Финансовые методы государственной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 17
3.1Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер ……………………………………………………19
3.2 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса……………………………………………………………………….. 24
3.3 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса…...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

Государственное финансирование – это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства  отнесены коммерческие организации, в  уставном капитале которых, доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.10 Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Как показывает опыт стран  с развитой рыночной экономикой, а  также некоторых восточноевропейских  стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного  социально-экономического развития страны задач:

-  демонополизация, формирование  рыночной структуры экономики  и конкурентной среды; 

-  насыщение рынка товарами  и услугами;

-  занятость и самозанятость; 

-  экономический рост  и увеличение налоговых поступлений  (при стабильной налоговой системе);

-  формирование среднего  класса;

-  укрепление деловой  этики, в том числе и налоговой  дисциплины.

Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке  государственного подхода в отношении  поддержки развития малого бизнеса  в России. Задача развития данного  сектора должна оставаться одним  из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей.

Достаточно отметить, что  в настоящее время отраслевая структура распределения МП характеризуется  тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске промышленной продукции  и выполнении строительных работ. Такой  важнейший сектор экономики как  наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%, остальные  же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.

Вопрос соотношения рассматриваемых  методов финансовой поддержки МБ является дискуссионным. Ряд ученых и представителей предпринимательских  кругов постоянно требуют прямого  государственного финансирования, мотивируя  эти требования тем, что на стадии становления малого бизнеса у  подавляющего большинства потенциальных  участников отсутствует стартовый  капитал, необходимый для учреждения малого предприятия. Правда, требования прямого государственного участия  чаще всего сопровождаются протестом  против любых мер административного  вмешательства в дела фирмы.

Другая либеральная, точка  зрения заключается в том, что  государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных  органов власти) должно ограничить свою роль только созданием благоприятных  условий для развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции  и, конечно же, одновременно защищать собственность и жизнь предпринимателя.

По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех  или иных косвенных и прямых методов  финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс  становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность  и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.

Согласно результатам  опроса, чаще пытаются получить бюджетное  финансирование малые предприятия  с неудовлетворительным финансово-экономическим  состоянием. По мере его улучшения  доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий  с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение  оценивалась как хорошее или  удовлетворительное — шестая часть  малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней  надеждой экономически несостоятельных  малых предприятий является поддержка  государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес - идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что  в определенных условиях никакая  помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию  целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран  показывает, что создание «тепличных»  условий для малого бизнеса может  дать противоположные результаты. В  нашей стране имеется аналогичный  опыт, когда поддержка крупных  и небольших неэффективных предприятий  не дала ожидаемых результатов.

В настоящее время можно  говорить о наличии отдельных  элементов системы государственной  поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:

- организационно-инфраструктурная;

- налогово-управленческая;

- имущественная; 

- финансово-кредитная.

Самой обременительной для  государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса  является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства  состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой  ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем  использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать  возможности роста и саморазвития в условиях рынка.11

Государство осуществляет мероприятия  по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей  поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной  финансовой политики в этой области  служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные  программы развития и поддержки  малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение  реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют  соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовые ресурсы фонда  формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих  от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных  по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской  деятельности фонда в соответствии с его уставом.

3.2 Развитие  институциональной среды: финансовая  поддержка малого бизнеса

Роль государства в  процессе создания конкурентной среды  в значительной степени должна сводиться  к формированию эффективной институциональной  среды для рационального использования  потенциала человеческого фактора  и оптимального его использования  в процессе конкуренции между народами. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.

В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю - 99,3 - 99,7% по количеству предприятий  составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 — 80% новых  рабочих мест в отличие от крупных  производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.

 

Например, в настоящее  время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в  численности занятых - более половины.

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США  страной промышленно развитого  мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия  составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная  — малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной  продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.12

В настоящее время в  развитых странах малые и средние  фирмы устойчиво создают до 50-60% ВВП. В табл. 1 представлена доля малых  и средних предприятий на начало 90-х годов (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).

В целом малый бизнес в  рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса  активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует  на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение  рынка товарами и услугами, преодолению  отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного  потенциала, укрепление экономической  базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.

Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших  задач:

1.       Расширение  производства многих потребительских  товаров и услуг без существенных  капитальных затрат, обеспечение  условий гибкого своевременного  реагирования на изменение рыночного  спроса.

2. Использование местных  источников сырья и отходов  крупного производства.

3.  Приближает производство  товаров и услуг к потребителю,  способствует сокращению на этой  основе транспортных расходов  по доставке товаров на периферию  из крупных промышленных центров,  выравниванию в определенной  мере условий жизни населения  в различных пунктах проживания.

4.   На основе использования  субконтракции, аутсорсинга и  франчайзинга снижает производственные  издержки крупных предприятий.

5. Включение в производство  материальных и финансовых средств  населения, использовавшихся ранее  исключительно для личного потребления.

6. Более полное и эффективное  использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков  отдельных граждан, для которых  условия организации и оплаты  труда на крупных предприятиях  не стимулируют полной отдачи.

7. Создание благоприятных  условий для трудоустройства  части рабочей силы, высвобождающейся  из крупных предприятий в связи  с повышением эффективности последнего.

8. Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких  резервов рабочей силы, которые  не могут быть использованы  в крупном производстве из-за  технологических особенностей и  иных особенностей (пенсионеров,  учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).

9.  Малый бизнес – это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых  предприятий, работающих на предпринимательских  началах.

Значительное повышение  роли малого бизнеса как сектора  экономики обусловлено следующими причинами:

─           дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное  машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские  товары, создало предпосылки к  формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные  производства;

Информация о работе Малый бизнес