Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:39, курс лекций

Описание работы

ОТЛИЧИЯ РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ В СОСТАВЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА, В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит 2 дополненная.docx

— 60.68 Кб (Скачать)

Объем и структура ОА в  значительной степени определяются отраслевой принадлежностью предприятия. Предприятие производственной сферы  имеет высокий удельный вес, запасов  материалов, незавершенного производства.  В сфере обращения – высокий  удельный вес запасов товаров. У  финансов посредников  большой вес  денежных средств и финансовых вложений.

ОА имеют  особенности:

- полностью расходуются  в течение операционного цикла;

- претерпевают изменение  своей натурально-вещественной формы  в течение операционного цикла;

- могут совершать несколько  оборотов за год;

- полностью переносят  свою стоимость на стоимость  готовой продукции.

 

Важной финансовой характеристикой любой организации  является ее ликвидность, то есть способность  вовремя погашать краткосрочные  обязательства. Ликвидность непосредственно зависит от стоимости структуры и оборачиваемости ОА. Для любого предприятия достаточный уровень обеспеченности ОА и высокая степень их ликвидность являются одной из основных характеристик стабильности хозяйственной деятельности.

Для оптимизации  структуры ОА используется их группировка  по следующим критериям:

  1. По экономическим элементам:

- запасы  и НДС по приобретенным ценностям;

- дебиторская  задолженность;

- краткосрочные  финансовые вложения и ДС.

Доля запасов в структуре  ОА производственного предприятия  должна составлять приблизительно 50%. Доля 2 пункта – 45-47%. Для 3 пункта – 3-5%.

  1. По ликвидности:

а) неликвидные:

- затраты на незавершенное производство;

- расходы  будущих периодов;

- налог  на добавленную стоимость по  приобретенным ценностям;

- просроченная  дебиторская задолженность, платежи  по которой ожидаются после  12 месяцев с отчетной даты;

- выданные  авансы.

б) ликвидные:

- запасы  сырья, материалов, готовой продукции  и товаров для перепродажи;

- товары  отгруженные;

- дебиторская  задолженность, платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  с отчетной даты, кроме авансов  выданных.

в) высоколиквидные:

- краткосрочные финансовые вложения и ДС.

 

Управление этой структурой заключается в том, чтобы поддерживать  приемлемый уровень ликвидности ОА, то есть не допускать чрезмерное обременение неликвидными активами, в то же время не допуская существенного увеличение высоколиквидных активов, приносящих минимальный доход.

  1. По сферам:

а) сфера производства (оборотные производственные фонды) ОПФ;

б) фонды обращения  ФО.

Управляя  соотношением между ОПФ и ФО, которое  во многом определяется спецификой в отрасли, необходимо учитывать, что оборотные производственные фонды характеризуясь меньшей степенью ликвидности обеспечивают высокий уровень доходность, поэтому баланс между доходностью и ликвидностью должен обеспечить как эффективность, так и непрерывность деятельности организации. В целом ФО как правило превышают ОПФ, составляя от 60-70% стоимости ОА.

 

ЛЕКЦИЯ 8     07.12.2011

КЛАСССИФИКАЦИЯ ОБОРОТЫХ СРЕДСТВ (ОС)

ОС могут быть классифицированы по следующим направлениям:

- в зависимости от обслуживания  сферы производства и сферы  обращения ОС подразделяются  на средства авансированные в оборотные, производственные фонды и оборотные средства в фондах обращения.

- с учетом особенностей  планирования и принципов организации  производства ОС подразделяются  на нормируемые (планируемые) и ненормируемые (непланируемые).

- по источнику формирования ОС они подразделяются на собственные, заемные и привлеченные (кредиторская задолженность поставщикам).

- по ликвидности ОС  делятся на средства, авансированные  в:

- наиболее  ликвидные активы (ДС в кассе,  на расчетных и валютных счетах  и прочие ДС и средства в  расчетах, то есть активы не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа);

- быстрореализуемые  активы (дебиторская задолженность);

- медленно  реализуемые активы (производственные  запасы и затраты);

- трудно реализуемые  и неликвидные активы.

 

СОБСТОБОРСРЕД = Текущие активы – Краткосрочные обязательства

СОС = КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ +ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАЙМЫ – ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

СТРУКТУРА ОС – соотношение  между статьями баланса, зависящее  от ряда факторов:

- производственных (состав затрат на производство, тип производства (массовое, серийное, единичное), характер изготовляемой  продукции, длительности производственного  цикла);

- особенности  материально-технического снабжения  (периодичность и регулярность  поставок, удельный вес комплектующих  изделий и другое).

