Лицензирование кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – исследование деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также рассмотреть и проанализировать государственное регулирование деятельности кредитных организаций.
Исходя из выше постановленной цели основное внимание было уделено решению следующих задач:
•рассмотреть теоретические аспекты деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг;
•проанализировать влияние аттестации специалистов кредитных организаций, работающих на рынке ценных бумаг, на качество оказываемых услуг профессиональными участниками;
•определить вопросы, касающиеся государственного регулирования, а именно: порядок лицензирования;
•исследовать инвестиционную и профессиональную деятельность банков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………......3
1 Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и место кредитных организаций в условиях кризисных явлений…………………………………………………….5
1.1 Виды и совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг………….5
1.2 Выпуск ценных бумаг кредитными организациями…………………………………………6
1.3 Инвестиции банков в ценные бумаги…………………………………………………………9
2 Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг……………………………………………………………11
2.1 Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и требования, предъявляемые к профессиональным участникам………………………………………………11
2.2 Контроль деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………………13
2.3 Информационные и управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности…………………………………………………………………15
3 Качество российской инфраструктуры рынка ценных бумаг………………………………..17
3.1 Влияние аттестации специалистов кредитных организаций, работающих на рынке ценных бумаг, на качество оказываемых услуг профессиональными участниками ………………….17
3.2 Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и оптимизация его регулирования…….18
Заключение…………………………………………………………………………………………20
Библиографический список……………………………………………………………………….22
Приложение А……………………………………………………………………………………...24
Приложение Б……………………………………………………………………………………...25
Приложение В……………………………………………………………………………………..26
Приложение Г……………………………………………………………………………………...27
Приложение Д……………………………………………………………………………………..28
Приложение Е…………………………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Основной формой государственного контроля за соблюдением профессиональными участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФСФР России, является осуществление проверки.

Основаниями для осуществления  проверок деятельности организаций  могут являться:

  1. планы проверок контролирующего органа;
  2. результаты анализа данных отчетности и информации организаций;
  3. окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;
  4. жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц;
  5. сообщения в средствах массовой информации;
  6. обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России.

Перечень обстоятельств, позволяющий  при их наличии также проводить  проверку профессионального участника. А именно, проверки могут проводиться  при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. имеются факты нарушений организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
  2. имеются факты, позволяющие предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
  3. в результате предыдущей проверки выявлены существенные нарушения организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
  4. реорганизации или ликвидации организации;
  5. иных обстоятельств, предусмотренных законодательством о ценных бумагах.

Следует обратить внимание и на выявление  существенных нарушений организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке  ценных бумаг в результате предыдущей проверки.

Проверки, осуществляемые контролирующим органом, могут быть плановыми и  внеплановыми, а также комплексными и совместными.

Под плановой проверкой понимается проверка, осуществляемая контролирующим органом на основании планов проверок, составленных им на каждый квартал. Включению в планы проверок в преимущественном порядке подлежат организации, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг, а также наличии признаков несостоятельности (банкротства) организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Под внеплановой проверкой понимается проверка, решение о проведении которой  может быть принято контролирующим органом в случае получения им информации о грубых нарушениях организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав владельцев ценных бумаг, не включенная в план проверок контролирующего органа на календарный квартал.

При проведении государственного контроля следует обратить внимание на следующие принципы:15

· презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

· соблюдение международных договоров  Российской Федерации;

· соответствие предмета проводимого  мероприятия по контролю компетенции  органа государственного контроля (надзора);

· периодичность и оперативность  проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально  быстрое проведение его в течение  установленного срока;

· учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

· возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц 

2.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из приоритетных направлений  государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг. ФСФР России обеспечивает раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг. 16

Обеспечение доступности информации на рынке ценных бумаг всем заинтересованным лицам вне зависимости от целей  получения данной информации (раскрытие  информации) является одним из основных принципов функционирования рынка  ценных бумаг.          

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:17

· профессиональный участник рынка  ценных бумаг произвел в течение  одного квартала операции с одним  видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов от общего количества указанных ценных бумаг;

· профессиональный участник рынка  ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг  одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества указанных ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка  ценных бумаг раскрывают указанную  информацию (содержащую наименование профессионального участника  рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам) не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа.

Профессиональный участник рынка  ценных бумаг при предложении  и/или объявлении цен покупки  и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся  у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных  ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.

Законодательство, касающееся раскрытия  информации на рынке ценных бумаг, в  настоящее время является противоречивым, требующим определенной унификации. ФСФР России периодически выпускает  методические рекомендации для того, чтобы хоть как-то заполнить существующие пробелы. Представляется необходимым усовершенствовать структуру представляемой отчетности, пересмотреть ряд показателей, предусмотреть представление профессиональными участниками дополнительных сведений, в том числе: расширить перечень и улучшить структуру собираемых данных (особенно в части данных, характеризующих финансовое состояние участников рынка), сократить сроки формирования и представления отчетности (по отдельным позициям - вплоть до ежедневного представления). Вместе с тем, в настоящее время можно констатировать, что ФСФР России не справляется с обязанностью по созданию системы раскрытия информации. Низкий уровень организационно-технического обеспечения не позволяет четко и оперативно раскрывать соответствующую информацию.

