Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности и организацию финансов предприятия малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий;
- изучить государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- определить источники финансирования малых предприятий;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация финансов предприятия малого бизнеса ………………..6
1.1 Денежные фонды и резервы предприятий ……………………………...6
1.2 Финансовые ресурсы предприятия ……………………………………...7
Принципы организации финансов ……………………………................8
Глава 2. Особенности финансов предприятия малого бизнеса …….………...11
2.1.Особенности финансирования деятельности …………………………11
2.2.Лизинг как форма кредитования малого бизнеса ……………………. 14
Глава 3. Финансовые методы государственной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 17
3.1Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер ……………………………………………………19
3.2 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса……………………………………………………………………….. 24
3.3 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса…...30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..39
Приложения……………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!!!.docx

— 69.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности финансов предприятия малого бизнеса.

    1. Особенности финансирования деятельности

 Одно из, главных отличий  малого предприятия от крупного  предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в  первую очередь и главным образом  внутренних источников: доходов  фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях  развитого рынка для малого  предприятия существует еще один  источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно,  так и в рамках специальных  программ, с привлечением специализированных  программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.

 В сегодняшних российских  условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части малых предприятий, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование малых фирм  сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне.3 Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.    

Рассматривая особенность  малых предприятий, заключающуюся  в преимущественном использовании внутренних источников финансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успешным малым предприятиям попасть в разряд средних.4

 Недостаток собственных  средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.       

 Другой пример. Малое  предприятие  освоило выпуск  продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен  для инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в  своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечение венчурного капитала.                    

 Предприниматели пытаются  преодолеть узкие рамки внутрифирменного  финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы.5 Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

 Ослабить, а тем более  снять финансовые ограничения  для малых предприятий без  вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной  раздаче бюджетных средств всем  желающим. К тому же совершенно  необязательно (и даже с народнохозяйственной  точки зрения вредно), чтобы из  каждой микрофирмы выросло малое,  среднее, крупное предприятие.6 Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий.                           

    1. Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Особой формой  кредитования малого предприятия может стать  финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает  у производителя права собственности  на некоторый товар и сдает  его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга, заключается, как правило,  на нормативный срок службы имущества, передаваемого в  лизинг. До истечения этого срока  и завершения процесса выплат лизингодатель  сохраняет за собой право собственности  на объект лизинга.

Важным аспектом правового  регулирования лизинговых отношений  является юридическое закрепление  различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди  них – право ускоренной амортизации  имущества, полученного по лизингу, что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности оборудования для АПК.

 Таким образом именно  лизинг может стать наиболее  эффективным способом расширения  кредитования малых предприятий.  Тем более он способствует  развитию производственного малого  бизнеса. Однако широкое распространение  лизинга тормозиться ограниченностью  финансовых ресурсов лизинговых  компаний. Какой путь можно предложить  для решения этой проблемы?

 Федеральный фонд поддержки  малых фирм по инициативе программы  TACIS разработал несколько вариантов проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий  и развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке лизинговых услуг решается с помощью привлечения финансовых средств с западных кредитных рынков.7 Разумеется, каждый отдельный инвестиционных проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, чрезмерно мал и рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы кредитования состоит в том, что она позволяет создать институционально - финансовую схему, превращающую  совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект.

 В результате реализации  данного проекта дополнительный  стимул получит региональная  структура поддержки малых предприятий,  прежде всего в виде гарантийных  агентств, специализирующихся на  работе с малым бизнесом лизинговых  компаний. В региональное звено  российской экономики начнут  регулярно поступать западные  кредитные ресурсы. Структура  проекта предполагает высокую  степень защиты всех инвестиционных капиталов. Участие региональных властей  в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, “пакетный” характер.

 Но для того, чтобы  лизинг развивался и происходила  мобилизация финансовых ресурсов  в малый бизнес, необходимы специальные  исследования, прогнозирующие потребности   российского малого бизнеса     в лизинговых услугах и уточняющие  место лизинга в общей системе  мер по совершенствованию финансовой  поддержки малых фирм как важнейшего  слагаемого современной рыночной  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Финансовые методы государственной поддержки малого бизнеса.

Цель государственной  поддержки бизнеса – создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а также выранивание предприимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства. Особенно в такой поддержке нуждается мелкий и средний бизнес.

Россия, как самостоятельное  государство гарантирует ныне всем предпринимателям, независимо от избраных ими организационных форм предпринимательской  деятельности, равные права создаёт  равные возможности для функционирования, доступа к материально – техничиским, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам, при  условии выполнения работ и поставок для государственных потребностей.

 Государственная политика  бизнеса в России осуществляется  на основе закона “О предпринимательстве”.8

 Данные положения закона  стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий, фирм, особенно  малых форм бизнеса. Так по  данным Минфина в России в  1992 году из созданных предприятий  88,8 % вновь зарегистрированых и  только 11,2 % созданых путём реорганизации  действующих. Из общего числа  мелких предприятий только 18,8 % являються  часными, 0,3 % - выкуплеными трудовыми  коллективами. Наибольший удельный  вес занимают предприятия, фирмы  по производству товаров народного  потребления – 18 %, строительные  и ремонтно – технологические  – 17 %, научно – внедренческие  – 10 %, по производству стройматериалов  - 15,7 %, по производству и переработке  сельхоз продукции 14,4 %.

Поддержку производства мелкого  и среднего бизнеса осуществляют государственные органы управления, которые имеют специальные службы, органы регионального и месного  управления, м также госадминистрации.

 Специальным органом  государственной поддержки бизнеса  в России являетса Государственный  комитет России по содействию  малым предприятиям и предпринимательству,  Госпредпринимательство России, с  соответствующими структурами на  местах.9

 Государственное предпринимательство  организует разработку проектов  законов и нормативных актов,  призваных способствовать развитию  бизнеса, выступает с предложениями  о внесении поправок к действующему  законодательству; по поручению  Верховног Совета и Кабинета  Министров России готовит проекты  и реализует программы поддержки  производства; взаимодействует с  фондом поддержки развития мелких  предприятий и развития конкуренции;  фондом госимущества России; министерствами  и ведомствами, которые на основании  законодательных актов осуществляют  поддержку, регулирование и контроль  в разных сферах деятельности  бизнеса.

 Существует союз малых  предприятий России. Он осуществляет  их правовую защиту, аудиторское  консультирование, формирует фонд  взаимного кредитования; проводит  семинары, коференции, школы предприниматеьства; разработку документов, методических  пособий; огранизовывает работу  собственной товарной биржи; создаёт  конпьютерно – информационный  банк данных о малых предприятиях  РОссии; занимается редакционно  – издательской деятельностью;  содействует развитию внешнеэкономических  связей предпринимателей, и, наконец,  обеспечивает социальную защиту  работников малых предприятий.  Позитивной оценки заслуживает  и деятельность региональной  ассоциации малых и средних  предприятий, в структуре которой создан информационно – обслуживающий цент и другие подразделения инфраструктуры коллективного пользования.

Вместе с тем сегодня  в России отсутствует действующий  механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельстуют недостатки и сложности, встречающиеся в  процессе функционирования предприятий  бизнеса. Поэтому перед правительством ,заинтересоваными организациями открывается  широкое поле деятельности. При этом синхронно следует развивать  как государственную систему  поддержки бизнеса, так и иннициативу  предпринимателей, малых, средних предприятий  по объединению усилий в сфере  государственно – финансовой деятельности.

    1. Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер

В России необходимость государственной  поддержки малого предпринимательства (далее — МП) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических  концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное  явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Информация о работе Малый бизнес