 

НОРМИРОВАНИЕ ОС

Норматив по отдельному элементу ОС рассчитывается по формуле. Норматив равен однодневному расходу или  выпуску умножить на норму запаса в днях.

    1. Норматив производственных запасов. Однодневный расход производственных запасов на норму запасов дня.
    2. Норматив незавершенного производства. Это однодневные затраты на производство валовой продукции умножить на длительность производственного цикла и умножить на коэффициент нарастания затрат.
    3. Норматив оборотных средств на готовую продукцию. Это однодневный выпуск товарной продукции по производственной себестоимости и умножить на норму оборотных средств по готовой продукции.

 

ЛЕКЦИЯ 9    12.12.2011  

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБ С выражается в полезном результате, получаемом предприятием в процессе осуществления своей деятельности. Финансовое состояние предприятия находится в прямой зависимости от состояния ОС, организации их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшей отдачи в форме прибыли.

Эффективность определяется показателями оборачиваемости.

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ОБ С – их движение в процессе производства и реализации произведенного продукта, то есть длительность одного полного кругооборота средств от приобретения производственных запасов до реализации готовой продукции и поступления вырученных денег на счет предприятия.

 

Оборачиваемость оборотных средств выражается с  помощью следующих показателей:

- коэффициент оборачиваемость  (рассчитывается как отношение  объема продаж к среднему остатку  оборотных средств);

Пример: за год объем продаж составил 10 млн руб. ОБ капитал 2 млн руб.

К об = 5, то есть на каждый рубль ОБ С реализовано 5 рублей товарной продукции, или вся сумма оборотных средств за год совершила 5 оборотов.

 

- длительность одного  оборота (в днях) (рассчитывается как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости);   365/5 =73 оборота

 

- отдача ОБ С (рассчитывается как отношение стоимости товарной продукции (выручки) к среднему остатку оборотных средств).

Пример: 1 куб. м, 22 * 100, б/с (бессортный)

с/с незавершенного производства, 120*42=2800 руб. за 1 куб. м. умножаем на величины накладных расходов 1,3 и умножаем на плановую рентабельность 1,2. Получается 4 368 руб. Далее обработка

с/с готовой продукции 3200, накладные 1,3 и 1,2 = 4992 руб. (по прейскуранту).  20% 3000+80%*4992 = 4594 руб.

Оценка продукции:

- по себестоимости;

- по цене товарной;

- по цене реализованной  (учтены реализованные остатки).

 

Важнейшим индикатором эффективности  управления ОБ А является продолжительность производственного операционного и финансового цикла.

  1. Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов ОБ А, используемых для обслуживания производственных процессов, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая выпуском готовой продукции (отгрузкой ГП);
  2. Финансовый цикл – период времени, в течение которого ДС, вложенные в Об А совершают один полный оборот. Начинается с момента оплаты поставщикам материалов, погашения кредиторской задолженности и заканчивается моментом получения денег от покупателей за отгруженную продукцию, погашение дебиторской задолженности;
  3. Операционный цикл – период времени, между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации продукции. Длительность рассчитывается как сумма продолжительности оборота материальных ОБ С и длительности оборота дебиторской задолженности.

 

А Период оборота кредиторской задолженности

Б Финансовый цикл задолженности

В Операционный цикл

Г производственный цикл

Д Период оборота кредиторской задолженности

В данной классической схеме  не учтено наличие аванса, то есть предоплаты.

 

В общем виде финансовый цикл = производственный цикл + период оборота  дебиторской задолженности –  период оборота кредиторской задолженности + период оборота авансов.

 

 

 

 

Возможны следующие варианты финансовых циклов. Условные обозначения: 1 – Время пребывания сырья и  материалов на складе; 2 – продолжительность  производственного процесса; 3 –  время пребывания готовой продукции  на складе; 4 – срок погашения дебиторской  задолженности; 5 - срок погашения кредиторской задолженности; 6 – продолжительность  обращения выданных авансов; 7 –  продолжительность обращения полученных авансов.