В настоящее время ФСФР России является основным субъектом раскрытия информации на рынке ценных бумаг. На сервере  раскрытия информации ФСФР России размещена  информация о лицензиях, выданных ФСФР России на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, о паевых инвестиционных фондах, о выданных квалификационных аттестатах. Введение единых требований к отчетности в электронной форме позволит усовершенствовать процесс раскрытия информации в ФСФР России.18

Таким образом, деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг должна быть лицензируема. Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании специального разрешения – лицензии.

Деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг контролируется. Основной формой государственного контроля за соблюдением профессиональными участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФСФР России, является осуществление проверки.

 

3 КАЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ  БУМАГ

3.1 ВЛИЯНИЕ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ  КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ  НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, НА  КАЧЕСТВО ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ  УЧАСТНИКАМИ

Одной из важнейших задач государственного регулирования фондового рынка является создание эффективной системы контроля и управления за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Одной из мер по созданию такого рода системы является совершенствование процедуры допуска специалистов на рынок ценных бумаг и минимизация рисков, связанных с уровнем квалификации работников профессиональных участников рынка.

Допуск руководителей и работников профессиональных участников на рынок  ценных бумаг осуществляется в рамках системы аттестации специалистов, установления квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг и оценки их соответствия таким требованиям. Основные требования к специалистам на рынке ценных бумаг устанавливаются ФСФР России в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг.

Аттестации подлежат руководители и специалисты компаний, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми  инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - управляющие компании), а также руководители и специалисты организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированные депозитарии). Кроме того, установлено, что в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, управляющих компаниях и специализированных депозитариях квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно удовлетворять должностное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или не менее половины членов коллегиального исполнительного органа.

В целом, существующее в настоящее  время правовое регулирование системы аттестации не соответствует в достаточной степени потребностям рынка ценных бумаг. К положительным сторонам можно отнести лишь унификацию порядка присвоения квалификации руководителя и специалиста специализированных депозитариев инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов с аналогичным порядком, установленным для профессиональных участников рынка ценных бумаг.19

Законом о рынке ценных бумаг  был введен новый участник рынка  ценных бумаг - финансовый консультант.20 Финансовый консультант - это юридическое лицо, имеющее лицензию брокера/дилера, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг. В связи с этим, должна быть введена новая квалификация - специалиста по корпоративным финансам (финансовому консультированию). Данные специалисты будут оказывать услуги эмитентам в области выпуска и размещения ценных бумаг и, главным образом, в области публичного размещения. Соответственно, должны быть разработаны соответствующие квалификационные минимумы и стандарты экзаменационных тестов, кроме того, созданы новые блоки вопросов и др.  

К основным задачам в данной области  государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  необходимо отнести:

1) разработку совместно с обучающими организациями, саморегулируемыми организациями и уполномоченными организациями новых, расширенных блоков вопросов и квалификационных минимумов, соответствующих законодательству и исключающих возможность механического запоминания ответов;

2) разработку учебных и методических материалов для обеспечения возможности подготовки специалистов;

3) обеспечение свободы доступа  к экзаменам, в том числе  по времени и месту их проведения;

4)повышение качества квалификационных  требований к специалистам рынка  ценных бумаг.

3.2 РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА  ЦЕННЫХ БУМАГ И ОПТИМИЗАЦИЯ  ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Эффективность финансового рынка  в значительной степени предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качества организации взаимодействия оператора финансового рынка и институциональных инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка в конечном счете осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с этим под инфраструктурой финансового рынка предлагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка функций по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в интересах последних. [Приложение Е]

В рамках инфраструктуры можно выделить ее основные составляющие:

- торговая система как совокупность  элементов инфраструктуры, включающая  биржи и иных организаторов  торговли, обеспечивающих куплю-продажу  финансовых инструментов;

- расчетная система как совокупность  элементов инфраструктуры, включающая банки и небанковские кредитные и клиринговые организации, обеспечивающие клиринг сделок с финансовыми инструментами, ведение денежных счетов участников торговли финансовыми инструментами и их клиентов и осуществление расчетов по ее результатам;

- учетная система как совокупность  элементов инфраструктуры, включающая  регистраторов и депозитариев, обеспечивающая  фиксацию и учет перехода прав  собственности на финансовые  инструменты в результате их  обращения. 21[Приложение Д]

    С точки зрения торговых систем и развития инструментария, конечно, есть отдельные проблемы, например, рынок производных инструментов пока не настолько развит, как спот-рынок и рынок РЕПО. Однако, изменение такого положения дел – вопрос временный.

Информация о работе Лицензирование кредитных организаций