  1. КЛАССИЧЕЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ

 

 

 

  1. ОПЕРАЦИОННЫЙ  ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ

 

 

 

 

3 УДЛИННЕННЫЙ ФИНАНСОВЙ  ЦИКЛ

4 УКОРОЧЕННЫ ФИНАНСОВЙ  ЦИКЛ     ДОПИСАТЬ И ДОРИСОВАТЬ

 

 

ЛЕКЦИЯ 10   14.12.2011

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ ЦИКЛОВ

Тип финансового цикла

Характеристика 

Влияние на прибыль и финансовую устойчивость предприятия 

Классический

Дебиторская задолженность превышает  полученные авансы и кредиторская задолженность превышает выданные авансы. Продолжительность циклов приблизительно одинаковая

Не оказывает влияния на финансовую устойчивость, поскольку дебиторская  задолженность уравновешивается кредиторской. Возникает небольшой выигрыш во времени за счет смещения финансового цикла относительно операционного. Небольшое положительное влияние на прибыль.

Обратный 

Полученные авансы превышают дебиторскую  задолженность. Выданные авансы превышают  кредиторскую задолженность. Продолжительность  циклов примерно равна

Не оказывает влияния на финансовую устойчивость, поскольку дебиторская  задолженность уравновешивается кредиторской. Небольшие потери во времени за счет смещения в обратном направлении финансового цикла. Небольшое отрицательное влияние на прибыль.

Удлиненный

Дебиторская задолженность превышает  полученные авансы. Выданные авансы превышают кредиторскую задолженность. Финансовый цикл значительно дольше операционного.

Оказывает положительное влияние  на финансовую устойчивость, поскольку  приводит к росту дебиторской  задолженности, как ликвидного актива, но отрицательное влияние на прибыль, поскольку приводит к потребности  в дополнительном финансировании.

Укороченный

Полученные авансы превышают дебиторскую  задолженность. Кредиторская задолженность  превышает выданные авансы. Финансовый цикл значительно меньше операционного.

Незначительное отрицательное влияние  на финансовую устойчивость, поскольку  приводит к росту кредиторской задолженности. Положительное влияние на прибыль, потому что приводит к уменьшению потребности в дополнительном финансировании.


 

 

Сокращение длительности финн может быть достигнуто следующим  образом:

  1. Уменьшением производственного цикла за счет оптимизации схемы закупки сырья, оптимизации производственного процесса и уменьшения времени нахождения готовой продукции на складе.
  2. Уменьшением срока погашения дебиторской задолженности за счет ужесточения кредитной политики при условии, что это позволяют рыночные взаимоотношения.
  3. Увеличением срока погашения кредиторской задолженности за счет получении отсрочки платежа.

 

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Целью управления ДЗ является оптимизация ее размера и структуры, а также стимулирование объема продаж за счет использования эффективной  кредитной политики. Для достижения этой цели используют:

- управление структурой  задолженности;

- контроль над платежной  дисциплиной покупателей;

- разработка эффективной  кредитной политики (товарные кредиты).

 

На размер ДЗ влияют следующие  факторы:

  1. Объем продаж;
  2. Рыночная позиция предприятия;
  3. Интенсивность конкуренции на рынке;
  4. Политика взыскания ДЗ;
  5. Политика кредитования различных групп клиентов.

 

ДЗ может быть классифицироваться по след критериям:

  1. По экономическому содержанию: задолженность покупателей и заказчиков, авансы выданные, прочие. Управление этой структурой заключается в том, чтобы минимизировать удельный вес выданных авансов в составе дебиторской задолженности.
  2. По срокам погашения: краткосрочная (до 3-х месяцев) и долгосрочная (выше 3-х месяцев). Цель управления структурой по срокам возникновения заключается в том, чтобы уменьшить удельный вес задолженности с большим сроком, вероятность погашения с увеличение срока уменьшается.
  3. По своевременности возврата: нормальная и просроченная. Цель управления- уменьшение доли просроченной задолженности.
  4. По возможности взыскания: надежная, сомнительная (непогашенная в срок и необеспеченная), безнадежная (с истекшим сроком исковой давности, по которой есть решение государственного органа по невозможности взыскания), задолженность ликвидированных организаций. Цель управления – минимизация сомнительной и безнадежной задолженности.
  5. По группам дебиторов: группа А (80% суммарной ДЗ), группа В, группа С (15%). Такая классификация нужна для выявления задолженности, которая подлежит постоянному контролю – группа А. группы В, С – периодический контроль.
  6. По номенклатуре реализуемой продукции. Цель – выявление видов продукции, на которую приходится основная сумма ДЗ.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"